РАБОЧАЯ программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.

Организация-разработчик: ГОУ СПО Свердловской области «Областной техникум дизайна и сервиса»

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1.      ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.      СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

3.      условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

 

13

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

14


  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Инженерная графика

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», группы специальностей 260000 Технология производственных продуктов и потребительских товаров.

 

Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» может быть использована дополнительной подготовки  профессий НПО:

262019.01 Художник по костюму

262019.02 Закройщик

031601.01 Агент рекламный

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Инженерная графика» входит в общепрофессиональный цикл ОПОП и рекомендована к освоению на 1 курсе .

 

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности;
  • выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;
  • выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;
  • выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;
  • оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • правила чтения конструкторской и технологической документации;
  • способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;
  • законы, методы и приемы проекционного черчения;
  • требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);
  • правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;
  • технику и принципы нанесения размеров;
  • классы точности и их обозначение на чертежах;
  • типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления технологической документации.
  • методы компоновки перспективных построений по эскизу модели изделия.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;

самостоятельной работы обучающегося   40 часов.

 

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

 

     практические занятия

22

     графические работы

18

     контрольные работы

18

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего):

40

в том числе:

  1. Выполнение линий чертежа по ГОСТ 2.303-68.
  2. Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом.
  3. Вычерчивание на листе формата A4 контура детали с по­строением сопряжений и лекальных кривых
  4. Построение геометрических тел с нахождением проекции точек и линий, принадлежащих поверхно­сти комплексного геометрического тела.
  5. Построение развертки поверхностей тел.
  6. Изображение геометрических тел в аксо­нометрических проекциях.
  7. Выполнение  технических  рисунков  моделей
  8. Знакомство с конструкторской документацей
  9. Выполнение простых разрезов и сечение деталей.
  10. Соединение половины вида с половиной разреза.
  11. Графическое изображение схем ручных стежков и машинных швов и технологических узлов.
  12. Геометрическое построение контуров деталей одежды.
  13. Выбор положения линии горизонта и главной точки картины
  14. Построение перспективы плоских фигур
  15. Построение перспективы объекта по плану и фасаду
  16. Построение перспективы интерьера

 

Итоговая аттестация в форме экзамена    

 

 


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины   Инженерная графика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Геометрическое черчение.

28

 

Введение

Содержание учебного материала: Цели и задачи дисциплины, ее связь с другими дисципли­нами учебного плана. Общее ознакомление с разделами програм­мы и методами их изучения. Краткие исторические сведения о раз­витии графики. Общие сведения о стандартизации. Роль стандар­тизации в повышении качества продукции. ЕСКД в системе госу­дарственной стандартизации. Ознакомление студентов с необхо­димыми для занятия учебными принадлежностями, материалами, инструментами, приборами, приспособлениями, машинами и ос­нащением конструкторских бюро.

1

1

Тема1.1. Основные сведения об офор­млении чертежей

 

Содержание учебного материала: Линии чертежа по ГОСТ 2.303 - 68. их типы, размеры, применение. Форматы по ГОСТ 2.301 - 68, их размеры, обозначе­ние и правила оформления. Основная надпись на чертеже, правила ее заполнения.

2

1

Тема 1.2. Чертежный шрифт и выпол­нение надписей на чертежах

 

Содержание учебного материала: Стандартные шрифты и конструкции букв и цифр. Разме­ры и конструкции прописных и строчных букв русского, греческо­го и латинского алфавитов, арабских и римских цифр и знаков. Таблицы соотношений размеров шрифта.

1

2

Графические работы: Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом (формат А4).

2

 

Контрольная работа: Выполнение титульного листа альбома графических работ студента (формат А4).

4

Тема 1.3. Основные правила нанесения размеров на чертежи

Содержание учебного материала: Общие требования к размерам в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Линейные и угловые размеры, размерные и выносные линии, стрелки, размерные числа и их расположение на чертежах. Знаки, применяемые при нанесении размеров.

1

2

Практическое занятие: Нанесение размеров на чертеж.

1

2

Тема 1.4. Геометрические построения и приемы вычерчивания контуров технических деталей

 

Содержание учебного материала: Геометрические построения при вычерчивании контуров деталей: проведение перпендикуляров, деление отрезков, углов и окружностей на равные части, нахождение центров дуг и т.д. Со­пряжение дуг с дугами. Вычерчивание контуров деталей с приме­нением деления окружностей и сопряжений.

1

2

Практическое занятие:   Деление окружности на равные части.

1

 

Практическое занятие:   Со­пряжение дуг с дугами.

1

Практическое занятие:  Построение лекальных кривых.

1

Графическая работа: Вычерчивание на листе формата A4 контура детали с по­строением сопряжений и лекальных кривых.

2

Контрольная работа: Вычерчивание деталей одежды с применением сопряжения.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

  1. Выполнение линий чертежа по ГОСТ 2.303-68.
  2. Выполнение букв, цифр и надписей чертежным шрифтом.
  3. Вычерчивание на листе формата A4 контура детали с по­строением сопряжений и лекальных кривых.

 

4

2

2

Раздел 2. Проекционное черчение.

 

32

Тема 2.1. Проецирование точки. Комплексный чертеж точки. Проецирование отрезка прямой линии

Содержание учебного материала: Принцип образования проекций. Методы и виды проециро­вания. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертеж. Про­ецирование точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах. Понятие о координатах точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проек­ций. Взаимное наложение точки и прямой в пространстве. Взаим­ное положение прямых в пространстве.

1

2

Практическое занятие: Построение наглядных изображений и комплексных черте­жей проекций точки и отрезка прямой

1

 

Тема 2.2. Аксонометрические проекции

 

Содержание учебного материала: Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды ак­сонометрических проекций: прямоугольная изометрия, косоуголь­ная диметрия. Аксонометрические оси. Расположение осей. Ко­эффициенты искажения.

1

2

Практическое занятие: Изображение плоских фигур, окружности в аксонометри­ческих проекциях.

1

 

Тема 2.3. Проецирование геометрических тел

 

Содержание учебного материала: Определение поверхностей тел. Проецирование геометриче­ских тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара) на три плоскости проекций. Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям.

1

1

Практическое занятие: Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекции точек и линий, принадлежащих поверхно­сти комплексного геометрического тела.

1

2

Графическая работа: Построение комплексных чертежей и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела (формат A4).

2

3

Тема 2.4. Сечение геометрических тел плоскостями

Содержание учебного материала: Понятие о сечении. Сечение тел проецирующими плоско­стями. Построение натуральной величины фигуры сечения. По­строение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилинд­ра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях.

1

2

Практическое занятие: Построение развертки поверхностей тел. Изображение геометрических тел в аксо­нометрических проекциях.

1

 

Графическая работа: Построение комплексных чертежей усеченных геометриче­ских тел. нахождение натуральной величины фигуры сечения (формат A4).

2

Тема 2.5. Техническое рисование, элементы технического  конструирования

Содержание учебного материала: Назначение технического рисунка. Отличие технического рисунка от чертежа, выполненного в аксонометрической проекции. Зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксо­нометрических осей. Техника зарисовки квадрата, прямоугольни­ка, треугольника и круга, расположенных в плоскостях, парал­лельных какой-либо плоскости проекций.

Технический рисунок призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Придание рисунку рельефности (штриховкой или шраффировкой).

1

2

Практическое занятие: Выполнение рисунков геометрических тел.

1

 

Графическая работа: Выполнение  технических  рисунков  моделей  с  элементами конструирования (формат A4).

2

Тема 2.6. Проекции  моделей

Содержание учебного материала: Выбор положения модели для более наглядного ее изображения.

1

2

Практическое занятие: Построение комплексных чертежей моделей с натуры.

1

 

Графическая работа: По­строение третьей проекции по двум заданным.

2

 

Контрольная работа: Построение ком­плексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

  1. Построение геометрических тел с нахождением проекции точек и линий, принадлежащих поверхно­сти комплексного геометрического тела.
  2. Построение развертки поверхностей тел.
  3. Изображение геометрических тел в аксо­нометрических проекциях.
  4. Выполнение  технических  рисунков  моделей

 

2

 

 

2

2

4

Раздел 3. Машиностроительное черчение.

 

16

Тема 3.1. Правила разработки и оформ­ления конструкторской докумен­тации средствами инженерной графики

Содержание учебного материала: Машиностроительный чертеж, его назначение. Влияние стандартов на качество машиностроительной продукции. Зависи­мость качества изделий от качества чертежа.

Виды конструкторских документов в зависимости от спо­соба выполнения и цели использования (оригинал, подлинник, дубликат, копия). Основные надписи на различных конструктор­ских документах. Ознакомление с современными тенденциями автоматизации чертежно-графических и проектно-конструкторских работ. Выполнение чертежа детали в системе AUTOCAD.

         1

2

Практическое занятие: Выполнение надписей на чертежах.

1

 

Тема 3.2. Изображения - виды, разрезы, сечения

 

Содержание учебного материала: Виды: их назначение, расположение и обозначение.

Разрезы: горизонтальный, вертикальные (фронтальный и профильный).

Сложные разрезы (ступенчатые и ломаные).

Сечения (вынесенные и наложенные).

Расположение разрезов.

Местные разрезы. Соединение половины вида с половиной разреза. Обозначение разрезов.

1

2

Практическое занятие: Выполнение простых разрезов и сечение деталей.

1

 

Контрольная работа: Соединение половины вида с половиной разреза.

4

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

  1. Знакомство с конструкторской документацей
  2. Выполнение простых разрезов и сечение деталей.
  3. Соединение половины вида с половиной разреза.

 

4

2

2

Раздел 4. Чертежи и схемы по специальности

 

12

 

Тема 4.1 Чертежи и схемы по специальности

Содержание учебного материала: Схемы по специальности: графическое изображение технологических соединений узлов одежды в разрезе; построение чертежа конструкции основы женской одежды. Вычерчивание конструктивных линий кроя. Графики, диаграммы.

1

2

Практические занятия: Графическое изображение схем ручных стежков и машинных швов.

1

 

Практические занятия: Графическое изображение схем технологических узлов.

1

Графическая работа: Геометрическое построение контуров деталей одежды.

1

Контрольная работа: Построение конструкции модели одежды

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

  1. Графическое изображение схем ручных стежков и машинных швов и технологических узлов.
  2. Геометрическое построение контуров деталей одежды.

 

4

 

2

Раздел 5. Линейная перспектива.

 

32

Тема 5.1. Центральное проецирование

 

Содержание учебного материала: История развития перспективы, основные понятия. Линей­ная, наблюдательная, "воздушная" и другие виды перспективы.

 Понятие о центральных проекциях. Проецирующий аппа­рат. Предметная и картинная плоскости. Точка зрения.

 Виды пространства (предметное, нейтральное, мнимое). Плоскость и линия горизонта. Главный луч зрения. Главные точка и линия картины. Дистанционные точки.

 Способы задания и определения элементов картины. Выбор формы и размера картины. Выбор положения линии горизонта и главной точки картины. Дистанционное расстояние отклонения в наглядности перспективных изображений и его причины.

1

2

Практическое занятие: Элементы проецирующего аппарата. Выбор положения ли­нии горизонта, главной точки картины, дистанционных точек.

1

 

Тема 5.2. Перспектива точки и прямой

Содержание учебного материала: Перспектива точки, заданной в предметной плоскости проеци­рующего аппарата. Перспектива отрезка прямой.

   Перспектива различно расположенных прямых (бесконечно продолженных, прямых общего, частного и особого положений). Следы прямой. Взаимное положение прямых и построение их точек схода.

1

2

Практическое занятие: Построение перспектив точек и отрезков прямых

1

 

Тема 5.3. Построение перспективных масштабов

Содержание учебного материала: Масштабы глубины, ширины и высоты.

Дробные дистанционные точки. Шкала и ее практические из­мерения.  Перспективный  масштаб на произвольно  направленной прямой. Простейшие метрические задания на деление и увеличение отрезка прямой.

1

2

Практическое занятие: Деление и увеличение отрезка прямой на 2 и 3 равные части.

1

 

Тема 5.4. Перспектива плоских фигур

Содержание учебного материала: Перспектива плоских фигур (прямоугольника, треугольника, многоугольника).

Перспектива окружности в горизонтальной  и вертикальной плоскостях.

1

2

Практическое занятие: Построение перспективы окружности, находящейся в различ­ных положениях к картинной плоскости.

1

 

Графическая работа: Построение перспективы плоских фигур (формат А4).

1

Тема 5.5. Перспектива геометрических тел

Содержание учебного материала: Перспектива геометрических тел (призмы, пирамиды, цилинд­ра, конуса), основания которых расположены на предметной плос­кости и под произвольным углом к картинной плоскости.

Область применения масштабов глубины, ширины и высоты.

1

2

Графическая работа: Построение перспективы геометрических тел: призмы, пирамиды, цилинд­ра, конуса (формат А4).

2

 

Тема 5.6. Способы построения перспек­тивных изображений

Содержание учебного материала: Способ перспективной сетки; Способ малой картины и увели­чения картины. Построение перспективы объекта по плану и фасаду. Способ архитектора.

1

2

Практическое занятие: Построение перспективы объекта по плану и фасаду.

1

 

Графические работы: Построение перспективы модели способом архитектора (фор­мат A4).

2

Тема 5.7. Перспектива интерьера

Содержание учебного материала: Фронтальная перспектива интерьера; изображение открытых дверей, окон, мебели, оборудования.

Методы компоновки перспективных построений по эскизам.

1

2

Практические занятия: Построение фронтальной перспективы интерьера

1

 

Графические работы: Построение компоновки перспективных построений по эскизам.

2

Контрольная работа: Построение перспективы интерьера (формат A4).

4

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.

  1. Выбор положения линии горизонта и главной точки картины
  2. Построение перспективы плоских фигур
  3. Построение перспективы объекта по плану и фасаду
  4. Построение перспективы интерьера

 

2

2

2

2

 

Всего

120


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Инженерная графика и перспектива».

 

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска маркерная;

- экран;

- комплект учебно-наглядных пособий «Инженерная графика»;

- объемные модели геометрических фигур;

- образцы.

 

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор

- экран.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

Основные источники:

  • Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Инженерная графика, Уч. пособие для УСПО (техникумы, колледжи), М, изд. Высшая школа, 2007, 279 стр.
  • Миронов Б.Г., Миронова Р.С., Сборник заданий для инженерной графики, Уч. пособие для УСПО (техникумы, колледжи), М, изд. Высшая школа, 2007, 264 стр.
  • Чекмарев А.А, Осипов В.К, Справочник по черчению, Уч. пособие для УСПО, ИЦ «Академия», 2008, 336 стр.

 

Дополнительные источники:

  • Раклов В.П., Инженерная графика, уч-к для техникумов, изд. «Колос», 2005, 304 стр.
  • Боголюбов С.К. Инженерная графика. - М.: Машиностроение,2000.
  • Кириллов А.Ф. Черчение и рисование. - М.: Высшая школа, 2000.
  • Макарова М.Н. Перспектива: Учебник для студентов высших учеб. Заведе­
    ний, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». - М.:
    Академический проект, 2002.
  • Чекмарев А.А. Инженерная графика. - М.: Высшая школа, 2000.

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

РАЗДЕЛ 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

В результате освоения раздела дисциплины обучающийся знает:

Текущий контроль:

правила чтения конструкторской и технологической документации;

Тест

технику и принципы нанесения размеров;

Контрольная работа: Вычерчивание деталей одежды с применением сопряжения

умеет:

 

оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Контрольная работа: Выполнение титульного листа альбома графических работ студента.

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

(ОСНОВЫ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ)

знает:

.

·         способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; 

Графическая работа: По­строение третьей проекции по двум заданным.

·         законы, методы и приемы проекционного черчения;

Графическая работа: Выполнение  технических  рисунков  моделей  с  элементами конструирования.

·         правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем;

Тест

умеет:

 

·         выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике ;

Графическая работа: Построение комплексных чертежей и аксонометрические изображения геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тела.

Контрольная работа: Построение ком­плексного чертежа модели по аксонометрическим проекциям.

·         выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике .

Графическая работа: Выполнение  технических  рисунков  моделей  с  элементами конструирования.

РАЗДЕЛ 3. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

знает:

 

·         правила чтения конструкторской и технологической документации;

 

 

 

 

 

Текущий контроль

Тестирование

·         способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

·         требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД);

·         классы точности и их обозначение на чертежах;

·         типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления технологической документации;

умеет:

 

·         читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности ;

 

Контрольная работа: Соединение половины вида с половиной разреза.

 

·         оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой .

РАЗДЕЛ 4. ЧЕРТЕЖИ И СХЕМЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

знает:

 

·         способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

Графическая работа: Геометрическое построение контуров деталей одежды.

умеет:

 

·         читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности ;

 

Контрольная работа: Построение конструкции модели одежды

·         выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике

РАЗДЕЛ 5. ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

знает:

 

·         способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем;

Графическая работа: Построение перспективы геометрических тел.

·         законы, методы и приемы проекционного черчения;

Графические работы: Построение перспективы модели способом архитектора

умеет:

 

·         выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

·        методы компоновки перспективных построений по эскизу модели изделия.

Графические работы: Построение компоновки перспективных построений по эскизам. З2, З3, У4

Контрольная работа: Построение перспективы интерьера.

     

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top