1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1 Практика как составная часть учебного процесса

     Положение об учебно-ознакомительной и производственной (экономической и практике менеджмента) практике студентов факультета управления ГОУ ВПО ЧелГУ подготовлено в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании»,  Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, письмом Министерства образования « Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений  высшего профессионального образования» от 03.08.2000  № 14-55-484ин/15,  Приказом Министерства образования РФ « Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.03.2003 № 1154,  Положением о практике студентов ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», Уставом ГОУ ВПО «ЧелГУ» и другими локальными нормативными документами.

 

     Практика студентов факультета управления является составной частью учебного процесса и одной из важнейших форм профессиональной подготовки  к трудовой деятельности специалиста с высшим образованием. Практика знакомит будущих специалистов с предстоящей профессиональной деятельностью, позволяет закрепить теоретические знания и приобрести опыт практической работы.

 

      Организуется практика  в соответствии с  учебным планом специальности, объем определяется государственным образовательным стандартом по данной специальности. Содержание, форма и вид отчетности студентов о прохождении практики, форма контроля прохождения практики определяется  факультетом с учетом требований ГОС ВПО и спецификой организации обучения на факультете.. Студентам заочной формы обучения, имеющим стаж практической работы  по профилю подготовки, по решению выпускающей кафедры на основании аттестации практика может быть зачтена.

 

     По окончании практики предусмотрена защита отчета, которая приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Оценка за практику выставляется в ведомость и заносится в зачетную книжку студента за подписью руководителя практики от кафедры. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины, получившие отрицательный отзыв руководителя практики от организации или неудовлетворительную оценку во время  защиты отчета и не ликвидировавшие  академическую задолженность в установленном порядке, могут быть отчислены из университета.

 

 1.2 Требования к содержанию и оформлению отчета

 

     Отчет является основным документом, характеризующим  работу студента во время практики. В отчете должны быть отражены  изученные во время практики вопросы и показаны основные результаты практической деятельности студента.

    

     Отчет состоит из титульного листа,  оглавления,  общей части, заключения, списка использованных источников, приложения, отзыва руководителя практики от организации, заверенного печатью организации.

 

     В общей части отражаются основные результаты деятельности студента, полученные им при изучении вопросов программы практики. В заключении формулируются предложения студента по совершенствованию деятельности органа государственного или муниципального управления. Список использованных источников включает законы, нормативные акты, справочно-статистические материалы и другие источники, связанные с деятельностью органа государственного или муниципального управления. В качестве приложения могут входить копии документов, изученных и использованных  студеном в период прохождения практики.

 

     В отчете допускается минимум теоретического материала. Готовится отчет в процессе прохождения практики, сдается руководителю практики от университета на 2 теоретической неделе семестра. Отчет хранится в архиве кафедры до момента окончания студентом университета и может быть ему выдан для использования в учебном процессе по первому его требованию.

     По окончании защиты отчетов руководители практики проводят конференцию по подведению общих итогов, фиксированию положительных и негативных сторон практики. Критерии оценки качества проведения практик согласно действующей на факультете  СМК: отсутствие задолжников по практике, положительная динамика качества защит.

     Отчет печатается на листах формата А-4, объем отчета определяется каждым студентом индивидуально.

     Итоги проведения практики рассматриваются на заседании кафедры, методические вопросы – на заседании УМК факультета.

 

1.3 Порядок  организации  практики

 

     Система менеджмента качества, разработанная и внедренная на кафедре «Государственного и муниципального управления», предусматривает следующий алгоритм работы:

  • Назначение руководителей практики – сентябрь
  • Формирование перечня мест практики – сентябрь-январь
  • Согласование и заключение договоров на практику – сентябрь-январь
  • Корректировка графика и программы практики и ее утверждение  - октябрь
  • Ознакомление студентов с предстоящей практикой – октябрь, февраль
  • Издание приказа университета на практику - февраль

 

  1.4 Обязанности сторон

 

Руководитель практики от кафедры обязан:

- взаимодействовать с деканатом и студентами по вопросам практики, распределить студентов по базам практики

-провести организационное собрание со студентами, на котором выполнить: ознакомление студентов с приказом на практику ,выдать программы практик, согласовать формы контроля за посещаемостью, установить даты кафедральных консультаций, рассмотреть критерии дифференциации оценок согласно требований БРС факультета.

-оказывать методическую помощь студентам во время прохождения практики,

-осуществлять контроль  прохождения практики, поддерживать связь с руководителем практики от организации,

-принять и оценить отчет студента по практике,

-провести защиту отчетов по практике,

-представить в деканат справку по итогам практики.

 

 

 

 Руководитель практики от организации обязан:

-ознакомить студентов с нормативными материалами, регламентирующими деятельность организации,

-систематически контролировать прохождение практики студентами,

-оказывать помощь студенту при выполнении программы практики,

-составить и подписать отзыв о работе студента,

-поддерживать связь с руководителем практики от университета

 

Студент-практикант обязан:

-своевременно выполнять все указания руководителя практики от кафедры.

-присутствовать на организационном собрании, определиться с местом практики, получить направление на практику

-дисциплинированно посещать место практики в соответствии с приказом,

-подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации,

-полностью выполнить программу практики,

-своевременно представить руководителю практики от кафедры отчет с отзывом,

-собрать информационный материал для выполнения курсовой работы  в разрезе дисциплины «Организационное проектирование».

 

2.Программа учебно-ознакомительной практики

 

     Учебно-ознакомительная практика является составной частью процесса подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления. Практика является обобщающим элементом  процесса закрепления студентами теоретических знаний, полученных по базовым дисциплинам : Теории организаций, Теории управления, Системы государственного и муниципального управления.

Цель практики – ознакомление с перечнем необходимых профессиональных умений и навыков в сфере управления  органами государственной власти и местного самоуправления.

Задачи практики – закрепление теоретических знаний, ознакомление о организационной структурой и системой управления в органах власти и местного самоуправления, приобретение навыков взаимодействия  с руководством и исполнителями, осмысление областей профессиональной деятельности  и самооценка для выбора специализации

 

     Согласно требований ГОС ВПО по данной специальности, организация практики может иметь различные формы, но при этом должна быть направлена  на получение практических  знаний и навыков будущей профессиональной деятельности.

     Учебно-ознакомительная практика проводится в соответствии с графиком учебного процесса  очного и заочного обучения, продолжительность практики – 2 недели, или 10 рабочих дней. Перечень базовых  мест для прохождения практики предоставляется студентам для ознакомления  предварительно, по согласованию с руководителем практики  от факультета студентами могут быть предложены дополнительные  места. Перед началом практики проводится организационное собрание, на котором рассматриваются организационные вопросы ее прохождения и студент получает  программу практики. Таким образом, организация практики  осуществляется в четыре этапа:

  • Первым этапом организации практики является подготовительный этап, включающий следующие мероприятия: утверждение руководителей практики, корректировка программы практики, уточнение баз практики.
  • Второй этап – распределение студентов по базам практики, проведение организационного собрания, вручение студентам программы практики.
  • Третий этап – непосредственно практика, завершаемая подготовкой отчета о ее прохождении.
  • Четвертый этап – подведение итогов практики, подготовка и защита отчета.

Оценка по практике дифференцирована, получение неудовлетворительной  оценки  при защите отчета приравнивается к  академической задолженности.

 

     Содержание программы и методические рекомендации по выполнению отдельных разделов

Программа учебно-ознакомительной практики предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

Общая характеристика  органа управления – полное название, краткая историческая справка , основные направления деятельности

Характеристика организационной структуры управления объекта практики, ознакомление с Уставом, характеристика  назначения элементов структуры и их взаимосвязи, типа структуры

Характеристика персонала организации: описание кадрового потенциала, его квалификационного уровня, форм работы с персоналом, системы мотивации и стимулирования труда

Краткая характеристика документационного обеспечения управления организацией, основные плановые и отчетные документы

Анализ показателей результативности и эффективности деятельности органа управления и  другие материалы, включаемые в отчет  по инициативе студента.

Результаты работы студента на практике оформляются  в виде отчета, рекомендуемая структура которого представлена

  1. Программа

экономической практики и практики по менеджменту

2.1 Программа экономической практики

     Цель экономической практики – формирование практических навыков экономического анализа эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления,  изучение форм взаимодействия  органов власти и предприятий  в процессе реализации государственной экономической политики. Продолжительность практики – три недели

     Задачи практики:

  • Приобретение практических навыков экономического анализа деятельности организаций общественного сектора
  • Изучение методов и способов анализа социально-экономического положения  территориальных объектов управления
  • Формирование навыков использования статистической информации для разработки управленческих решений
  • Освоение  аспектов реализации государственной экономической политики

     Экономическая практика студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» проводится в функциональных и обслуживающих подразделениях экономического профиля органов государственной власти и местного самоуправления, а именно: экономических, планово-экономических и финансово-экономических подразделениях региональных и муниципальных органов власти; территориальных структурах федеральных органов исполнительной власти РФ;  в подразделениях экономического профиля государственных и муниципальных предприятий, в том числе частного сектора  (если последние являются объектами реализации государственных социально-экономических программ).

На первом этапе необходимо дать описание полного и сокращенного наименования организации; фиксации того, когда и кем организация зарегистрирована, ее организационно-правовая форма, месторасположение, краткая история развития.

 

Содержание изучаемых вопросов в зависимости от места  прохождения практики:

     Функциональные подразделения экономического профиля органов государственного и муниципального управления: характеристика роли данного органа управления  и конкретного подразделения в ходе реализации государственной экономической политики,  изучение содержания деятельности и функций специалистов, действующих в сфере экономических  отношений органов государственного и муниципального управления; характеристика деятельности данного подразделения  в ходе реализации государственной экономической политики; общий порядок принятия управленческих решений  по экономическим вопросам;  характеристика основных документов планирования деятельности  и отчетности данного подразделения;  оценка механизмов реализации государственной экономической политики по отношению к конкретным объектам управлениям – территориям, предприятиям и др, выявление перспектив совершенствования  реализации функции государственного управления.

 

      Обслуживающие подразделения экономического профиля  органов государственного и муниципального управления: функции подразделения в организации и его роль в обеспечении эффективной работы данного органа управления, особенности осуществления хозяйственно-экономической деятельности подразделения, использование информационных технологий и программных продуктов  в хозяйственной деятельности   органов государственного и муниципального управления, пути повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности соответствующего подразделения.

 

     Подразделения экономического профиля  государственных и муниципальных предприятий:   основные виды  деятельности предприятия, его финансово-экономическое положение, нормативные документы, регулирующие деятельность предприятия;  основные показатели деятельности за последние два года: номенклатура выпускаемой продукции, среднесписочная численность работников по различным категориям, фонды оплаты труда, финансовые результаты деятельности предприятия; основные факторы внешней среды, влияющие на состояние и перспективы развития, особенности осуществления хозяйственной  деятельности в современных условиях.

 

     Подразделения экономического профиля предприятий частного сектора: характеристика предприятия, основные виды его деятельности, финансово-экономическое положение и основные результаты деятельности за последние два года, перспективы роста и развития, характер взаимодействия с государством, региональными и муниципальными  органами управления, пути совершенствования государственного регулирования экономики частного предприятия.

 

2.2 Программа практики по менеджменту

 

Цель практики по менеджменту – изучение реальной  деятельности органов власти и местного самоуправления, менеджеров предприятий и организаций в области государственного и муниципального управления. Продолжительность практики три недели.

Задачи практики:

  • Изучить различные аспекты деятельности, относящиеся к функциям менеджмента: планированию, организации, мотивированию, контролю и регулированию на выбранном объекте практики
  • Получить начальные практические навыки работы в должности государственного или муниципального служащего.

     В широком смысле организационно-управленческий анализ направлен на исследование текущего состояния системы управления, под которой в данном случае понимается совокупность активных  социальных и пассивных технологических объектов, реализующих процессы управления  в рамках существующей организационной структуры  и организационной культуры.

     С целью анализа систему управления следует рассматривать как совокупность следующих элементов: система целей организации,  организационная структура управления, процессы управления и информация, циркулирующая по ним,  организационная культура.

Содержание изучаемых вопросов:

  • Система целей организации и стратегий их достижения,
  • Организационная структура управления организацией в целом или ее подразделения: определить модель действующей структуры управления, заполнить анкеты по оценке структуры управления (Приложение 3), рассчитать количественные показатели по оценке экономичности структуры управления
  • Основные функции подразделений и отделов
  • Организация работы с персоналом, работа кадровой службы
  • Формирование и осуществление социальной политики
  • Формы и способы контроля осуществления деятельности
  • Знакомство с должностными инструкциями работников данного объекта
  • Применение информационных технологий управления
  • Основные правовые акты, определяющие деятельность данного объекта
  • Содержание и элементы организационной культуры организации или ее подразделения

 

     Основные элементы анализа необходимо выполнить с учетом следующих рекомендаций:

1.Выявление и анализ системы целей организации и стратегии их достижения включает: анализ миссии организации с точки зрения четкости ее формулировки, соответствия  миссии организации стратегии и целям, осознание миссии персоналом, анализ системы ответственности за достижение целей.

 

2.Организационная структура управления характеризуется соотношением линейного, функционального и целевого управления; количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях,  числом уровней управления, численностью и соотношением различных категорий руководителей, специалистов и технических исполнителей, объемом перерабатываемой информации, уровнем управляемости, количеством и соотношением числа решений различных видов, числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, затратами на управление.

 

  1. Анализ организационной культуры должен отражать сложившиеся внутренние правила поведения, традиции, внутреннюю символику организации, а также систему мотивации и карьерного роста персонала.

3.Базовые места для прохождения учебно-ознакомительной практики для студентов специальности «Государственное и муниципальное управлении»

  1. Министерство социальных отношений Челябинской области
  2. Министерство экономического развития челябинской области
  3. Главное управление по физической культуре и спорту Челябинской области
  4. Министерство культуры Челябинской области
  5. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области
  6. Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области
  7. Министерство сельского хозяйства Челябинской области
  8. Министерство финансов Челябинской области
  9. Министерство образования и науки Челябинской области
  10. Министерство здравоохранения Челябинской области
  11. Главное управление по труду и занятости Челябинской области
  12. Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом Челябинской области
  13. Избирательная комиссия города Челябинска
  14. «Учебно-информационный центр» при управлении федеральной налоговой службы по Челябинской области
  15. НТЦ НИИОГР
  16. Ассоциация «Совет муниципальных образований» Челябинской области

 

Базовые места для прохождения производственной  (экономической и практики менеджмента) практики для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление»

1.Управление по связям со средствами массовой информации   Аппарата Администрации города

2.Управление по взаимодействию с общественными объединениями и работе с правоохранительными органами и военнослужащими Аппарата Администрации города

3.Управление муниципальной службы и кадров  Аппарата Администрации города

4.Управление информатизации и коммуникаций Аппарата Администрации города

5.Управление экономики Аппарата Администрации города

6.Управление жилищной политики Аппарата Администрации города

7.Управление по делам образования г.Челябинска

     7.1.Управление образования Калининского района

     7.2.Управление образования Курчатовского района

     7.3.Управление образованием Ленинского района

     7.4.Управление образованием Металлургического района

     7.5.Управление образования  Тракторозаводского района

     7.6.Управление образования Центрального  района

     7.7.Управление  образования Советского района

8.Управление наружной рекламы и информации г.Челябинска

9.Управление культуры г.Челябинска

10.Управление по делам молодежи г.Челябинска

11.Управление социального развития г.Челябинска

12.Управление по физкультуре, спорту и туризму г. Челябинска

13.Управление финансов г.Челябинска

14.Управление муниципального заказа г.Челябинска

15.Управление по торговле и услугам г.Челябинска

16.Управление дорожного хозяйства г.Челябинска

17.Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями г.Челябинска

18.Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска

19.Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Челябинска

20.Управление экологии и природопользования г.Челябинска

21.Администрации Калининского района г.Челябинска:

22 Администрации Курчатовского района г.Челябинска

23.Администрации  Ленинского района г.Челябинска

24.Администрации  Тракторозаводского района г.Челябинска

25.Администрации  Центрального района г.Челябинска

26.Администрация Советского района г.Челябинска

27.Администрация Металлургического района г.Челябинска

28..Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральская академия государственной службы (г.Екатеринбург)

23.Челябинская Городская  Дума

24.Главное управление по труду и занятости населения  Челябинской области

25.Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области

26.Избирательная комиссия города Челябинска

27.Ассоциация «Совет муниципальных образований  Челябинской области»

28.Научно-технический центр угольной промышленности по открытым горным разработкам (НТЦ-НИИОГР)

29.Администрация Юрюзанского городского поселения

30.Администрация Уйского сельского поселения

31.Администрация Верхнеуфалейского городского округа

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top