Каждый ребёнок, участвуя в упражнении, учится свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать своё мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других.
Упражнения проводятся в два этапа:
Первый – ответы на вопросы.
Второй – анализ происходящего.
Ведущие располагаются в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. И после заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает: кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат.
Запрет: участники упражнения не имеют права кого-либо критиковать, спорить, Они могут высказать только своё мнение.
Вопросы для обсуждения:
- Хорошо ли вы знаете свои права?
- Считаете ли вы, что дети разной национальности, вероисповедания, состояния здоровья, происхождения обладают равными правами.
- Считаете ли вы, что ваша семья играет решающую роль в вашей жизни?
- Уважают ли твои права, как ребёнка и человека в семье, в школе?
- Считаете ли вы, что права ребёнка важнее, чем права взрослого?
- Всегда ли вы свободно выражаете своё мнение по какому-либо вопросу?
- Достаточно ли необходимой информации вы получаете из радио, газет, журналов, ТV?
- Осуждаете ли вы грубость, вымогательство, применение силы в ссорах и спорах?
- Смогли бы вы сами оскорбить, избить за что-либо другого человека?
- Считаете ли вы, что наше государство заботится о подрастающем поколении?
- Знаете ли вы свои обязанности по отношению к другим людям, природе, Отечеству?
- Знаете ли вы, кто в вашем городе, селе, районе может защитить ваши права?
- Считаете ли вы, что в большинстве случаев вы правы?
- Вы знаете, для чего вы живёте?
После того, как вопросы закончатся, предлагается перейти к анализу поднятых проблем.
Вопросы к анализу:
- Понравилось или нет, если да – то почему. Было ли интересно?
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Были ли вопросы, на которые хотелось бы ответить искренне?
- Как чувствовали себя ребята, оставшиеся в меньшинстве?
- Трудно ли было отстаивать своё мнение?
- Были ли вопросы, на которые вы отвечали задумавшись?
- Что чувствовали к тем, кто давал ответы противоположные?
- Смущали какие-нибудь вопросы?
- Менялось ли ваше мнение в процессе обсуждения?
- Что нового для себя и в себе Вы открыли?