В русском языке есть такие слова, в которых правописанием безударной гласной командует значение корня.
Человека не брАни:
Человек не из брОни.
Вдали виднеются лЕса,
Там жила-была лИса.
Встав на цыпочки, лиса
За плетень косит глаза.
Средневековый рыцарь
Умел владеть мЕчом.
А я зато умело
Жонглирую мЯчом.
Дочка до чего мИла:
Чашки мыла, пол мЕла.
Алёша картошку решил отвАрить
И в кухне пошире окно отвОрить.
Тане платье примЕряли,
Ну а мерку потеряли.
Потеряли к платью мерку,
А позвали на примерку.
Катя с Олей вечно в споре,
Катя с Олей вечно в ссоре!
Мы должны их примИрить:
Всем нам нужно в мире жить.
Мать сыночка разбудила,
Покормила и умыла,
Сыну яблоко дала,
В детский сад его свЕла.
Сын ужасно важный шёл:
Маму за руку он вёл.
Аист лягушат любил,
А гнездо на крыше свил.
Чомга на воде жила,
Здесь гнездо себе свИла.
У Толи братишка пломбир весь слИзал
Пока тот с друзьями с забора слЕзал
Я стараюсь не спЕшу,
Аккуратно всё спИшу.
У нас в посёлке дачном
Есть сторож стАрожил.
Так он ещё мальчишкой
Здесь дачи стОрожил.
Деревенский стАрожил
Сад колхозный стОрожил.
А кругом луга лЕса…
Видит дед: бежит лИса!
Он ружьё наизготовку
И решил убить плутовку.
Старик всю жизнь в деревне жил,
Он - деревенский стАрожил.
Пёс дворовый в будке жил,
Двор хозяйский стОрожил.
Я утром сегодня в окно увИдал,
Как розовый куст во дворе увЯдал.
Учительница написала на доске слова и сказала ученикам:
– Спишите их. Только – не спешите.
Все пишут, а Алёша – нет…
– Почему ты не работаешь, Алёша?
– А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то – «не спишите»…
– Учитывая значение корня, подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.
…………… – сл…зать с дерева …………… – сл…зать сметану
…………… – отв…рить дверь ……………. – отв…рить картофель
…………… – прим…рить врагов ……………. – прим…рять платье
…………… – пол…скать бельё ……………. – пол…скать малыша
…………… – б…чок с водой ……………. – лечь на б…чок
…………… – городской ст…рожил ……………. – ст…рожил сад
…………… – рыжая л…са ……………. – сосновые л…са
…………… – пос…дел на лавочке ……………. – дедушка пос…дел
…………… – зап…вай лекарство ……………. – зап…вай песню
…………… – не сп…ши при письме ……………. – сп…ши текст
– Найди и исправь ошибки.
Грустные вести
Пришло письмишко мне,
Гляжу – из лагеря, от Мишки…
Здесь чудный лук, а я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт поход,
Я запиваю песни…
На днях в лису нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить… А. Шибаев
Дима написал своему дружку Пете записку: «Приходи вечером с мечом,
сыграем». Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин и передала записку Пете.
Вечером Дима собрал своих друзей.
– Ребята, пошли на площадку, в футбол поиграем.
– А мяч есть?
– Есть! Сейчас Петька принесёт.
Скоро пришёл Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянный меч…
Совет приятеля.
Летом Витя был в лагере, а приятель в санатории. Витя посоветовал другу заколяться, чтобы не хворать. Петя написал ответ, что не собирается убивать себя.
– Какую ошибку допустил Витя?
Мамы не было дома. Наташа оставила на столе записку: «Я пошла в ателье примирять платье». Когда она вернулась, мама была уже дома и, смеясь, спросила её: «С кем же твоё платье поссорилось? Уж не с портнихой? Или, может быть, с тобой!»
– Помогите Наташе понять ошибку.
Как Коля сделал деда второй раз седым.
Ученики писали диктант о старичке, который седел на скамейке и отдыхал Учительница, подойдя к Коле, сказала: « А ведь дедушка и до этого был седым».
– В каком слове Коля допустил ошибку?
Что с флагом?
Дети писали сочинение о празднике, на котором они видели развивающиеся флаги. Учительница подошла к Васе и спросила: «Почему флаги увеличиваются, растут?» Спохватился Вася и исправил ошибку.
– В каком слове?