Г Л А Г О Л                                                        

Что без меня предметы? Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт

Летит ракета, люди строят здания,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

 

Одна область страны «Речь» – это Глагол. Слова, живущие в ней, очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают слова области «Имя существительное».

Стоит у них спросить Что делали? Что делают? Что будут делать? имена существительные, как тут же следует ответ. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом «делать», иначе ответ не получишь.

С существительными глаголы – большие друзья. Когда их объединяют общие интересы, они образуют предложения и могут о многом порассказать и детям, и взрослым.

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить,       иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить. А все возможные формы, которые образуют глаголы, и перечислить почти невозможно.

Глагол – это «самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»                                                                                                                                  А. Югов

 

1. Глагол – это самостоятельная часть   речи.

Обозначает действие или состояние предмета.

Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и их формы.

Интересная часть речи

В русском   языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит,   пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит жарит моет, чистит –

Всё расскажет вам глагол.

2. Начальная форма глагола – это неопределённая форма   или инфинитив:

что делать? жить   что сделать? прожить

                         нести                         пронести

                         беречь                         сберечь

3. Постоянные признаки:

Глаголы бывают:

совершенного вида       (действие уже сделано или будет сделано):    

что сделать?   – подумать, обрадоваться;      

несовершенного вида     (действие не закончено):

что делать? – думать, радоваться

4. Глаголы бывают I и II спряжения.

Алгоритм определения спряжения глагола

  • ставлю глагол в неопределённую форму;
  • нахожу суффикс (гласную) перед -ТЬ
  • определяю спряжение        1

Ко II спряжениюотносятся:

а) все глаголы на -ить (кромебрить, стелить);

б) глаголы-исключения:   7 глаголов на -еть;

                                               4 глагола   на -ать.

Глаголы – исключения:

Гнать, держать, смотреть и видеть,  

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и терпеть,

И зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

В этих глаголах мы пишем лишь -И- !

 

   К I спряжению относятся все остальные глаголы,

   оканчивающиеся на -ать, -оть, -еть,   -ять, -уть,   -ыть)

       

! Не на -ить, не исключение,

Значит, I с п р я ж е н и я.

Запомни: при определении спряжения глагол в Н. Ф. должен быть

того же вида, что и личная форма.

Что делаю? решаю, н. ф. – что делать? решать – несов. вид

Что сделаю? решу, н.ф. – что сделать? решить – сов. вид

  

                     Непостоянные признаки:

5. Глаголы изменяются по временам.

Например: Пр. вр.   что (с)делал?         (про)читал

                                Н. вр.   что делаю?             читаю

                               Б. вр.   что сделаю?           прочитаю    (Б. вр. простое)

                                               что буду делать?   буду читать (Б. вр. сложное)                  

Этот хитренький глагол                                    Прошедшее время сказало о том,

Себе   время изобрёл.                                 Как листья желтели над чистым прудом.

«Ухожу, - кричит, - сегодня!»                  Смотрите, друзья, в настоящем со мной

«Я вчера, - сказал, - ушёл.»                        Цветы расцветают ранней весной.

«Завтра, - молвит, - я уйду.»                    А в будущем времени сможем узнать,

Позавидуйте ему.                                       Как школьники будут   расти и мужать.

 

               Образование временных глагольных форм

 

Несов. вид

что делать?

Сов. вид

что с делать?

       Пр. вр.

   что   делал?

         строил

что с делал?

     построил

     Н. вр.

   что   делаю?

           строю

           ¾

         Б. вр.

что буду   делать?

         буду строить

что с делаю?

       построю

  1. 6. Глаголы во всех временах изменяются по числам:

Ед. ч. – смотрел,   смотрит, посмотрит

Мн. ч. – смотрели, смотрят, посмотрят                                                                   2

7. Глаголы в настоящем и будущем времени   спрягаются.

Спряжение - это изменение окончаний глаголов по лицам и числам.

           Ед. ч.                                             Мн. ч.

I лицо       я   по ю́,     говор ю́                 мы по ём,   говор и́м

        II лицо   ты по ёшь, говор и́шь              вы   по ёте, говор и́те

         III лицо   он по ёт,    говор и́т               они по ют,   говор я́т

8. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам:

м. р. (он)   – светил

ж. р. (она́) – светил а

ср. р. (оно́) – светил о      

Синтаксическая роль

9. В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

 

Правописание глаголов

10. У глаголов нет предлогов:   Митя дошёл до сада.

12. Родовые окончания глаголов Пр. вр. : -а,- о.

13. Личные окончания глаголов Н., Б. вр. :

 

I спряжение                        II спряжение

ед. ч.            мн. ч.                  ед. ч.          мн. ч.

Iл.     у (ю)           ем                        у (ю)           им

IIл.   ешЬ             ете                       ишЬ           ите

IIIл.  ет                ут (ют)                ит               ат (ят)

14. -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах (возвратная форма):  

       Катя (что (с)делает?)   (на)учится     (IIIл., н. вр., б. вр.)

   надо (что (с)делатЬ?) (на)учитЬся    (Н. ф.)

15. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Жил-был Глагол… Он всю жизнь работал, всё время что-то делал, а к нему бесконечно приставали с вопросами: «Что сделал? Что делаешь? Что будешь делать?»

Однажды Глагол загрустил: «У Существительного и Предлоги, и Приставки… А у меня сына Предлога нет, одни Приставки-дочки…» Подумала-подумала Грамматика: Предлоги она уже все раздала, Приставки у Глагола есть… Разве что Частицу НЕ ему дать?

Глагол сначала возмутился: «Мне? Частицу НЕ? Да ведь она – девчонка, води её за ручонку!»

– Нет! – подала голосок Частица. – Я сама пойду. Я самостоятельная! Вот почему не с глаголом пишется раздельно.

         Не оказалась очень заботливой, доброй Частицей. Глагол очень       полюбил   свою самостоятельную дочку. Она всегда подставляла ему своё плечо, если Глаголу   нездоровилось, если он недомогал, или брала его за руку, успокаивая, если он негодовал, ненавидел.

НЕ   выучил, НЕ сделал,              Не с глаголом пиши раздельно,

НЕ знаешь, НЕ спеши…               Например, НЕ хотел, НЕ знал.

С глаголами раздельно                  Только помни об исключениях:

Частицу НЕ пиши!                        НЕнавидел, НЕгодовал,

НЕздоровится, НЕдомогал,

НЕволить, Невзлюбил, …

Запомни! Эти глаголы без НЕ не употребляются.

16. Ь в глаголах после шипящих:

       беречь (н. ф.), поёшь, трудишься (II л.);

       режь, режьте (повелительная форма).

17. Суффиксы: -а -, -о-, -е-, -и-, -я-, -ы-,

                     -ну-, -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);

-л- –   суффикс глаголовпрошедшего времени;

-сь-, -ся- – суффиксы возвратной формы (постфиксы).

18. Правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени:

           Н. ф.                        Пр. вр.

         дум а ть                       дум а л

           се я ть                           се я л

         вид е ть                         вид е л

       стро и ть                       стро и л

19. Повелительная форма:

что (с)делай? (с)пой                что (с)делайте? (с)пой те

Глаголы с суффиксами -Я-, -И- :

Сяду стих я сочинять,                            Будет снег на солнце таЯть               

Чтоб учились вы на «пять»,                Собачонка будет лаЯть,

Я вам буду объяснять,                           И барашек будет блеЯть,

Где в глаголах пишут -Ять.                 Чтоб с тобой игру затеЯть,

Будем о весне мечтать:                         Будет свежий ветер веЯть,

Будет солнце припекать,                                   Значит, скоро просо сеЯть

Мы – без шапок выбегать,                    И потом его лелеЯть.

После – кашлЯть и чихать.                   И ещё постарайся запомнить глаголы:

И флажок на крыше реЯть,                хаЯть, каЯться, маЯться, кланЯться, надеЯться.

 

Не хотите ль вы спросить,

Где в глаголах пишут -Ить?

Вот с чего тогда начнём:

Будем с вами строИть дом

И обои клеИть в нём.

СтроИть и клеИть запомнить лишь надо.

Всё? Вы запомнили? Я очень рада.

        

Вот сколько интересного рассказал вам о себе глагол. Подружитесь с ним, и он с радостью откроет вам и другие свои «секреты». Их у него много-премного!

В добрый путь, друзья!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top