Способность чувств, особенно благороднейших, подобно нежным бутонам цветов, от вредного влияния очень легко повреждается или, по крайней мере, затрудняется в своем раскрытии. Это происходит особенно:
а) от недостатка возбуждения. Низшие чувства пробуждаются в человеке сами собой, но высшие требуют правильного возбуждения и содействия извне. Без этого они остаются нераскрытыми, а мало- помалу и сам зародыш их скрывается. Еще хуже, когда обхождение с воспитанником и окружающие его предметы препятствуют пробуждению благородных чувств.
Сюда относятся: слишком раннее принуждение ребенка к умственным или механическим занятиям; сухое и холодное преподавание предметов, особенно святой веры и нравственности; суровый, слишком строгий образ воспитания, когда, например, с детьми постоянно обходятся строго, беспрестанно их бранят, стращают угрозами, наказывают и т.п.; собственная нечувствительность родителей или воспитателя; а также шутки и насмешки над детьми или в их присутствии над другими людьми, обнаруживающими благородные чувства. Ничто так сильно не подавляет нежных благородных стремлений детского сердца в самом их зародыше, как холодная и колкая насмешка над ними;
б) от неправильности средств, которыми возбуждаются чувства, когда, например, требуя от детей известных чувств, хотят вынудить их угрозами и наказаниями или обращают их в средство к получению каких-нибудь наград. Все это значит не что иное, как приучать детей к лицемерию, а сами чувства подавлять.
В рассуждении о чувствах, к причинам, вредно действующим на сердце, надо отнести слишком частое или постоянное присутствие предметов, возбуждающих сочувствие, а также слишком сильно возбуждающие средства, которые, чрезмерно напрягая сердце, делают человека равнодушным к обыкновенным предметам жизни;
в) от подавления чувств господствующими мнениями, склонностями, душевными расположениями и даже известными состояниями тел. Кто, например, всех людей представляет злыми, всех добродетельных лицемерами или низший класс народа представляет как бы от судьбы осужденным на страдания и нестоящим того, чтобы дети из счастливых семей заботились о нем, тот тем меньше способен принимать участие в положении других, чем сильнее обладают им такие предрассудки.
Из этого объяснения видно, насколько велика должна быть забота родителей о том, чтобы добрые расположения детей не были подавляемы. Особенно плохо поступают они, если с намерением ослабляют в детях чувствительность из опасения злоупотребления этой способностью. Если вместе с хорошей пшеницей возникают ростки плевелов, то из этого еще не следует, что надо исторгать саму пшеницу.