Правильное половое воспитание юношества является необходимым условием для всестороннего гармонического развития физических и духовных качеств советского человека. Этому весьма серьезному разделу в формировании мировоззрения советской молодежи В. И. Ленин придавал большое значение. В беседе с К. Цеткин В. И. Ленин подчеркнул, что вопросы пола, брака и семьи должны трактоваться по-марксистски и не следует допускать возможности дезорганизующих уклонов и извращений.
А. С. Макаренко, касаясь полового воспитания, писал, что оно является прежде всего воспитанием культуры социальной личности.
На встречах правительства Советского Союза в декабре 1962 года и в марте 1963 года с деятелями литературы и искусства и на июльском Пленуме ЦК КПСС, посвященном идеологическим вопросам, многими из выступавших отмечалось, какое серьезное значение имеет для воспитания современной молодежи правильное изображение в советской литературе и искусстве человеческой любви без извращений, свойственных буржуазной идеологии Запада.
Литература, музыка, кино, изобразительное искусство, то есть все средства идеологической пропаганды культуры, призваны учить молодежь тому, что половое сближение является не самоцелью и возможностью лишь удовлетворить половой инстинкт, а естественным завершением взаимного чувства любви и основой счастливой прочной семьи.
К сожалению, тлетворное влияние буржуазной идеологии, господствующее в литературе и искусстве капиталистических стран, сказывается иногда на группе менее устойчивых в нравственном отношении представителей советской молодежи.
Для искоренения отрицательного влияния буржуазной идеологии в воспитании нашего подрастающего поколения призваны вести совместную идеологическую работу родители, воспитатели и врачи.
Правильное половое воспитание следует начинать же с детства, и оно неотделимо от общего воспитания. Вопросы пола интересуют подрастающее поколение с
самых ранних лет жизни, особенно с того момента, когда дети сталкиваются с этими явлениями при наблюдении за жизнью животных. Физиологические явления окружающей природы надо объяснять просто, чисто, ясно, в зависимости от возраста ребенка, связывая это объяснение в единое целое с теми знаниями, которые они получают из школьных программ. Это — важная совместная задача родителей и педагогов в деле воспитания подрастающего поколения.
Тактика умалчивания этих вопросов приносит только вред, ибо тогда дети и подростки получают эти сведения от «опытных» товарищей в извращенном виде, в обстановке грязной таинственности с ненужными подробностями, с налетом чего-то постыдного, скрытного из жизни взрослых, что может оставить в душе ребенка неприятный осадок на долгие годы.
Вопросы половой жизни необходимо тесно связывать с вопросом семьи и брака. Используя лучшие образцы литературы и искусства, нужно показать молодым людям, что только в обстановке прочной счастливой семейной жизни можно достигнуть намеченной цели, чего бы это ни касалось: специальности, материального благополучия и пр.
В наше время человек без семьи, без детей — это уродливое явление, этот человек может вызвать лишь чувство сожаления. Литература, искусство всех видов, беседы педагога призваны разъяснять молодежи, что в условиях семьи взаимно облегчаются тяготы жизни, легче переносятся горе, болезнь, переживания, неудачи и что спутник жизни искренне разделяет радости, успехи, достижения. Устойчивость человека к превратностям судьбы, к временным трудностям повышается в семейной обстановке, когда есть на кого опереться в случае надобности, есть у кого получить помощь, услышать слово сочувствия, понимания и совета.
Кроме того, надо настойчиво разъяснять юношеству, что нет ничего более беспочвенного, бесперспективного и фальшивого, чем случайные беспорядочные половые связи холостяка.
Вопросы полового развития детей, как и полового воспитания юношества, требуют от родителей, воспитателей и врачей специальных знаний и подготовки в области биологии, физиологии и психологии, а также умения, такта и чуткости при разъяснении таких интимных вопросов.
Поэтому для проведения специальных бесед на темы полового воспитания следует привлекать грамотных специалистов.
Учитывая специфические функции женского организма, желательно беседы на половые темы проводить раздельно среди юношей и девушек.
В беседах с мальчиками и подростками прежде всего необходимо заострить их внимание на вопросах гигиены питания, сна, значения и пользы закаливания тела и занятий физкультурой и спортом для приобретения силы, мужества и красоты, о вреде курения и алкоголя. Отсюда легче перейти к вопросам полового воспитания, дать гигиенические советы, как отучиться от вредной привычки заниматься онанизмом (например, спать на жесткой постели, слишком тепло не укрываться, вставать сразу после пробуждения от сна, закаляться водными процедурами и пр. Касаясь поллюций, нужно объяснить слушателям, что это естественное и безвредное физиологическое явление у подростков, если они не бывают часто.
Темой последующих для юношей бесед — тактичных и заранее продуманных, должны быть такие жизненно важные вопросы, как вред ранней половой жизни и случайных половых связей, ведущих часто к заражению венерическими болезнями, безвредность полового воздержания и пр.
В интимных беседах с девочками и девушками (лучше, чтобы группа, участвующая в беседе, была небольшая) особое внимание следует уделять вопросам гигиены личной и менструального периода, значению соблюдения чистоты половых органов во избежание занесения инфекции, связи менструаций с деторождением и прочим специфическим особенностям женского организма. Переходя к вопросам пола, необходимо подчеркнуть, что девушка должна беречь свою девичью честь и гордость н прежде чем решиться отдать любовь своему избраннику сердца и будущему спутнику жизни, надо серьезно и по-настоящему проверить и свое чувство к другу, и его чувство к себе. Девушка должна знать о последствиях случайных половых связей, которые навсегда могут искалечить ее жизнь, оставив ее с ребенком без мужа или с подорванным здоровьем. Здесь уместно привести примеры из жизни.
Помимо совместных бесед, рекомендуется проводить для юношества обоего пола диспуты на темы о настоящей любви на всю жизнь, о верности, о взаимном уважении и доверии, о семье и браке, о беспочвенности и пошлости дешевой философии так называемых «убежденных» холостяков, сторонников легкого отношения к половой жизни, об особом уважении юноши к девушке, которая является не только его будущей возлюбленной и подругой жизни, не только будущей матерью, дающей жизнь ребенку, но и воспитательницей человека, ребенка и мужчины.
Половое воспитание нашей советской молодежи является проблемой сегодняшнего дня; это часть общей идеологической и воспитательной работы среди подрастающего поколения, и оно тесно связано с эстетическим и духовным воспитанием, ибо формирует моральный облик советского юношества как будущего строителя коммунистического общества.