Способность чувств, особенно благороднейших, подобно нежным бутонам цветов, от вредного влия­ния очень легко повреждается или, по крайней мере, затрудняется в своем раскрытии. Это происходит особенно:

а) от недостатка возбуждения. Низшие чувства пробуждаются в человеке сами собой, но высшие требуют правильного возбуждения и содействия из­вне. Без этого они остаются нераскрытыми, а мало- помалу и сам зародыш их скрывается. Еще хуже, когда обхождение с воспитанником и окружающие его предметы препятствуют пробуждению благо­родных чувств.

Сюда относятся: слишком раннее принуждение ребенка к умственным или механическим занятиям; сухое и холодное преподавание предметов, особенно святой веры и нравственности; суровый, слишком строгий образ воспитания, когда, например, с деть­ми постоянно обходятся строго, беспрестанно их бранят, стращают угрозами, наказывают и т.п.; соб­ственная нечувствительность родителей или воспи­тателя; а также шутки и насмешки над детьми или в их присутствии над другими людьми, обнаруживаю­щими благородные чувства. Ничто так сильно не по­давляет нежных благородных стремлений детского сердца в самом их зародыше, как холодная и колкая насмешка над ними;

б) от неправильности средств, которыми воз­буждаются чувства, когда, например, требуя от де­тей известных чувств, хотят вынудить их угрозами и наказаниями или обращают их в средство к получе­нию каких-нибудь наград. Все это значит не что иное, как приучать детей к лицемерию, а сами чувст­ва подавлять.

В рассуждении о чувствах, к причинам, вредно действующим на сердце, надо отнести слишком час­тое или постоянное присутствие предметов, возбуж­дающих сочувствие, а также слишком сильно воз­буждающие средства, которые, чрезмерно напрягая сердце, делают человека равнодушным к обыкно­венным предметам жизни;

в)   от подавления чувств господствующими мне­ниями, склонностями, душевными расположениями и даже известными состояниями тел. Кто, например, всех людей представляет злыми, всех добродетель­ных лицемерами или низший класс народа представ­ляет как бы от судьбы осужденным на страдания и нестоящим того, чтобы дети из счастливых семей за­ботились о нем, тот тем меньше способен принимать участие в положении других, чем сильнее обладают им такие предрассудки.

Из этого объяснения видно, насколько велика должна быть забота родителей о том, чтобы добрые расположения детей не были подавляемы. Особенно плохо поступают они, если с намерением ослабляют в детях чувствительность из опасения злоупотребле­ния этой способностью. Если вместе с хорошей пше­ницей возникают ростки плевелов, то из этого еще не следует, что надо исторгать саму пшеницу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top