Организационно – деятельностная карта управления процессом обучения по предмету «Обществознание»
Наименование блока, модуля, ситуации |
Тип занятия |
Кол-во часов |
Система средств обучения |
Система средств контроля знаний (развития способностей) |
Межпредметные связи |
Продукт деятельности |
Проектируемый результат |
|
||||||
технологические |
предметные |
|
||||||||||||
модуль |
ключевые понятия |
ТСО |
наглядные пособия |
дидактические средства |
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
||
Блок 1. Введение
Модуль «Введение в обществознание»
1.1 Введение в предметное пространство
|
Теоретическое в режиме технологии
Теоретическое в режиме технологии |
2
|
модуль №1 |
Введение, обществознание |
Компьютер |
|
Учебник, алгоритмы (см. Предметные средства) |
Вопросы и Задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №1 |
По ключевым понятиям семантического поля Предметы: Биология,история |
Древо понятия «Обществознание»
Заполненный модуль 1 «Введение в обществознание» |
Осознание роли и значения обществознания для развития социальной компетенции |
|
||
Блок 2. Человек как творец и творение культуры
Модуль «Человек как творец и творение культуры» |
Теоретические в режиме технологии |
|
Модуль №2 |
Общество, природа, человек, индивид, личность Деятельность Культура Познание, знание, исследование, истина |
Компьютер, телевизор, видеомагнитофон |
Схемы, таблицы, репродукции, портреты выдяющихся деятелей культуры |
Учебник алгоритмы (см. Предметные средства) |
Вопросы и Задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №2 |
По ключевым понятиям семантического поля предметы: Литература, МХК |
Древа понятий блока 2 Мини-сочинение Рефераты Эссе
|
Осознание понятия «культура», ее структурных компонентов и значения для общества |
|
||
2. 1 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №2 |
Общество, природа, человек, индивид, личность |
Телевизор видеомаг-нитофон |
Видеофильмы из серии: «Жизнь замечательных людей» |
Фило- софский словарь Учебник |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №2 |
Предметы: Биология, история |
Древо понятия: «Социокультурный» |
Развитие системы инвариантных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, исполнительских, рефлексивных Осознание значимости человека как творца и творения культуры |
|
||
2. 2 Понятие культуры. Многообразие культур |
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №2 |
Культура |
Магнитофон, кассеты с записями классической музыки |
Портреты выдяющихся деятелей культуры |
Учебник алгоритмы |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №2 |
Предметы: Литература, МХК |
Сообщения студентов по теме «Культура Древнего мира»
|
||||
2..3 Свобода и необходимость в человеческой деятельности |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №2 |
Деятельность |
Компьютер |
Таблица «Виды деятельности» |
Учебник алгоритмы |
Эссе «Свобода это выбор?»
|
Предметы: Философия |
Мини-сочинение «Свобода – это выбор?» |
||||
2. 4 Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №2 |
Мировоззрение
|
Компьютер |
Таблица «Философы Древнего мира» |
Философский словарь Учебник |
Словарный диктант |
Предметы: Физика История |
Рефераты: «Античные философы: Платон и Аристо-тель» «Никколо Макиавел-ли» |
||||
2. 5 Проблемы познаваемости мира. Понятие истинности и её критерии. Основные особенности научного мышления |
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №2 |
Познание, знание, исследование, истина |
Компьютер |
Схема: «Уровни научного исследования» |
Карточки и задания Учебник |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №2 |
По ключевым понятиям семантического поля-предметы: Философия |
Эссе «Познание – путь учёного незнания» |
||||
2. 6 Религия. Искусство. Мораль. Право |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №2 |
Мировые религии |
Телевизор, видеомагнитофон.
|
Видеофильм: «Мировые религии» |
Учебник |
Заполнение таблицы «Мировые религии» |
Предметы: История |
Заполненная таблица: «Мировые религии» |
||||
2.7 Итогово-обобщающее занятие по теме «Человек как творец и творение культуры» |
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №2 |
Человек, индивид, личность, религия, мораль |
|
Схемы, таблицы по блоку2 |
Учебник, словари |
Вопросы- задания (см. ситуацию занятия) |
Предметы: Философия История |
Заполненный модуль 2 «Человек как творец и творение культуры»
|
|
|
||
2.8Контрольная работа (тестирование по блоку №2)
|
|
1
|
Модуль №2 |
|
Компьютер |
|
|
Тесты по блоку №2 |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|
||
Блок3. Общество как сложная динамическая система
Модуль «Общество как сложная динамическая система» |
Теоретические в режиме технологии |
10 |
Модуль №3 |
Общества, социальные институты Эволюция, революция Глобализация |
Компьютер |
Схемы, таблицы по блоку № 3 ВидеофильфыПолитическая карта
|
Учебник алгоритмы (см. Предметные средства) |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №3 |
По ключевым понятиям семантического поля: Предметы: Философия, история |
Сообщения Древа понятий блока 3 Мини-сочинение Рефераты Эссе Заполненные таблицы
|
Осознание структуры мирового сообщест-ва |
|
||
3. 1 Системное строение общества. Основные институты общества |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №3 |
Общества, социальные институты |
Компьютер |
Таблица: «Основные сферы и институты общества» |
Учебник |
Заполнение таблицы «Основные сферы и институты общества» |
Предметы: Философия |
Заполненная таблица: «Основные сферы и институты общества» |
Осознания и понимание общества как сложной динамической системы. |
|
||
3. 2 Многова- риантность общественного развития |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №3 |
Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество |
Телевизор Видеомагнитофон |
Видеофильфы: «Страны мировой системы» (США; Страны Европы и др.) Политическая карта
|
Учебник, словари |
Вопросы- задания (см. ситуацию занятия). |
Предметы: История |
Сообщения «Страны ядра-США: Западная Европа»; «Полупериферия»; «Периферия» |
||||
3..3 Эволюция и революция как формы социального изменения |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №3 |
Эволюция, революция |
Телевизор, видеомагнитофон |
Политическая карта, видеофильмы: «Парижская Коммуна»; «Революция 1905-1907года в России» и др.
|
Учебник Политический словарь |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия) |
Предметы: История |
Рефераты: «Эволюция европейского капитализма» |
Развитие системы инвариантных способносте |
|
||
3. 4 Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №3 |
Глобализация |
Компьютер |
Схема: «Научно-технический прогресс и его последствия»
|
Учебник, словари |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Словарный диктант |
Предметы: История, биология |
Мини – сочинение (эссе) «Угроза экологического кризиса» |
|
|
||
3.5 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Общество как сложная динамическая система». |
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №3 |
Социальные институты, глобализация общества, эволюция, революция |
Компьютер |
Схемы, таблицы по блоку-2 |
Учебник словари |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). |
Предметы: История Биология |
Заполненный модуль № 3 «Общество как сложная динамическая система» |
|
|
||
3.6 Контрольная работа (тестирование по блоку №3) |
|
1
|
Модуль №3 |
|
Компьютер |
|
|
Тесты по блоку №3 |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|
||
Блок 4. Социальные отношения
Модуль «Социальные отношения» |
Теоретические в режиме технологии |
16 |
Модуль №4
|
|
Компьютер телевизор, видеомагнитофон |
Таблицы, видеофильмы, схемы |
Учебник алгоритмы (см. Предметные средства) |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №4 |
По ключевым понятиям семантического поля предметы |
Сообщения Древа понятий блока 4 Эссе Заполненные таблицы Составленные схемы |
Осознание социальной структуры и социальных отношений |
|
||
4.1 Социальная структура. Социальная стратификация
|
Теоретическое в режиме технологии |
2
|
Модуль №4
|
Социальные группы, социальный статус |
Компьютер |
Таблица: «Исторические типы стратифика-ции» |
Карточки задания Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Словарный диктант |
Предметы: Социология |
Кроссворд: «Стратификация» |
Развитие системы инвариантных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, исполнительских, рефлексивных |
|
||
4. 2 Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Социальный конфликт, противоречие |
Телевизор Видеомагнитофон |
Видеофильмы: «Спартак»; «Крестьянская война под руководством Е. Пугачёва 1773-1775г.г» |
Сборники документов. (Административное право. Трудовое право) |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). |
Предметы: Социология, психология
|
Схема: «Классификация конфликтов» |
||||
4..3 Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Социальные нормы, санкции, социальный контроль |
Компьютер |
Схема: «Виды социальных норм» |
Сборники документов, Конституция РФ |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №4 |
Предметы: Право |
Древо понятия: «Социальное взаимодей- ствие» |
||||
4.4 Отклоняющееся поведение. Наркомания. Преступность |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Поведение |
Компьютер |
Таблица «Виды подростковой преступности» |
Уголовный кодекс РФ |
Эссе «Что такое подростковая преступность?» |
Предметы: Социология Право |
Сообщение «Наркомания и её последствия» |
||||
4.5 Социальная мобильность. Виды и каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Социальный статус, вертикальная и горизонтальная мобильность |
Компьютер |
Таблица «Виды социальной мобильности» |
Периодическая печать: статьи из газет и журналов |
Вопросы- Задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №4 |
Предметы: Социология, право |
Кроссворд «Социализация» |
||||
4.6 Этнические общности. Нации. Межнациональные отношения |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Племя, этнос (народность), нация
|
Телевизор видео магнитофон |
Видеофильм: «Межнациональные конфликты» |
Конституция РФ |
Словарный диктант |
Предметы: История |
Древо понятия: «Национальное самосозна-ние» |
||||
4.7 Семья как социальный институт. Семья и брак |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №4
|
Семья, брак |
Компьютер |
Таблица: «Этапы добрачного поведения» |
Кодекс законов о браке и семье |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку № |
Предметы: Социология |
Эссе «Обязанности родителей и детей в вашей семье» |
||||
4.8 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Социальные отношения»
|
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №4
|
Социальная мобильность, страты, нации, семья и брак |
Компьютер |
Схемы и таблицы по блоку-3 |
Документы |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №4 |
Предметы: Социология История |
Заполненный модуль № 4 «Социальные отношения» |
|
|
||
4.9 Контрольная работа (тестирование по блоку №4) |
|
1
|
Модуль №4 |
|
Компьютер |
|
|
Тесты по блоку №4 |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|
||
Блок 5. Политика как общественное явление
Модуль «Политика как общественное явление» |
Теоретические в режиме технологии |
|
Модуль №5 |
|
|
Таблицы, схемы, видеофильмы |
Учебник алгоритмы (см. Предметные средства) |
|
По ключевым понятиям семантического поля-предметы; |
Сообщения Древа понятий блока 5 Рефераты Эссе Заполненные таблицы
|
Осознать и понимать значение политики как одной из основных сфер общества и её роль в развитии человека и государства. |
|
||
5.1 Понятие власти. Государство и его функции |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Власть, государство |
Компьютер
|
Таблица «Легитимная власть» |
Конституция РФ Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: Право |
Древо понятия «Политическая власть» |
||||
5. 2 Политическая система. Типология политических режимов |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Политика |
Компьютер |
Политическая карта мира |
Конституция РФ Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: Право |
Таблица «Политические режимы» |
||||
5. 3 Демократия и её основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство |
Теоретическое в режиме технологии
|
2 |
Модуль №5 |
Политические отношения |
Компьютер |
Таблица «Гражданство в США и РФ» |
Периодическая печать Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: Право |
Сообщение «Права и свободы человека и гражданина РФ» |
|
|
||
5.4 Политическая элита, особенности её формирования в современной России |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Группы давления, группы интересов, лобби, элита |
Компьютер |
Схема «Виды элиты» |
Периодическая печать Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: Социология |
Реферат «Роль политической элиты в жизни государст-ва» |
|
|||
5.5 Политические партии и движения. Политическая идеология |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Политические партии, политическая идеологи |
Телевизор, видеоманитофон |
Видеофильм «Фашистский режим в Гермнии» |
Учебник |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: История Философия |
Сообщения «Виды политической философии» |
|
|||
5.6 Средства массовой информации в политической системе общества |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы
|
Компьютер |
Схема «Телевидение как фактор объединения общества» |
Периодическая печать Учебник |
Эссе «Роль телевидения в современном мире» |
Предметы: Политология |
Эссе «Влияние телевидения на формирование политических взглядов людей» |
|
|||
5.7 Политический процесс, его особенности в Российской Федерации |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный |
Компьютер |
Схема «Структура государственного устройства Р.Ф. в начале 21 века» |
Учебник |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: История |
Рефераты «Роль политических лидеров в жизни государства»
|
|
|||
5.8 Избирательная система Российской Федерации |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №5 |
Избирательное право, закон, выборы |
Компьютер |
Схема «Процедура голосования» |
Учебник |
Вопросы задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №5 |
Предметы: Право |
Сообщения студентов «Виды избирательных систем» |
|
|||
5.9 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Политика как общественное явление»
|
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №5 |
Государство и власть, политическая система общества, избирательное право |
Компьютер |
Схемы таблицы |
Учебник алгоритмы (см. Предметные средства) |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия) |
По ключевым понятиям семантического поля-предметы: Политология, право |
Заполненный модуль № 5 «Политика как общественное явление» |
|
|||
5.10 Контрольная работа (тестирование по блоку №5) |
|
1
|
Модуль №5 |
|
Компьютер |
|
|
Тесты по блоку №5 |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|||
Блок 6. Человек в системе общественных отношений Модуль «Человек в системе общественных отношений»
|
Теоретические в режиме технологии |
|
Модуль №6 |
Образование, воспитание, сознание, социализация, поведение, самосознание, свобода духовная культура, искусство, моральные нормы |
Телевизор, видеоманитофон, компьютер |
Схемы, таблицы |
|
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №6 |
По ключевым понятиям семантического поля-предметы: |
Заполненный модуль № 6 Человек в системе общественных |
Осознание роли и места человека в системе общественных отношений Развитие системы инвариантных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, исполнительских, рефлексивных ний |
|||
6.1 Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Общественное сознание, индивидуальное сознание, социализация |
Компьютер |
Таблица «Структура психики по Фрейду» |
Учебник |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №6 |
предметы: Психология |
Древо понятия «Социальные нормы» |
|
|||
6.2 Духовная жизнь человека. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Духовная культура, искусство, моральные нормы |
Компьютер |
Таблица «Основные ценности общества» |
Учебник, словари |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Словарный диктант |
Предметы: Психология Социология |
Сообщения «Культура материальная и духовная» |
|
|||
6.3 Самосознание индивида и социальное поведение. Свобода и ответственность |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Поведение, самосознание, свобода |
Компьютер |
Таблица «Основные виды социального поведения» |
Учебник словари
|
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Кроссворд «Самосознание» |
Предметы: Психология, социология |
Древо понятия «Свобода и ответственность» |
|
|||
6.4 Общественная значимость и личностный смысл образования |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Образование, воспитание |
Компьютер |
Таблица «Основные формы современного образования в Российской Федерации» |
Закон об образовании Учебник |
Эссе «Как реализуется закон об образовании в РФ» |
Предметы: Психология Педагогика |
Реферат «Причины подростковой преступности в Челябинской области» |
|
|||
6.5 Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Знание, информация |
Компьютер |
Кроссворд «Информационное общество» |
Учебник
|
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Словарный диктант |
Предметы: философия, информатика |
Кроссворд «Постиндустриальное общество» |
|
|||
6.6 Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Национальная и мировая культура |
Компьютер |
Таблица «Основные направления современной культуры» |
Учебник, словари |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Словарный диктант |
Эстетика |
Кроссворд «Мировая культура» |
|
|||
6.7 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина |
Теоретическое в режиме технологии |
2 |
Модуль №6 |
Социальная роль |
Компьютер |
|
Учебник, словари |
Вопросы-задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №6 |
Предметы: Социология Философия |
Древо понятия «Социальная роль» |
|
|
||
6.8 Итогово-обобщающее занятие по теме: «Человек в системе общественных отношений».
|
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
Модуль №6 |
Мораль, социальные нормы, культура, духовность образование, социализация |
Компьютер |
Таблицы, схемы |
Учебник, словари |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). Тесты по блоку №6 |
Предметы: психология социология философия, |
Модуль «Человек в системе общественных отношений» |
|
|
||
6.9 Контрольная работа (тестирование по блоку №6) |
|
1
|
Модуль №6 |
|
Компьютер |
|
|
Тесты по блоку №6 |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|
||
6.10 Итогово-обобщающее занятие по курсу «Обществознание»
|
Теоретическое в режиме технологии |
1 |
|
Семантическое поле |
Компьютер |
Схемы таблицы |
Учебник, словари |
Вопросы и задания (см. ситуацию занятия). |
Предметы: Политология, право, социология, философия, психология, педагогика политология, история |
|
Сформированность у студентов социально-практических знаний, необходимых для выполнения основных социальных ролей |
|
||
6.11 Итоговое тестирование по курсу «Обществознание» |
|
3
|
|
|
Компьютер |
|
|
Итоговый тест по курсу «Обществознание» |
|
Выполненные тестовые задания |
|
|
||
Итого по курсу: |
|
78 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||