Стратегия жизни сегодня уже в меньшей степени ориентирована на чтение. Ребенок окружен множеством привлекательных вещей. Эти интерактивные - движущиеся, звучащие, реагирующие  и  провоцирующие – живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, сенситивном для врастания в книжную культуру и предопределяющем все интеллектуальные перспективы человека. Но, заметьте, не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной. А предлагаемые малоинтересные и короткие тексты для чтения, навсегда отвращают ребенка от книги.

Предки наши были сильны соборностью, т.е. единением. А сумеем ли мы объединиться, чтобы выполнить «свою роль» – как следует учить и просвещать с помощью книги детей, которые в свою очередь смогли бы защитить « Землю от Зла» и нести людям «Правду, Мир и Любовь?» Произнося заповеди, наши предки уповали на Господа, молили его дать им силы для осуществления благого дела! На коленях стояли! А как поступим мы?

Давайте крепко подумаем.

Только литература и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей.

Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

Прививать любовь к чтению может только само чтение. Вот здесь и нужна помощь взрослых в выборе книги. Ведь от того какую книгу мы перед ними положим, и будет во многом зависеть, будут ли дети читать или нет, смогут ли в дальнейшем найти свое место в жизни.

Таким образом, в православной гимназии мы учим детей любить и понимать книгу, понимать язык писателей, поэтов- народный родной язык. Ведь только полюбив свой родной язык, сможешь понять и язык другого народа. Преследуя такую цель, в своей работе с обучающимися используем литературу духовную православную. Очень часто звучат на уроках мудрые рассуждения и советы святых старцев: « Кладезь мудрости». М.,2006.Дети имеют возможность анализировать изречения, обдумывать, рассуждать, сравнивать со своей жизнью, поступками, делать выводы.  

На уроках литературного чтения, научившиеся читать ребята, учатся полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Иными словами, они с помощью воображения входят в «нарисованную» писателем жизнь, переживают ее как реальную, душой, отзываясь на переживания героев, и соотносят их со своей жизнью и своими переживаниями, учатся понимать авторскую идею и наслаждаться его умением владеть словом.

Большую часть информации об окружающей действительности , о ценностях, культуре, традициях нашего народа, дети получают из сказок. Ведь язык сказок им близок, понятен.

 Именно поэтому, наверно, во втором классе предпочтение отдается сказке.  Сказка позволяет понять ребятам и усвоить законы жизни наиболее доступным путем. « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - эти слова А.С.Пушкина актуальны и справедливы.

Действительно, в каждой сказке есть жизненный урок для  ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению детей. Сказка важна не только в познании окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостерегающий момент, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения. Во втором классе материал для чтения распределяется по разделам:

  1. «Там на неведомых дорожках…»
  2. «Сказочные человечки»
  3. «Сказочные богатыри»
  4. «Сказка мудростью богата»
  5. «Сказка – ложь, да в ней намек»
  6. Самое обыкновенное чудо».

В каждом разделе собраны сказки, которые помогают решить многие вопросы образования и воспитания детей: сказки лечат от страхов, излишней тревожности, учат контактировать с людьми, ценить храбрость, добрые отношения, достоинство, помогают приобрести уверенность в себе, открывают мир новых возможностей.

Тема произведения

Цели, достигаемые при работе со сказкой.

1.

Там на неведомых дорожках

-

« Царь-девица»

(русская народная сказка)

- формирование умений выделять существенные признаки сказки как жанра русского народного творчества:

зачин, троекратный повтор, присказка, волшебные предметы;

- воспитание любви к родному слову. О мудрости и трудолюбии. Старец Николай Гурьянов. Кладезь мудрости. – М.,2006, с.8.

- развитие любознательности;

- формирование умений работать со словарем.

-

« Конек-Горбунок» П.Ершов, « Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин.

-формирование умений выделять отличительные признаки русских народных сказок и авторских сказок, написанных в стихах;

- развитие умения вслушиваться в красоту слов;

- развитие желания читать сказки самостоятельно, находить незнакомые слова в словарях для понимания читаемого;

- развитие умения понимать мудрость святых старцев: о богатстве и духовной бедности. Кладезь мудрости., старец Иоиль.,-М.,2006.

 

-

« Мороз Иванович» В.Одоевский, «Серебряное копытце» П.Бажов.

- формирование умений выделять отличительные признаки русских народных сказок от авторских литературных сказок;

-развитие умения слышать красоту, необычность  речи уральского народа;

- развитие желания выбрать для самостоятельного чтения другие сказки П.Бажова;

- Привитие любви к родному Уралу, уважения к мастеровым людям;

-развитие интереса к истории Отечества: беседа о житие святого праведного Симеона Верхотурского – заступника земли уральской;

- привитие трудолюбия, усердия, милосердия, послушания на примере святых.

- развитие умения понимать мудрость мысли святых старцев: О послушании и смирении. Кладезь мудрости. – М.,2006, с.136

 

-

« Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»  (литовская сказка)

- формирование умений выделять отличительные признаки русских народных сказок и сказок других народов;

- формирование умений работать с картой: находить Россию и Литву;

- развитие интереса к сказкам других народов;

- развитие человеческих качеств   (добротолюбия, заботливости, милосердия, чувства ответственности за другого, послушания, терпения, сопереживания);

- развитие умения рассуждать: старец Валентин « О милосердии». Кладезь мудрости.- М.,2006,с.53;

- развитие желания больше узнать о жизни святых: беседа о житие Сергия Радонежского;

- развитие творческих способностей, устной речи, логического мышления;

- развитие умений сопереживать героям, читать по ролям.

2.

Сказочные человечки

-

« Золотой ключик или приключения Буратино»А.Толстой.

- формирование умений выделять существенные признаки сказок, героями которых являются сказочные человечки;

- развитие интереса к книге;

-развитие самостоятельности в выборе книги и прочтении сказок;

- развитие устной речи, творческих способностей;

- развитие самостоятельности, желания постоять за друга, дружеского отношения к людям.

 

-

« Вини-Пух» А.Милн,  «Приключения Чиполлино» Д.Родари, « Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А.Линдгрен.

- формирование умений видеть сказочных героев, давать характеристику их поступков, вживаться в образ, рассуждать, находить отрицательные и положительные черты характера;

- развитие безошибочного беглого вдумчивого чтения;

- развитие устной речи, творческих способностей;

- развитие человеческих качеств: порядочности, дружелюбия, аккуратности, послушания, терпения.

 

3.

Сказочные богатыри.

-

« Сказка про Илью Муромца» (русская сказка), « Илья Муромец и Святогор»

( былина)

- формирование умений выделять существенные признаки сказки и былины;

-развитие интереса к истории отечества: беседы  о святых Александре Невском, Владимире Красное Солнышко.

- развитие творческих способностей;

- развитие человеческих качеств   (сопереживания, мужества, чувства гордости за богатырей русских, желания самим встать на защиту своего Отечества, любви и сострадания к своему народу);

 

-

« Богатырь Назнай»  (дагестанская сказка)

-формирование умений выделять существенные отличия русской сказки и сказок других народов;

- развитие устной речи, умений анализировать события, поступки героев;

- воспитание уважительного отношения к другим народам;

- развитие интереса к произведениям народов мира.

4.

« Сказка мудростью богата»

-

« Мудрый старик» (татарская сказка), «Мудрая девушка»

( киргизская сказка),

« Мудрая дева»

(русская сказка),

« Три калача и одна баранка»

( русская сказка).

- формирование умений выделять отличительные признаки русской сказки и сказок других народов;

- воспитание любви к родному слову, уважительного отношения к другим народам;

- развитие интереса к процессу чтения;

- развитие потребности брать жизненный пример из жития святых: беседа о святом Серафиме Саровском;

- развитие человеческих качеств: мудрости, внимания к близким людям, добропорядочности, желания всегда придти на помощь человеку;

- развитие устной речи.

-

« Честный мальчик»

(корейская сказка),

« Настоятель и служка»

 ( японская сказка)

- формирование умений находить отличия в сказках народов мира;

- развитие интереса к самостоятельному выбору книги и прочтению;

- развитие понимания о долге и чести, о самостоятельности и добропорядочности, о терпении и послушании, о заботливости и милосердии;

- развитие творческих способностей, логического мышления.

-

Русские народные пословицы, поговорки, загадки.

- формирование умений выделять отличительные признаки пословиц, сказок, поговорок, загадок;

- развитие интереса к родному слову;

- развитие умения понимать мудрость пословиц: старец Иосиф. Кладезь мудрости. - М.,2006, с.19.

- развитие творческих способностей, устной речи;

- воспитание любви к Отечеству, к малой Родине, к соотечественникам;

- расширение словарного запаса.

5.

Сказка – ложь, да в ней намек…

-

« Лиса и рак»,  «Напуганные медведь и волки»  (русские сказки);

« Похождения дикого кота Симбы»

( африканская сказка)

- Формирование умений выделять существенные признаки в сказках, героями которых являются животные;

- развитие умений оценивать поступки героев-животных и переносить на случаи такого поведения у людей;

- развитие умений пересказывать сказки;

- развитие устной речи, словарного запаса;

-воспитание интереса к слову, к чтению;

- воспитание человеческих качеств: смелости, мужественности, дружеского отношения к людям.

-

« Почему у зайца губа рассечена»

( эстонская сказка).

 

-формирование умений сравнивать, размышлять и делать выводы о поведении сказочных персонажей – животных;

- развитие умений читать бегло, безошибочно, выразительно;

- воспитание интереса к слову, к книге;

- развитие понимания, что только вместе ..можно преодолеть любые преграды.

-

« Как петух лису обманул»

( латышская сказка),

« Ну, погоди!» А.Курляндский.

- формирование умений выделять признаки авторской сказки;

- развитие творческих способностей;

- развитие интереса к процессу чтения, к слову;

- воспитание аккуратности, самостоятельности, справедливости, терпения, порядочности.

-

Детские песенки, считалки.

- формирование умений находить отличительные признаки считалок и песенок;

- развитие интереса к родному слову, обширным возможностям русского языка;

- развитие творческих способностей;

- воспитание гордости за свой родной народ, чувства благодарности Господу за Отечество.

6.

Самое обыкновенное чудо.

-

« Маленький принц» А.Сент-Экзюпери.

- формирование умений выделять признаки  сказки - фантастики;

- воспитание  интереса  к книге, желание продолжить чтение;

- развитие интереса к жизни святых: беседа о житие  Сергия Радонежского;

- развитие творческих способностей;

- воспитание ответственности « за тех кого приручил», дружеского отношения к ближнему, милосердия и уважения.

 

-

« Солнце и туча» Д.Родари.

- формирование умений выделять признаки олицетворения  предметов;

- развитие умений выразительно бегло читать;

- воспитание самостоятельности, дружеского отношения к окружающим, любви к миру, интереса к жизни.

-

« Куда лето прячется» Б.Сергуненков,

« Град», « Про чудака лягушонка»

Г.Цыферов.

-развитие умений самостоятельно выбирать произведение;

-воспитание интереса к родной литературе, к родной речи и литературе других народов;

- воспитание любви к окружающему миру, созданному Господом, к людям, созданным по подобию Божию;

-развитие творческих способностей.

 

               Комментарий к работе со сказками по разделам на уроках литературного чтения во 2 классе.

В православной гимназии дети приучаются вслушиваться в слово, размышлять над сказанным, понимать суть, строить свою речь так, чтобы всем было понятно и приятно слушать. Поэтому в работе над речью используются советы старцев, их мудрые мысли, рассуждения. Ребята знают, что перед любым благим делом нужно помолиться, а после поблагодарить Господа, что нужно быть усердным, внимательным и благодарным за  данную работу.

 Ведь еще старец Паисий сказал: « Кто труждается ради ближнего от чистой любви, тому этот труд приносит отдых.  А любящий себя и ленящийся устает от сидения».

Такой подход помогает и в работе со сказкой, как с жанром народного творчества. В процессе сотворчества обучающиеся узнают о главных признаках сказки, знакомятся с народными и авторскими сказками, былиной и сказками в стихах, а также загадками, пословицами, поговорками. Дети приобщаются к могуществу русского многогранного слова, учатся любить свой народ, Родину, знакомятся  с ее обычаями и традициями. В православной гимназии обучающиеся приучаются вслушиваться в слово, сказанное мудрыми старцами, рассуждать по поводу изреченной мысли, понимать суть,  Сказки знакомят с традициями и бытом людей других народов. Сказки помогают прививать любознательность, интерес к чтению.

Читая сказки, собранные в первом разделе, ребята  знакомятся  с устаревшими словами:

(русская народная сказка « Мудрая дева»), традициями русского народа, учатся  пользоваться справочной литературой, словарями,  географической картой: (Литовская сказка  « Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»), помогает  перенестись в Литву,  узнать местонахождение Прибалтийских республик, столицы Литвы, о национальных костюмах литовского народа, о их традициях. Узнавая толкование слов и выражений, обучающиеся приобретают возможность пополнить свой словарный запас. Таким образом, развивается любознательность, устная речь. На уроках литературного чтения дети знакомятся с отличительными признаками  сказки и сказа. Сказы П.Бажова знакомят детей с уральскими мастерами, с уральским говором. На карте обучающиеся находят Урал, знакомятся с уральской  природой, с народными  обычаями, с именем П.Бажова и его произведениями. Заинтересовавшись творчеством  уральского писателя,  ребята продолжают самостоятельно  читать его произведения, узнавая больше о своей Родине и ее умельцах.  Детям очень нравится  рисовать полюбившихся героев сказов и  персонажей  сказок. Они рисуют и устно образы героев произведений. Таким образом, развиваются логическое мышление, память, внимание, творческие способности.    

Читая сказки по ролям, обучающиеся сопереживают героям, учатся быть бескорыстными, справедливыми, терпеливыми, послушными, любящими своих родителей.

Чтение сказок  второго раздела помогает детям узнать новых любимых сказочных персонажей, вместе с ними пошалить, научиться определять, что плохо и что хорошо, ценить дружбу, постоять за друзей. Обучающиеся узнают о том, что дети в других странах тоже любят играть, фантазировать, рисовать, читать. Для них писатели и поэты тоже придумывают сказки и стихи. Ребятам самим интересно придумывать свои сказки и стихи, а также увлекательные и поучительные истории.

В третьем  разделе  второклассников  знакомят с былинами, их  отличиями от сказок о богатырях. Былины и сказки о богатырях русских  учат  уважать своих предков, гордиться своими «корнями», любить свою Отчизну, быть мужественными  и  стойкими,  православными людьми  и жить по Заповедям Господа. Сказки и былины помогают ребятам заинтересоваться историей жизни своего народа. Обучающиеся с первых уроков узнают о силе молитвы, о житие святых, о храмах в России и в городе Челябинске.

Ребята из бесед узнали о житие Святого праведного Симеона Верхотурского, о том, что он является заступником нашей земли уральской. Подкрепляются знания посещением храма в честь этого святого, паломническими поездками в Верхотурье, где каждая травинка, каждый камушек напоминает о нем, в селе Медведево, где тоже есть источник в честь Симеона Верхотурского. Второклассники собирали  материал и оформили проектную работу о храме, названном в честь святого праведного Симеона Верхотурского. Из дополнительной литературы дети узнали о Святых Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, о Николае Чудотворце, об Александре Невском, о князе Владимире Красном Солнышке и т.д. Ребята готовили  костюмы богатырей, мастерили с родителями своими руками  макеты крепостей – городов русских. Таким образом, с помощью произведений о русских богатырях, о житие святых, о храмах России  прививается интерес к чтению, самостоятельность в выборе литературы для чтения, развивается речь, логическое мышление, память.

Сказки четвертого раздела говорят детям, что там где мужество народа, там и мудрость. На примерах героев сказок можно убедиться, что у всех народов почитается мудрость, скромность, сообразительность, честь.

Ребята здесь знакомятся также с пословицами и поговорками русского народа. Они могут почувствовать мудрость и силу русской речи, справедливость и меткость сказанного. Подбирая пословицы и поговорки русского народа, обучающиеся записывают их в тетради. Таким образом, такая работа помогает развить грамотность, интерес к родному языку. Второклассники знакомятся дополнительно с мудрыми мыслями святых старцев, учатся у них скромности, послушанию, терпению, мудрости.

В пятом разделе обучающиеся читают сказки о животных. Как говорит русская пословица « Сказка – складка, песня – быль». Ребята знают, что сказка – вымысел, но она учит, она обязательно имеет глубокий смысл. Это касается особенно русских сказок. В сказках животные наделены характером, они умеют « слово молвить». У них можно поучиться уму-разуму, дружить, любить ближнего своего, защищать слабого. « Сказка – добрым молодцам урок». Кроме этого дети знакомятся в разделе с детскими считалками и песенками, пробуют самостоятельно сочинять свои считалки. Работа увлекательна для второклассников. Таким образом, они опять видят красоту и могущество русского языка. А русскому православному человеку необходимо знать историю и культуру своего народа, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частичкой своей  могучей красивой Родины.

Сказки шестого раздела учат второклассников быть ближе к природе, любить каждую былиночку, пташку малую, потому что они созданы Господом, заботиться обо всем и всех в своем Отечестве, быть « в ответе за тех, кого приручил».

С большим  интересом прошла встреча первоклассников и героев произведений, которые полюбились второклассникам. Таким образом, осуществляется преемственность между классами. Дети учатся выразительно говорить, выражать эмоционально характер того или иного сказочного героя, учатся вслушиваться в слово. Ребята учатся заботиться о младших, дружить, быть добрыми, справедливыми.

Для чего нужна такая кропотливая работа на уроках литературного чтения? Если дети задумываются  над смыслом пословиц, переживают за героев, рассуждают о тех житейских ситуациях, в которые попадают персонажи, им будет в жизни необходимо поступать правильно, быть рядом с родными, заботиться о близких, жить по Законам Божьим.

Хочу в завершении  обратиться к взрослым, в чьих руках « Души наших детей», строками   Е.Потехиной:

« Взрослые, не учите детей своих подлости.

Властные, не учите их злобе и зависти.

Сильные, не учите звериной жесткости.

Мудрые, не толкайте детей к пропасти.

Грешные, научите детей состраданию.

Слабые, научите любви и вниманию.

Старые, научите терпенью и кротости.

Слышите?! Оттащите детей от пропасти.»                           

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top