Половое созревание — это целостный процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Вместе с тем половое созревание — это интеграция различных процессов, выделение которых имеет методическое и практическое значение. Среди них следует различать процессы подготовительного характера, формирование собственно репродуктивной функции, развитие личности и гражданское созревание человека.
Следует учитывать, что окончательное становление личности, а также и чисто репродуктивных способностей организма происходит к 20—25 годам. Особенность же периода полового созревания заключается в том, что в это время (в среднем в 11—15 лет) созревание происходит с наибольшей интенсивностью и в основном завершается. В последующем происходит лишь окончательное совершенствование того, что уже было достаточно сформировано.
В период полового созревания наблюдаются изменения в работоспособности и поведении школьника, которые следует учитывать педагогам; необходимо также достаточно четко различать моменты объективного и субъективного характера. Следует помнить, что если период полового созревания труден для педагогов, то в еще большей степени он сложен и труден для самих подростков.