Для занятий кружка электронной автоматики следует выделить отдельное помещение, светлое, вентилируемое и достаточно просторное, чтобы разместить 15—16 рабо­чих мест и учебное оборудование. Необходимо также предусмотреть небольшое подсобное помещение-кладо­вую.

В таком специально оборудованном кабинете или ла­боратории в неделю могут заниматься до 6 кружков или около 100 ребят. Если предполагается организовать за­нятия только 2—3 кружков электронной автоматики, то в этом же помещении может также заниматься и радио- кружок.

Единой схемы организации помещения для занятий кружка электронной автоматики не существует, так как она в каждом конкретном случае определяется возмож­ностями того внешкольного учреждения, школы, пионер­ского лагеря, где предполагается организовать подоб­ный кружок.

Планировка помещения, порядок размещения в нем мебели, оборудования могут быть достаточно произволь­ными. Площадь его должна быть не менее 50 ж2. На этой площади будущему руководителю кружка прежде всего предстоит наиболее рационально и целесообразно разместить все оснащение кружка.

Сюда входят:

рабочие столы для занятий кружковцев и стол преподавателя;

шкафы для хранения инструментов, материалов, де­талей и неоконченных работ кружковцев;

слесарный верстак и стол с измерительной аппарату­рой для настройки схем;

стенды для учебно-наглядных пособий и для работ, выполненных в кружке;

станки (сверлильный, токарный, заточный, намоточ­ный и др.), если для них не предусмотрено отдельное помещение (мастерская).

Для хозяйственных нужд кружка необходимо специ­ально оборудованное подсобное помещение — кладовая. Однако выделить отдельное помещение под кладовую, да еще, чтобы территориально оно находилось недалеко от комнаты, в которой проходят занятия кружка, удается редко. Если позволяет площадь, кладовую можно уст­роить, отделив небольшую часть учебного помещения с помощью легкой перегородки или в крайнем случае шка­фов.

В первую очередь следует решить, учитывая специ­фику помещения, каким образом будут размещены рабо­чие столы для занятий членов кружка. Затем переходят к расстановке остальной мебели.

Различные варианты размещения мебели и оборудо­вания лучше всего «отрепетировать» на плане-чертеже учебного помещения, выполненного в масштабе 1 :50. На плане следует пометить «отправные пункты» будущей лаборатории автоматики — выводы кабелей электропи­тания, розетки электросети, выключатели и рубильники, распределительные коробки и электрощиты с предохра­нительными устройствами, а также выводы водоснабже­ния и противопожарные устройства. Далее на отдельном листе плотной бумаги в гом же масштабе, что и основ­ной план, вычерчивают контуры мебели и габаритного оборудования, предназначенных к размещению в данном помещении. Полученные таким образом изображения следует вырезать и поместить каждый из них словами шкаф», «стол», «верстак» и т. д. в соответствии с реаль­ными предметами. Теперь, учитывая «отправные пункты» и по-разному располагая бумажные прямоугольники па плане-чертеже, выбирают наиболее приемлемое распо­ложение мебели и оборудования.

Существует несколько основных вариантов размеще­ний рабочих мест и оборудования в учебной лабораго­рни. В первую очередь можно рекомендовать вариант, при котором рабочие столы расположены по центру по­мещения. Столы в этом случае устанавливают в два ря­да, вплотную друг к другу и закрепляют. Вдоль образо­ванного таким образом помоста из столов, в середине и по всей его длине, устанавливается деревянный короб высотой 20 см и шириной 30 см. На коробе монтируется вся электроарматура: розетки электропитания, держате­ли предохранителей, сигнальные лампочки, контрольные стрелочные измерительные приборы, выключатели и т. д. Внутри короба проложены провода электропитания. Ий торцевой части короба, обращенной к столу преподава­теля, устанавливают кнопку дистанционного включения и выключения питания на рабочих местах, контрольные вольтметр и амперметр.

Всю остальную поверхность столов делят на 16 ра­бочих мест (по восемь мест с каждой стороны короба) из расчета, что ширина одного места должна быть не менее 60 см. Во время занятий учащиеся сидят в два ряда друг против друга (рис 1).

На плане часть помещения отведена под кладовую. Шкафы, стенды, верстак, столы со станками и прибора­ми размещены вдоль стен.

Рабочие столы в лаборатории можно также устано­вить в несколько рядов. Кружковцы при этом сидят ли­цом к преподавателю, что очень удобно при проведении теоретических занятий, демонстрации учебно-наглядных пособий, учебных кинофильмов и диапозитивов, при про­ведении различных опытов по электричеству. Но подве­сти электропитание к рабочим местам в данном случае сложно. На тех участках, где провода должны быть про­ложены по полу, их необходимо надежно защитить от повреждений, закрыв кожухом или поместив в металли­ческую трубу. Если пол деревянный, кожух или трубу закрепляют на его поверхности с помощью металличес­ких скоб. В бетонном полу следует выдолбить неболь­шой желобок, поместить в него трубу с проводами и за­цементировать.

Очень часто рабочие столы в учебном помещении рас­полагают в несколько рядов, в торец к стене или вдоль стен, по периметру комнаты.

Задача электроснабжения рабочих мест здесь реша­ется наиболее просто: установленные на рабочих местах электрораспределительные коробки включают непосред­ственно в настенные розетки.

Вместе с тем при расстановке рабочих столов в соот­ветствии с двумя последними вариантами полезная площадь лаборатории используется нерационально. Ведь кроме рабочих столов, в лаборатории нужно разместить оборудование, шкафы, стенды, которые обычно также располагают вдоль стен. В этом случае необходимо до­статочно просторное помещение.

В размещении оборудования должен быть четкий по­рядок. Помещение лаборатории не следует перегружать лишней мебелью — различного рода «запасными» шка­фами и столами или станками и приборами, имеющими ограниченное применение. Необходимо «успокоить» ин­терьер, внести гармонию, согласовав отдельные элемен­ты.

Большое значение для красоты интерьера имеют фор­мы оборудования и его цвет, а также окраска стен поме­щения.

Уже давно было отмечено влияние цвета на человека. Цвет может возбуждать человека или успокаивать его, утомлять или, наоборот, снижать утомляемость, подни­мать настроение или действовать угнетающе. Успокаи­вающее влияние на человека оказывают желтый, зеле­ный, голубой цвета и их оттенки.

Желтый цвет — цвет наибольшей светимости в спект­ре, стимулирующий зрение. Различные тона желтого цве­та оказывают успокаивающее влияние на нервную систе­му человека.

Зеленый цвет — успокаивающий цвет, цвет природы.

Голубой цвет светлый, свежий и прозрачный. Было отмечено, что этот цвет наиболее успокаивающий.

В связи с этим для оформления интерьера можно ре­комендовать различные оттенки желтого, зеленого и го­лубого цветов.

Необходимо также, чтобы в учебной лаборатории бы­ло нормальное освещение. Нормальное освещение поме­щения и рабочих мест — совершенно необходимое усло­вие каждой работы. Недостаточное освещение вызывает перенапряжение зрения, утомление всего организма. Ра­зумеется, рабочие места должны быть выбраны по воз­можности так, чтобы при естественном свете не было на­добности в дополнительном освещении.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top