Чистота имеет большое влияние не только на тело, но и на дух человека. Она служит лучшим предохранительным средством от различных болезней, дух содержит в бодрости и обеспечивает нам хороший прием в обществе. Ничто с первого раза так не рекомендует молодого человека, как чистое лицо, чистые руки, чистота в белье и во всей его одежде; напротив, нечистотою и неопрятной наружностью он отталкивает от себя людей и возбуждает в них невыгодное мнение даже относительно внутреннего своего достоинства.
Здесь главное дело состоит в том, чтобы дети всегда содержались, насколько возможно, опрятнее и посредством этого сами приучались к соблюдению чистоты. Опрятность должна быть в большом уважении как в родительском доме, так и в училище, и никогда воспитанника не нужно оставлять без замечания, если на нем или около него будет замечено что-нибудь нечистое. Это должно относиться ко всему: к жилищу, мебели, платью, книгам, письменному прибору и т. п. Во всяком отношении нужно, чтобы чистота, посредством продолжительной привычки, для молодого человека сделалась как бы потребностью.
Особенно надо приучать детей к содержанию в чистоте зубов и рта, что очень способствует как здоровью, так и благоприличию, и что нередко остается без всякого внимания. Впрочем, не только школьные учителя, но и пастыри должны пользоваться каждым удобным случаем к тому, чтобы возбуждать в простом народе уважение к чистоте.
Кто не порадуется, когда, входя в дом простого поселянина, найдет комнаты и домашние вещи его в чистоте и порядке, а людей, особенно попечительную мать дома и веселых детей ее, умытыми, хорошо причесанными и одетыми? Такое семейство производит на нас очень приятное впечатление, и часто из наружного вида заключаем об его образовании и нравственности.
К сожалению, народ большей частью стоит на низшей ступени. Но если нельзя одним разом истребить этого зла, то можно и нужно положить основание его исправлению, по крайней мере, в училищах, особенно средних и низших, которые всегда находятся в близком отношении к народу.
Поэтому детям при всяком случае надо восхвалять чистоту как нечто важное; напротив, нечистоту и неопрятность надо подвергать должным замечаниям и взысканиям. Нужно внушать детям и требовать, чтобы они как в церковь, так и в училище всегда являлись причесанными, умытыми, в необорванной и, по возможности, чистой одежде.
При этом можно обращать внимание на их детское стремление к чести и полезно иногда указывать на тех воспитанников, которые в этом отношении превосходят других. Особенно надо возбуждать и поддерживать это уважение к чистоте в девицах, как будущих матерях. Если таким образом будут приготовлены хорошие матери, то этим окажется услуга воспитанию будущего поколения.
Не нужно думать, что нечистота неразлучна с бедностью. Опыт уверяет в противном. Притом чувство чистоты у человека врожденное, а противное всегда бывает только следствием детского нерадения или крайнего невежества.
В тесной связи с попечением о чистоте находится купание. Оно не только способствует очищению тела, но и служит превосходным средством к укреплению его. Впрочем, необходима большая осторожность, чтобы не подвергалось опасности здоровье или даже невинность детей, чтобы они не купались в местах опасных или неизвестных, а также во время разгорячения тела, тотчас после обеда или в слишком холодной воде. Заблаговременно, с благоразумной осторожностью надо внушать детям, чтобы они во время купания не позволяли себе ничего противного нравственной чистоте, ничего постыдного для них самих и соблазнительного для других.
Наконец, необходимо для здоровья человека, чтобы естественные испражнения производились правильным образом. Некоторые дети терпят большой вред, насильно стараясь удерживать в себе то, что сама природа хочет извергнуть. Это часто происходит от лености или страсти к игре, часто также от неразумного страха, когда они ночью боятся выйти из комнаты.
Воспитание благоразумно должно отвращать это зло и с ранних лет приучать природу детей к известному порядку. Что касается извержений через нос и слюну, то непременно надо запрещать воспитанникам употребление курительного и нюхательного табака. В этом отношении молодой человек должен также приучаться к лишениям или лучше не приобретать произвольных потребностей.
По свидетельству врачей, особенно вредно для молодых людей курение табака, притом это не всем и прилично, например, это очень неприлично юношам, готовящимся занять места воспитателей, учителей, служителей алтаря и т. п.