В русском языке есть такие слова, в которых правописанием безударной гласной командует значение корня.

Человека не брАни:

Человек не из брОни.

Вдали виднеются лЕса,

Там жила-была лИса.

Встав на цыпочки, лиса

За плетень косит глаза.

Средневековый рыцарь

Умел владеть мЕчом.

А я зато умело

Жонглирую мЯчом.

Дочка до чего мИла:

Чашки мыла, пол   мЕла.

Алёша картошку решил отвАрить

И   в кухне пошире окно отвОрить.

Тане платье примЕряли,

Ну а мерку потеряли.

Потеряли к платью мерку,

А позвали на примерку.

Катя с Олей вечно   в   споре,

Катя с Олей вечно в ссоре!

Мы должны их примИрить:

Всем нам нужно в мире жить.

Мать сыночка разбудила,

Покормила и умыла,

Сыну яблоко дала,

В детский сад его свЕла.

Сын ужасно важный шёл:

Маму за руку он вёл.

Аист лягушат любил,

А гнездо на крыше свил.

Чомга на воде жила,

Здесь гнездо себе свИла.

       У Толи братишка пломбир весь слИзал

Пока тот с друзьями с забора слЕзал

Я стараюсь не спЕшу,

Аккуратно всё спИшу.

У нас в   посёлке дачном

Есть сторож стАрожил.

Так он ещё мальчишкой

Здесь дачи стОрожил.

Деревенский стАрожил

Сад колхозный стОрожил.

А кругом луга лЕса…

Видит дед: бежит лИса!

Он ружьё наизготовку

И решил убить плутовку.

Старик всю жизнь в деревне жил,

Он - деревенский стАрожил.

Пёс дворовый в будке жил,

Двор хозяйский стОрожил.

Я утром сегодня в окно увИдал,

Как розовый куст во дворе увЯдал.

Учительница написала на доске слова и сказала ученикам:

– Спишите их. Только – не спешите.

Все пишут, а Алёша – нет…

– Почему ты не работаешь, Алёша?

– А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то – «не спишите»…    

– Учитывая значение корня, подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

…………… – сл…зать с дерева           …………… – сл…зать сметану

…………… – отв…рить дверь              ……………. – отв…рить картофель

…………… – прим…рить врагов                   ……………. – прим…рять платье

…………… – пол…скать бельё                      ……………. – пол…скать малыша

…………… – б…чок с водой                        ……………. – лечь на б…чок

…………… – городской ст…рожил              ……………. – ст…рожил сад

…………… – рыжая л…са                               ……………. – сосновые л…са

…………… – пос…дел на лавочке                ……………. – дедушка пос…дел

…………… – зап…вай лекарство                    ……………. – зап…вай песню

…………… – не сп…ши при письме             ……………. – сп…ши текст

– Найди и исправь ошибки.

                   Грустные вести

         Пришло письмишко мне,

         Гляжу – из лагеря, от Мишки…

Здесь чудный лук, а я лижу.

         Написано в письмишке.

         Лук лижет?! Что за чудеса!

         Наверно, шутит плут…

         Читаю дальше:

         Здесь – лиса, красивый длинный прут.

         И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт поход,         

Я запиваю песни…

На днях в лису нашёл я грусть

И очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…                                                          А. Шибаев

         Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи вечером с мечом,

сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин и передала записку Пете.

         Вечером Дима собрал своих друзей.

– Ребята, пошли на площадку, в футбол поиграем.

– А мяч есть?

– Есть! Сейчас Петька принесёт.

         Скоро пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянный меч…

Совет приятеля.

         Летом Витя был в лагере, а приятель в санатории. Витя посоветовал другу заколяться,   чтобы не хворать. Петя написал ответ, что не   собирается убивать себя.

– Какую ошибку допустил Витя?

Мамы не было дома. Наташа оставила на столе записку: «Я пошла в ателье примирять платье». Когда она вернулась, мама была уже дома и, смеясь,    спросила её: «С кем же твоё платье поссорилось? Уж не с портнихой? Или, может быть, с тобой!»

– Помогите Наташе понять ошибку.

    

                   Как Коля сделал деда второй раз седым.

           Ученики писали диктант о старичке, который седел на скамейке и отдыхал Учительница, подойдя к Коле, сказала: « А ведь дедушка и до этого был седым».                    

– В каком слове Коля допустил ошибку?

            

                  Что с флагом?

           Дети писали сочинение о празднике, на котором они видели развивающиеся флаги. Учительница подошла к Васе и спросила: «Почему флаги увеличиваются, растут?» Спохватился Вася и исправил ошибку.

– В каком слове?

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top