Деятельность советских педагогов полностью подчинена цели, записанной в Программе КПСС: воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Важным разделом этой работы должно являться и половое воспитание.
Правильному половому воспитанию способствует сам социалистический образ жизни. В нашем обществе созданы все условия для здоровых, гармоничных, подлинно равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Вместе с тем на уровне житейского понимания все еще встречаются такие представления о характере этих отношений, которые по справедливости можно расценивать как пережитки прошлого. В житейском понимании встречаются отголоски и церковной догматики, и мелкобуржуазных взглядов. В связи с этим проблему полового воспитания следует разрабатывать не только в узкоспециальном плане, но также и с широких мировоззренческих позиций.
Сложность проблемы полового воспитания заключается и в том, что решена она может быть лишь совместными усилиями физиологов, психологов, педагогов и медицинских работников. При этом необходим синтез знаний, получаемых об одном и том же объекте исследования — ребенке — представителями каждой из этих дисциплин. Простым суммированием научных результатов, полученных в рамках отдельных специальностей, обойтись нельзя. Сознавая это, авторы старались охватить по возможности проблему в целом, во всех ее аспектах и не ограничивались рассмотрением лишь собственно физиологических, эндокринологических моментов полового созревания. Они считают, что изучение полового созревания в практическом отношении должно быть подчинено интересам полового воспитания. Само же по себе половое созревание ребенка не может рассматриваться лишь с биологических позиций, поскольку человек любого возраста — существо социальное, и чисто биологический подход при его анализе недостаточен.
Авторы надеются, что данная монография будет способствовать синтезу научных результатов, которые получат при разработке проблемы полового воспитания и полового созревания. Неотложной задачей научных исследований является дальнейшее изучение психологии пола, а также выяснение структуры и хронологии знаний и интересов детей различных возрастных групп в сфере отношений между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, в вопросах собственного появления на свет и т. д. Необходимо также выяснить, какие трудности испытывают педагоги и родители в области полового воспитания, что им неясно в сексуальном развитии ребенка, на какие вопросы детей они затрудняются давать ответы и почему. Лишь располагая представительными сведениями об особенностях отношений, характере обмена информацией между детьми и взрослыми и между самими детьми, о закономерностях формирования их убеждений и взглядов в области половых отношений, удастся должным образом организовать систему полового воспитания.