Рабочая программа творческого объединения «Юные читатели»
1. Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Цель: приобщить обучающихся к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество.
Основная задача: воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных.
Обучающиеся выступают в роли «автора – художника » или в роли «читателя - критика».
Работа в позиции «читатель» имеет важное назначение: ребенок должен понять произведение так, как понимал его сам автор. «Читатель» строит адекватный образ героев, но не тождественный авторскому, следовательно, является полноценным соавтором. Работа с произведением сводится не к запоминанию сюжета и его анализа, а воспитание творческого читателя, создающего свою целостную картину мира, способного к самостоятельному постижению авторского видения событий и самостоятельной оценке произведения.
Работа строится при помощи:
- литературно-музыкальных композиций с включением изобразительного ряда (репродукций картин, слайдов и т.д.);
- выразительного чтения произведения взрослым («театр одного актера»);
- выразительного чтения самих детей (отчет);
- занятий-конкурсов;
- толкования содержания (коллективная работа).
Работа в позиции «автор» важна для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Детское художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю». Собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов.
Работа строится при помощи:
- наблюдений за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков. Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира;
- наблюдение за художественным текстом;
- игр-драматизаций, инсценировок;
- формы коллективного этюда.
2. Календарно-тематическое планирование
Планирование адаптировано авторской программе по литературному образованию Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла».
Методические разработки. М., 1990г.
Планирование рассчитано на 34 часа за год, по 1 часу в неделю.
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Цели |
Региональный компонент |
Православный компонент |
1 - 2 |
Осень. Словарь настроений. |
Чтение стихов об осени. Ф.И.Тютчев «Есть в осени…», Я.Аким «Осень» А.Фет «Ласточки пропали…», М. Пришвин «Осенние листики» |
Введение читателей в мир художественной литературы. |
Хрестоматия для чтения С. Я. Маршак «сентябрь» (с. 267) Я. Л. Кузнецова (.23 №1). |
Русская народная песня. С.37 |
3 |
Моя осень. Праздник читательских удовольствий |
Ф.Тютчев «Листья», А.Майков «Осенние листья» |
Уловить настроение автора, умение передавать настроение опадающих листьев. |
М. В. Стрекалова с. 9 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
4 - 5 |
Беседы-размышления. Введение в детскую публицистику. |
Н.Носов «Заплатка», В.Осеева «сыновья», |
Качества характера. Понять других и самого себя. |
В.Катаев «Цветик-семицветик» |
Заповеди Божьи. «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?» |
6 - 7 |
Литература – искусство слова. Жанры. Язык. |
А.С.Пушкин «У Лукоморья», сказка А.Гарф «Заяц-простак и Лис-обманщик» |
Творчество воображения. Позиция читателя-зрителя, автора-актера |
Хрестоматия для чтения. Русский фольклор. |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г.
|
8 |
Настроение и его оттенки. Автор и рассказчики. |
А.Фет «Кот поет…» с.87, «Еще земли печален вид…» с91 |
Открытие оттенков настроения, возможность передачи их слушателям. |
Хрестоматия для чтения.
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
9 |
Рассказчики в тексте. |
Н.Носов «Живая шляпа», «Мы с Мишкой» |
Возможность передачи их слушателям. |
Рассказы Н.Носова |
|
10 |
Праздник читательских удовольствий. Зимняя сказка. |
Н.Некрасов «Мороз-воевода» |
Возможность получить эмоциональное наслаждение. |
М.Пришвин «Лесное озеро» |
|
11 |
Сочинение «Моя снежинка». Обсуждение. |
Таинственное настроение. |
Уловить характер снежинок и передать его. |
|
|
12 |
Коллективная творческая работа «Зимнее настроение. Снег». |
Наблюдения. |
Возможность совместного решения творческой задачи. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
13 |
Точка зрения. Коллективная творческая работа. |
А.Куприн «Сапсан» |
Понятие: точка зрения. Точка зрения автора и рассказчика-героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.136 |
|
14 |
Сочинение «Чьими глазами?» |
Наблюдения. |
Сочинение от имени животного. Уловить характер и передать его. |
|
|
15 |
Оттенки капризного настроения. |
А.Барто «Девочка-ревушка», В. Хотомская « Зебра-привереда» |
Уловить настроение рассказчика и героя. |
Хрестоматия для чтения.
|
Послушание – заповедь Господа. |
16 |
Рассказчик-герой. Точка зрения автора и героя. |
Г.Х.андерсен «Чайник» |
Определить точку зрения автора и героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.152 |
Качества характера. |
17 |
Сочинение «Воспоминания старой обуви» |
Наблюдение |
Передача авторской задачи героям темы. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.157 |
|
18 |
Контраст настроений. |
А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
Выявление контраста настроений внутри стихотворения. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
19 - 21 |
Плавающая точка зрения. |
А.Толстой «Желтухин» |
Выявление понятия «плавающая точка зрения» |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.171 |
|
22 |
Сочинение « Аквариум глазами золотой рыбки и кота» |
Наблюдение |
|
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.184 |
|
23 - 24 |
Что такое героизм? Героический защитник Родины. |
М.Лермонтов «Бородино», А.Твардовский « Война – жесточе нету слова». |
Определить оттенки героического настроя. |
|
Георгий Победоносец. А. Невский, А.Суворов |
25 |
Оттенки настроения |
А.Милн «Винни Пух», Я.Бжехва «Очень вежливый индюк», Д.Радович «Голубой заяц» |
Определить оттенки хвастливого, насмешливого настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.208 |
|
26 |
Оттенки настроения |
А.Барто «Два снежка», «Любочка» |
Определить оттенки сердитого, обиженного настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.212 |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
27 |
Коллективная творческая работа . |
Сочинение «Разговор кочанов капусты» |
Умение создавать художественный образ. |
|
|
28 |
Праздник читательских удовольствий. Весенние песенки. |
М.Пришвин «Весна звука», Соколов-Микитов «Звуки весны», А.Толстой «Пришла весна» |
Определять множество настроений. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.230 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
29 |
Коллективная творческая работа |
Сочинение «Разговор кота с сосулькой». |
Умение создавать художественный образ. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.238 |
|
30 |
Откуда пошла Москва? |
Е.Осетров «Твой Кремль» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.253 |
Ю.Долгорукий Житие. |
31 |
Моя Родина - Россия |
К.Д.Ушинский «Наше Отечество» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.259 |
|
32 |
Мой родной дом |
Е.Благинина «Посидим в тишине», стихи уральских поэтов. Город родной Челябинск |
Умение выражать личностную позицию. |
Слайды, фото |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
33 |
День Победы. День памяти. |
Р.Гамзатов «Журавли», А.Ахматова «Памятник» |
Торжественно-скорбное настроение. Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.269 |
|
34 |
Заключительное занятие Летний карнавал |
В.Даль «Война грибов и ягод» |
Импровизация сказки. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.292 |
|
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Цели |
Региональный компонент |
Православный компонент |
1 - 2 |
Осень. Словарь настроений. |
Чтение стихов об осени. Ф.И.Тютчев «Есть в осени…», Я.Аким «Осень» А.Фет «Ласточки пропали…», М. Пришвин «Осенние листики» |
Введение читателей в мир художественной литературы. |
Хрестоматия для чтения С. Я. Маршак «сентябрь» (с. 267) Я. Л. Кузнецова (.23 №1). |
Русская народная песня. С.37 |
3 |
Моя осень. Праздник читательских удовольствий |
Ф.Тютчев «Листья», А.Майков «Осенние листья» |
Уловить настроение автора, умение передавать настроение опадающих листьев. |
М. В. Стрекалова с. 9 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
4 - 5 |
Беседы-размышления. Введение в детскую публицистику. |
Н.Носов «Заплатка», В.Осеева «сыновья», |
Качества характера. Понять других и самого себя. |
В.Катаев «Цветик-семицветик» |
Заповеди Божьи. «Надо ли, чтобы все желания исполнялись?» |
6 - 7 |
Литература – искусство слова. Жанры. Язык. |
А.С.Пушкин «У Лукоморья», сказка А.Гарф «Заяц-простак и Лис-обманщик» |
Творчество воображения. Позиция читателя-зрителя, автора-актера |
Хрестоматия для чтения. Русский фольклор. |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г.
|
8 |
Настроение и его оттенки. Автор и рассказчики. |
А.Фет «Кот поет…» с.87, «Еще земли печален вид…» с91 |
Открытие оттенков настроения, возможность передачи их слушателям. |
Хрестоматия для чтения.
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
9 |
Рассказчики в тексте. |
Н.Носов «Живая шляпа», «Мы с Мишкой» |
Возможность передачи их слушателям. |
Рассказы Н.Носова |
|
10 |
Праздник читательских удовольствий. Зимняя сказка. |
Н.Некрасов «Мороз-воевода» |
Возможность получить эмоциональное наслаждение. |
М.Пришвин «Лесное озеро» |
|
11 |
Сочинение «Моя снежинка». Обсуждение. |
Таинственное настроение. |
Уловить характер снежинок и передать его. |
|
|
12 |
Коллективная творческая работа «Зимнее настроение. Снег». |
Наблюдения. |
Возможность совместного решения творческой задачи. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
13 |
Точка зрения. Коллективная творческая работа. |
А.Куприн «Сапсан» |
Понятие: точка зрения. Точка зрения автора и рассказчика-героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.136 |
|
14 |
Сочинение «Чьими глазами?» |
Наблюдения. |
Сочинение от имени животного. Уловить характер и передать его. |
|
|
15 |
Оттенки капризного настроения. |
А.Барто «Девочка-ревушка», В. Хотомская « Зебра-привереда» |
Уловить настроение рассказчика и героя. |
Хрестоматия для чтения.
|
Послушание – заповедь Господа. |
16 |
Рассказчик-герой. Точка зрения автора и героя. |
Г.Х.андерсен «Чайник» |
Определить точку зрения автора и героя. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.152 |
Качества характера. |
17 |
Сочинение «Воспоминания старой обуви» |
Наблюдение |
Передача авторской задачи героям темы. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.157 |
|
18 |
Контраст настроений. |
А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
Выявление контраста настроений внутри стихотворения. |
|
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
19 - 21 |
Плавающая точка зрения. |
А.Толстой «Желтухин» |
Выявление понятия «плавающая точка зрения» |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.171 |
|
22 |
Сочинение « Аквариум глазами золотой рыбки и кота» |
Наблюдение |
|
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.184 |
|
23 - 24 |
Что такое героизм? Героический защитник Родины. |
М.Лермонтов «Бородино», А.Твардовский « Война – жесточе нету слова». |
Определить оттенки героического настроя. |
|
Георгий Победоносец. А. Невский, А.Суворов |
25 |
Оттенки настроения |
А.Милн «Винни Пух», Я.Бжехва «Очень вежливый индюк», Д.Радович «Голубой заяц» |
Определить оттенки хвастливого, насмешливого настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.208 |
|
26 |
Оттенки настроения |
А.Барто «Два снежка», «Любочка» |
Определить оттенки сердитого, обиженного настроения. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.212 |
Детский православный Календарь М., Благо, 2006г |
27 |
Коллективная творческая работа . |
Сочинение «Разговор кочанов капусты» |
Умение создавать художественный образ. |
|
|
28 |
Праздник читательских удовольствий. Весенние песенки. |
М.Пришвин «Весна звука», Соколов-Микитов «Звуки весны», А.Толстой «Пришла весна» |
Определять множество настроений. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.230 |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
29 |
Коллективная творческая работа |
Сочинение «Разговор кота с сосулькой». |
Умение создавать художественный образ. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.238 |
|
30 |
Откуда пошла Москва? |
Е.Осетров «Твой Кремль» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.253 |
Ю.Долгорукий Житие. |
31 |
Моя Родина - Россия |
К.Д.Ушинский «Наше Отечество» |
Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.259 |
|
32 |
Мой родной дом |
Е.Благинина «Посидим в тишине», стихи уральских поэтов. Город родной Челябинск |
Умение выражать личностную позицию. |
Слайды, фото |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
33 |
День Победы. День памяти. |
Р.Гамзатов «Журавли», А.Ахматова «Памятник» |
Торжественно-скорбное настроение. Умение выражать личностную позицию. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла». С.269 |
|
34 |
Заключительное занятие Летний карнавал |
В.Даль «Война грибов и ягод» |
Импровизация сказки. |
Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла».С.292 |
|
4 класс
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание |
Цели |
Региональный компонент |
Православный компонент |
1 |
Лето – любимая пора |
Воспоминания о летних каникулах (сочинения, рисунки) |
Умение донести до слушателей великолепие лета. |
Лето на Южном Урале. |
Летние паломнические поездки. |
2 |
С юбилеем, любимый город |
Чтение стихов, написание сочинений, рисование к юбилею города. |
Умение создавать праздничное настроение. |
Сбор материала о городе Челябинске. |
Экскурсия: Православный Челябинск |
3 - 4 |
Осенний танец |
Стихи В.Берестов «Урок листопада», Н.Матвеева «Попался!», М.Яснов «Вечерняя песенка» |
Уловить настроение автора, умение передавать настроение. |
Осень на Урале |
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
5. |
Моя осень. Праздник читательских удовольствий |
Как осень в лес собиралась. Сочинения, рисунки, поделки. |
Умение создавать художественный образ. |
Сказы и сказки |
|
6 |
Моя осень. |
Экскурсия. |
Умение находить Божью благодать в природе. |
Осень на Урале |
Паломническая поездка в с. Медведево на источник св. Симеона Верхотурского |
7 |
История развития детской литературы |
Летописцы, летопись, славянская азбука , св. братья Кирилл и Мефодий |
Умение участвовать в беседе-рассуждении |
|
Поучения Владимира Мономаха детям. |
8 |
Творческая работа |
Сочинение в стиле нравоучительной статьи для первоклассников православной гимназии. |
Умение составлять поучения. |
|
Правила для обучающихся православной гимназии. |
9 - 10 |
Басни И.А.Крылова. |
Мораль. Нравоучения. |
Умение рассуждать, видеть главное в басне. |
|
Заповеди Божьи |
11 - 12 |
Встреча Зимы |
Стихи. Музыка о зиме. |
Умение наблюдать, рассуждать, выразительно читать. |
Зима на Южном Урале. |
|
13 |
Праздник читательских удовольствий |
Конкурс на лучшее исполнение стихов о зиме |
Умение выразительно читать |
|
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
14 |
Коллективная творческая работа |
Как помочь елочке? |
Развитие устной речи, творческих способностей. |
Зимний город Челябинск |
|
15 |
Творческая работа. Сочинение. |
Самые красивые строчки «Зимних страниц» |
Развитие письменной речи, творческих способностей. |
|
|
16 - 18 |
Точка зрения |
Притчи для детского чтения |
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Развитие устной и письменной речи. |
|
Монах Варнава. Маленькие притчи для детей и взрослых. М. 2010г |
19 |
Творческая работа |
Сочинение. Притча малышам. |
Развитие устной и письменной речи. |
Челябинск |
Православная гимназия |
20 - 21 |
Точка зрения |
«В жизни всегда есть место подвигу» |
Старцы о любви к Отечеству |
Герои Южного Урала |
|
22 |
Слышу – близится весна! |
Беседы по картинам |
Развитие устной и письменной речи. |
Весна на Урале |
|
23 - 24 |
Праздник читательских удовольствий. |
Творческий вечер «Песенка весенних минут» |
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Развитие устной и письменной речи. |
|
«Всякое дыхание да хвалит Господа» |
25 |
Творческая работа |
Сочинение «Как зима с весной воевала» |
Развитие устной и письменной речи. |
Весна в городе. |
|
26 |
Творческая работа. Воскресение Господне. |
В каждом человеке прячется весна |
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Развитие устной и письменной речи. |
|
Детский православный календарь 2011г |
27 - 29 |
Творческая коллективная работа |
Постановка сказки |
Развитие устной речи, творческих способностей. |
Православный праздник |
|
30 - 31 |
День Победы |
Чтение стихов. Сочинение о героях войны. Рисунки, фотографии. |
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Развитие устной и письменной речи. |
Мой род, моя семья. |
|
32 - 33 |
Творческая работа |
Как сделать утро волшебным |
Развитие устной и письменной речи. |
Мои близкие – моя любимые. |
|
34 |
Заключительное занятие. Летний карнавал. |
Увлечения летом. |
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Развитие устной и письменной речи. |
|
|