1.  В  предложении  Бумага  истлела  «спрятано»  слово  аист.  В  четырёх  из  этих  пяти  предложений  «Спрятаны»  названия  овощей,  а  в  одном – название  цветка,  В  каком?

 

 

         (А)  Впереди  скала.               (Б)  На  полу.                (В)  На  ковре  паук.

         (Г)  банка  пуста.                    (Д)  Зима  кончается.                                        (3 б.)

 

2.  Собака  лает.  Кошка  мяукает.  Свинья  хрюкает.  А  осёл?

 

         (А)  мычит      (Б)  блеет       (В)  кудахчет       (Г)  ржёт       (Д)  ревёт         (3 б.)

 

3.  У  какого  из  этих  глаголов  формы  прошедшего  времени  образуются  не  так,  как  у  остальных?

(А)  подпрыгнуть                   (Б)  прикрикнуть          (В)  намокнуть

(Г)  задёрнуть               (д)  присвистнуть                                                                 (3 б.)

 

4.  Уходя  с  занятия  компьютерного  кружка,  учитель  сказал  ученикам: «Вы  должны  решить  задачу,  а  также  дописать  программу.  После  этого  можете  поиграть».  Коля  решил  задачу,  дописал  программу  и  поиграл.  Миша  дописал  программу,  решил  задачу  и  поиграл.  Вася  решил  задачу,  дописал  программу  и  ушёл домой.  Кто  из  ребят  выполнил  требование  учителя?

 

         (А)  только  Коля                   (Б)  Вася  и  Коля                   (в)  Коля  и  Миша

         (Г)  Миша  и  Вася        (Д)  все  трое                                                               (4 б.)

 

5.  Какое  из  этих  слов  по  смыслу  заметно  «выпадает»  из  ряда  остальных?

 

         (А)  кухня     (Б)  гостиная     (В)  спальня     (Г)  коридор (Д)  ванна            (4 б.)

 

6.   В  каком  из  этих  слов  на  месте  пропуска  пишутся  двойные  согласные?          

 

         (А)  липовая  а….ея               (Б)  дли….а  коридора          

         (В)  ю….ый  спортсмен                  (Г)  почётная  гра….ота                                              (4 б.)

 

7.  Вот  10  фразеологических  сочетаний:

1)  на  воре  шапка  горит               2)  поменять  шило  на  мыло                   3)  вор  на  воре

4)  на  ловца  и  зверь  бежит          5)  на  Маланьину  свадьбу             6)  с  часу  на  час 7)  меняться  на  глазах                        8)  на  чём  свет  стоит                    9)  на  все  сто

10)  на  дворе  трава,  на  траве  дрова

  • С  каким  падежом  предлог  на  встретился  чаще,  чем  с  другими?          (5 б.)

 

(А) с  родительным      (Б)  с  дательным          (В)  с  винительным

(Г)  с  предложным      (Д)  среди  всех  ответов  нет  правильных

 

8.  С  каким  из  этих  слов  не  сочетается  прилагательное  чайный?

 

         (А)  церемония    (Б)  сервиз (В)  роза     (Г)  сорт     (Д)  ложка                     (5 б.)

 

 

 

 

 

 

 

         Истинная  любовь  к  своей  стране  немыслима  без  любви  к  своему  языку.

                          К. Г. Паустовский

 

Слово  о  словах

Когда  ты  хочешь  молвить  слово,

Мой  друг,  подумай – не  спеши.

Оно  бывает  то  сурово,

То  рождено  теплом  души.

Оно  то  жаворонком  вьётся,

То  медью  траурной  поёт.

Покуда  слово  сам  не  взвесишь,

Не  выпускай  его  в  полёт.

Им  можно  радости  прибавить

И  людям  душу  отравить.

Им  можно  лёд  зимой  расплавить

И  камень  в  крошку  раздолбить.

Оно  одарит  иль  ограбит,

Пусть ненароком,  пусть  шутя.

Подумай,  как  бы  им  не  ранить

Того,  кто  слушает  тебя.                                                                      В. Солоухин

 

 

Слово  дано  человеку

не  для  самоудовлетворения,

а  для  воплощения  и  передачи  той  мысли,  того  чувства,  той  доли  истины  или вдохновения,  которым  он  обладает,  другим  людям.

 В. Г. Короленко

 

В  день солнечный  июльский –

Цветы,  цветы  вокруг!

Красив  язык  мой  русский,

Как  этот  чудный  луг!

Иду  тропинкой  узкой –

Деревья  до  небес!

Могуч  язык мой  русский,

Как  этот  русский  лес!

И  в  радости,  и  в  грусти –

Он  всякий  час  со  мной,

Родной  язык  мой  русский,

Как  Родина  родной!

                                  А. Шибаев

 

Олимпиада  по  русскому  языку.  Школьный  тур.  3 класс.

 

  1. Спиши.  Вставь  пропущенные  буквы,  поставь  ударения. 

 

Алф…вит,        кр…пива,  щ…вель,  р…мень,  к…мбайнер,  к…л…метр,  свекла.

 

  1. 2.    Запиши  по  3  слова  с  двумя  безударными  гласными  О,  Е  в  корне.

 

3.  Запиши  существительные  в  форме  родительного  падежа     

     множественного  числа.

    

Яблоко,  помидор,  телёнок,  килограмм,  чулки,  сапог.

 

4.  От  существительных  образуй  и  запиши  глаголы  с  частицей  -ся.

 

Свет,  правда,  свобода,  земля.

 

     5.  Какими частями  речи  могут  быть  данные  слова?

          Составь  с  ними  словосочетания  и  разбери  данные  слова 

          по  составу.        

 

Мели,  окуни,  пряди,  простой.

   

     6.  Замени  каждый фразеологизм  одним  словом.

          

Мозолить  глаза,  клевать  носом,  бить  баклуши,                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

     7.  Найди  к  каждому  устойчивому  сочетанию  в  левом  столбике

          противоположное  по  смыслу  в  правом.  Соедини  линией.

 

Лясы  точить.                                                Не  покладая  рук.

Держать  ухо  востро.                                   Держать  язык  за  зубами.

Сидеть,  сложа  руки.                                  Воды  в  рот  набрать.

От  рук  отбиться.                                         Ворон  считать.

Во  всю  Ивановскую  (кричать).             В  руки  взять.

На  чужой  шее  сидеть.                              Своим  горбом  жить.

 

  1. Запиши,  изменив  написание  предложения  так,  чтобы  изменился  смысл  вопроса.

        

Зачем  язык  во  рту?

         Почему  самолёты  летают?

         Отчего  утки  плавают?

Олимпиада  по  русскому  языку.  Школьный  тур.  2  класс.

 

  1. Подчеркни  слова,  в  которых  только  твёрдые  согласные  звуки.

Малыш,  лужицы,  пальцы,  подъезд,  таблица,  оркестр.

 

  1. Запиши  2  слова,  в  которых  букв  больше,  чем  звуков,         

и  2 слова,  в  которых  звуков  больше,  чем  букв. 

 

    3.  Вставь  пропущенные  буквы,  где  это  нужно.

         Сер…ёзный,   об…явление,   мудрос…ть,   в…ётся,   птен…чик.

 

    4.  Вставь  в  стихотворение  подходящие  по  смыслу  предлоги.

Я   …   утра   …   лесу  гуляю,

…    росы  я  весь  промок.

Но  зато  теперь  я  знаю

…      берёзку  и    …    мох,

…      малину,  ежевику,

…      ежа  и    …    ежиху,

…    которой   …    ежат

Все  иголочки  дрожат.

 

  1. 5.      Составь  из  данных  слов  предложение  и  запиши  его,  разделив  слова  на  слогиПоставь  ударение,  обозначь  все  орфограммы.

Парк,  от,  дома,  нашего,  недалеко,  прекрасный.

 

  1. Прочитай  текст.  Поставь  нужные  знаки  в  конце  предложений.  Исправь  ошибки.

                 Мою   бабушку   зовут   вера   Петровна   она   живёт

 

 в   москве   на  улице   русакова.  Я   часто   бываю   у   Бабушки

 

 мы   любим   ходить   в   Парк   Сокольники.

 

      7.*  У  К. И. Чуковского  есть  замечательная  книга – «От  двух  до

             пяти».  В  ней  собраны  увлекательные  рассказы  и  истории 

             о  речи  маленьких  детей.

    Познакомься  с  некоторыми  из  них

    Подчеркни  ошибки  и  напиши  в  скобках  верное  слово.

– Стрелка  на  часах  ходнула  разок.  (……………………..)

– Я  только  чуть-чуть  откуснул  от  пирожка.  (………………..)

– Какое  червячное  яблоко!  (…………………………)

– Ой,  как  больнуло  живот!  (…………………………)

– Какой  песок  песучий!         (…………………………)

– Пугательные  глазки.            (………………………...)

               

         Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.         2 класс.  1-й  тур.

          

1.  Допиши  буквы.

 

.        В       Д       .        .        Г

 

                 П        .        .       С      Ш       .                                                          (1б.)

 

2.  Выпиши  слова,  и  подчеркни  буквы  в  которых  «прячется» 

     звук   й  .

                  

Ёлка,  помнишь  под  травой

                   Жил  в  норе  приятель  твой.

                   И  гулял  в  иголочках,

                   Как  живая  ёлочка.                                         (по  1б.  за  слово)

 

…………………………………………………………………………………

 

3.  Спиши  без  ошибок.

Снег  да  снек  кргом  ложытся,

Снек  насонце  серебрится.

                   Толко  ёлочько  стаит

Будто  летняя  на  вит.                                             (см.  з-е  2)

 

 ………………………………………….........................

…………………………………………………………..

 ………………………………………….........................

…………………………………………………………..

 

4.   Сколько  предложений  ты  можешь  придумать  со  словом  замок?

     Запиши  их.                                                                                        (2б.)

 

………………………………………………………………………………

 

5. Мы – малышки-коротышки.                                        …ус…

    Будем  рады,  если  ты                                                   …ус…

    Поразмыслишь  и  отыщешь                                        …ус…

    И  начала,  и  хвосты.                                                    …ус…       (см.  з-е  3)

 

Допиши  по  одной  букве  в  начале  и  в  конце,  чтобы  получились  слова.

 

 

 

Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.         3  класс.  1-й  тур.

 

1. К  данным  существительным  подбери и  запиши  одно  из  двух  прилагательных.

        

Мастер:  искусный  или  искусственный?   ……………………………………

          Клён:  высокий  или  высотный?                          ……………………………………

 

2.  Запиши  слово – отгадку.                                                                (З.1,2 – по 2б.)

 

Наш  первый  слог  тот  отгадает,

Кто  ноты  хоть  немного  знает.

Второй  и  третий – оленя  украшают.

А  целое – нередко  сил  лишает.                             …………………

 

3.  Запиши,  изменив  написание  предложений  так,  чтобы  изменился  смысл 

     вопроса.                                                                                      (За  каждое – 2б.)

        

Зачем  прячется  солнце?        ..…………………………………………………

         Отчего  утки  плавают?        ………………………………………………….

 

4.  Какими  частями  речи  могут  быть  следующие  слова:  мели,  окуни?

Составь  с  ними  словосочетания  и  разбери  их  по  составу.                       (По  2б.)

…………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………

 

5. Найди  ошибки.  Запиши  правильно.                            (За  каждое  пр-ние – 2б.)

        

Водитель  попросил  оплатить  за  проезд.

…………………………………………………………………………………………..

 

         В  этом  рассказе  рассказывается  про  жизнь  лесных  животных.

…………………………………………………………………………………………..

 

6.  Выпиши  однокоренные  слова.  Выдели  корень.                   (3б.,  если  все  слова.

                                                                                              0б., если  1 ошибка)

Дождик  льёт – кругом  вода,

         Мокнут  столб  и  провода,

         Мокнут  кони  и  подвода,

         Дым  над  крышами  завода.

         От  бегучих  быстрых  вод

         Задрожал  водоотвод.

         Протекает  небосвод.

         На  земле  водоворот.

         А  по  лужам  у  ворот

         Дети  водят  хоровод.

 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.         4  класс.  1-й  тур.

 

1.Выдели  одинаковые  окончания  в  именах  существительных.       (Каждое  1 б.)

 

         Домов ,  коров ,  столов ,  ковров ,  голов ,  основ .

        

Степей ,  ножей ,  ушей ,  юношей ,  шей .  

 

2.  Вставь  пропущенные  буквы,  объясни  правописание.                                         (3б.)

 

         Деревенский  ст…рожил             ………………………………………………….

         Сад  колхозный  ст…рожил.       ………………………………………………….

 

3.  Выпиши  пары  слов  с  вопросами.  Запиши  название  произведения  и  автора.

                                                                                    (Каждая  пара – 2б. +  2б.)

 

К  большому  листу  подплыла  жаба  и  поставила  туда  ореховую скорлупу     с  девочкой.

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

         ………………………………………………………………………………………

 

4.  Разбери  по  составу.                                                                        (Каждое – 1б.)

 

         С л е п и т ь   г л а з а  –  с л е п и т ь   и г р у ш к у .

        

С к у п и т ь   к н и г и  –  с к у п о й   н а   л а с к у .

 

5.  Найди  ошибки.  Запиши  предложения  правильно.                                 (По 1б.)

                                                                                                                                         

         Повар  посолил  суп  солью.       …………………………………………………..

        

На  хрустальной  люстре   много  висячих  висюлек.

         ……………………………………………………………………………………

 

6.  Замени  пословицы  разных  народов  русскими  пословицами,  выражающими  тот  же

      смысл.                                                                                      (За  каждую – по  2б.)

 

         Тот  не  заблудится,  кто  спрашивает.

 

         ………………………………………………………………………………………     

Тот,  кто  не  учится,  ходит  в  потёмках.

 

……………………………………………………………………………………….

 

 

    Олимпиадные  задания  по  русскому  языку. Школьный  тур.  2008 г.     В – 1

 

1. Вставьте  пропущенные  буквы,  поставьте  ударение:                                         (2 б.)

 

    п…тля,  ст…ляр,  ш…фёр,  р…мень,  к…клюш,  в…рота,  гус…ница,  хв…рост.

                                                                                                                         

2Портфель.  Почему  так  назвали?                                                                        (3 б.)

 

……………………………………………………………………………………………………..

 

……………………………………………………………………………………………………..

 

3.  Запишите  как  можно  больше  слов,  которые  называются  многозначными.    (1 б.)

 

……………………………………………………………………………………………………

 

……………………………………………………………………………………………………..

 

4.  Определите,  в  каком  значении  употреблено  слово  красный:                        (4 б.)

 

  • Не  красна  изба  углами,  а  красна  пирогами.  …………………………………….

 

  • Ясен  месяц,  красно  солнышко.  ……………………………………………………..

 

  • Расцвела  красная  гвоздика.  ………………………………………………………….

 

Какое  это  слово:  однозначное  или  многозначное?  ……………………………………                                

5.  Запиши  по  два  слова  с  безударной  гласной  в  корне,  проверь  их:  путём:     (3 б.)

 

  • путём  изменения  слова                  ………………………………………………………

 

……………………………………………………...

 

  • подбором  родственных  слов         ………………………………………………………

 

……………………………………………………...

 

6.  Подчеркни  только  родственные  слова.  Выдели  в  них  корень:                        (2 б.)

 

     подснежник,  снежок,  снеговик,  подснежники,  снеговики,  снегопад,  снежный.

 

7.  Выбери  и  запиши  слова,  в  которых  букв  больше,  чем  звуков:                               (2 б.)

 

     дом,  лейка,  изгородь,  тропинка,  просьба,  повозка,  свёкла,  редька,  гроздья       

     ягод,  подъезд.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top