• Пояснительная записка

Летняя пора в жизни ребёнка – это период накопления сил, здоровья, новых знаний. Все дети без исключения ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, познать ранее незнакомое, научиться интересному делу. В каникулы у детей появляется много свободного времени, поэтому надо помочь им рационально его использовать, вовлечь детей в полезные и интересные дела.

     Именно в лагере отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Лагерь – своеобразное творческое поле, где общими усилиями взрослых сотрудников лагеря и детей создаётся особый уклад жизни, при котором для каждого ребёнка открывается широкая возможность познания себя как личности, своих интересов и устремлений. Здесь дети могут получить дополнительные знания, поправить своё здоровье и просто отдохнуть.

  • Актуальность программы

В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться? Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества. В экономике конкуренция является двигателем прогресса и гарантией существования бизнеса. В школе учащихся часто сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей и проигравших. Часто даже хобби и увлечения подразумевают соревновательность и соперничество. Так, например, болельщиков в первую очередь интересует, кому достанется победа.

К сожалению, часто соперничество характеризует и частную жизнь. Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер. При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи, в результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически более закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива. Всё это возможно в рамках детского спортивно – оздоровительного лагеря «Олимпиец» где в настоящее время технологии командообразования прочно утвердили свои позиции. Они являются модными и востребованными, называясь магическим для многих словом «teambuilding».

  • Отличительные особенности программы

Социально - педагогическая эффективность программы состоит в том, что воспитанники: станут дружной, сплоченной командой, узнают свои внутренние ресурсы и ресурсы других, смогут в любых ситуациях опираться на эти ресурсы и значительно меньше зависеть от других людей, научаться делать выбор в разных ситуациях и принимать ответственность за него; смогут намного активнее вовлекать других детей в совместную деятельность; научаться делиться с другими людьми и чувствовать себя способными оказать помощь и поддержку другим.

Реализация игрового формата смены -  «Команда дня», ее структура, функции и система управления жизнедеятельностью способствует повышение социальной компетентности воспитанников через:

- формирование знаний, умений и навыков необходимые каждому ребенку для полноценного общения;

- создание условий для формирования гражданской позиции подрастающего поколения;

- реализацию творческого и лидерского потенциала активистов в условиях временного детского коллектива; 

-  создание актива из числа участников смены с учетом интересов и потребностей детей и подростков.

 

  • Новизна программы

Новизна программы заключается в разных этапах ее реализации. В каждый этап программы «Команда дня» включены разнообразные типы игр, с целью развития тех или иных качеств, знаний, умений, навыков и способностей ребёнка, а также всестороннего развития его личности. Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.

 Цель программы:  Содействие развитию гармоничной социально активной личности, имеющей потребность в развитии лидерских навыков, способной самостоятельно моделировать образ своего поведения в условиях ДСОЛ «ОЛИМПИЕЦ».

 

 

 

 

Задачи программы:

  1. Развить творческие способности детей;
  2. Развить навыки межличностных и социальных отношений (социальная культура, умение слушать и слышать и ясно выражать свои мысли, умение жить в коллективе, умение решать конфликты и т.п.);
  3. Развитие эмоциональной и психологической зрелости и стабильности (самосознание, уверенность в себе, самооценка, устойчивость, изобретательность и т.п.);
  4. Развить лидерские качества, создать возможность приобретения навыков лидерского поведения через коллективную деятельность в команде;

2.        Характеристика смены

Название программы

«Команда дня»

Авторы программы

Бондаренко Е.А.

Место проведения

ДОК «Уральская березка», ДСОЛ «ОЛИМПИЕЦ»

Сроки проведения

2 смена лето 2019 (15 дней)

Направленность программы

Социально – педагогическая;

Программа направлена на создание условий для развития лидерского потенциала через организацию социально значимой и творческой деятельности, способствующей к успешной социализации ребенка.

Адресат программы

- детям в возрасте от 6 до 17 лет и их законным представителям с целью информирования о содержании и предполагаемых результатах программы;

- педагогическим работникам для понимания содержания их деятельности, определения возможностей для их  взаимодействия в воспитательном процессе и в качестве ориентира в практическом применении своих профессиональных обязанностей;

- администрация лагеря для координации деятельности педагогических работников по выполнению требований к результатам и условиям реализации программы; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса и  качества результатов образовательной и воспитательной деятельности.

2.1.          Ожидаемые результаты

На уровне воспитанника:

- расширил объем новых знаний, умений, навыков, приобретенных в ходе лагерной смены, готов к их практическому применению в жизни, в процессах межличностных и социальных отношений;

- способен к определению и конкретизации индивидуальных интересов и склонностей к лидерству, а так же к определению недостающих качеств, которые предстоит сформировать для повышения собственной конкурентоспособности, достижения личного успеха и преуспевания;

-  приобрел опыт творческого поведения, самопрезентации, выступлений на сцене;

- удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации программы смены;

- получил опыт межличностного и командного коммуникативно-деятельностного  взаимодействия, способствующего раскрытию личностного потенциала и формированию социально значимых положительных ценностных установок, приобрел навыки конструктивного решения внешних и внутренних конфликтов;

- выполняет правила здорового и безопасного поведения для себя и окружающих;

На уровне педагогической команды:

- создана безопасная, комфортная образовательно – воспитательная среда пребывания в ДСОЛ «Олимпиец»;

- реализованы инструменты управления формированием позитивного имиджа лагеря;

- организация педагогического сопровождения системы выявления и развития лидерских качеств детей;

- проведена профилактика асоциального поведения детей;

На уровне социальных заказчиков:

- удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития и событийного отдыха детей в каникулярное время;

- популяризация и расширение практики организации детского отдыха и оздоровления в регионе.

 

2.2.          Принципы реализации программы

 

- принцип самореализации воспитанников (осознание детьми целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, создание ситуации успеха; поощрение достигнутого);

- принцип включенности подростков в социально значимые отношения (обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня);

- принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора познавательной деятельности, форм и способов организации жизни в коллективе, выбора ролевой позиции при подготовке дел, выбор формы участия в предлагаемых мероприятиях;

- принцип сочетания оздоровительных, развивающих, воспитательных и развлекательных мероприятий (режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня);

- принцип гуманизма (построение отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху);

 - принцип дифференциации и индивидуализации воспитания (отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей);

- принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, предполагающий формирование временных творческих групп из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности лагеря.

2.3.          Методы реализации программы

Успешной реализации программы способствует использование методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к образованию и воспитанию

 

- методы формирования сознания личности ребенка;

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- методы стимулирования поведения и деятельности;

- методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

На отрядном уровне активно применяются методы, в основе классификации которых лежит  гуманистический поход к воспитанию детей

- методы убеждения (информация, беседа, рассказ, дискуссия, метод поиска, метод интригующих вопросов, текстовых проблем, чудинок, метод размышления, метод создания ситуаций, и т.д.);

- методы общения (получение навыков коммуникации за счёт положительного социального опыта);

 - методы организации деятельности (проектная деятельность, моделирование ситуаций, решение кейсов и тд.);

 - методы мозгового штурма.

В ходе реализации программы находят свое применение методы досуговой педагогики (геймификации)

- методы игры и игрового тренинга;

 - методы театрализации;

- методы состязательности;

 - методы равноправного духовного контакта;

- методы воспитывающих ситуаций;

- методы импровизации.

2.4.          Формы досуговой деятельности

Акция - это ограниченное во времени воздействие на определённую группу людей с целью популяризации и пропаганды;

Аукцион — публичный розыгрыш подарков, который  производится по заранее установленным правилам;

Брейн-ринг - соревнование между двумя и более командами в количестве правильных ответов на поставленные вопросы;

Вечер - вечернее собрание, дружеская встреча с целью развлечения. Вечера могут быть литературными, музыкальными, танцевальными, поэтическими и тд.;

Видеобитва - соревнование командных видеороликов, сделанных по заданной тематике;

Викторина -  игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областях знаний;

Дискотека — культурно-развлекательное танцевальное мероприятие, проводимое в специально отведённом месте  либо на открытом воздухе (танцплощадке);

Игра – вертушка - подразумевает несколько разных станций, на которых командам необходимо выполнять различные задания, связанные одной общей темой;

Квест-комната - комплексное мероприятие, направленное на поиск ответов в условиях заданной ситуации с применением дедуктивных методов;

Конкурс - личное или командное соревнование, организованное с целью выявления лучших участников, исполнителей, лучшей работы и т.д.;

Конкурсно - игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши;

Квест - форма детективного расследования, имеющий определённую проблематику, «нерешённый вопрос», ответ на который необходимо найти путём решения логических задач с применением дедуктивных методов;

Кроссфит – система физической тренировок, которые включают в себя элементы интервальных тренировок высокой интенсивности, а также соревновательный вид спорта;

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня (костры, посвященные закрытию смены);

КТД - организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и фантазией общеотрядное или общегрупповое дело, целью которого является создание, совершенствование какого-либо предмета, объекта;

Линейка – организационная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление (торжественные, рабочие);

Марафон – это цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу наличие препятствий состязательный характер. Интеллектуальны вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу библиотечного марафона, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество;

Массовая игра - В процессе игр решаются такие задачи физического воспитания как укрепление здоровья детей и подростков, развитие и совершенствование физических и волевых качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости, смелости, решительности, настойчивости, быстроты ориентирования, дисциплинированности;

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом  и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек  - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы;

Первенство — соревнования среди спортсменов (команд) различных возрастных групп, возраст которых определяется положением о соревнованиях;

Сюжетно-ролевая игра - одна из разновидностей игры, которая построена на погружении в определённый сюжет или историю с внедрением живых персонажей, проводимая в режиме реального времени;

Челлендж - вызов человека или группы лиц на соревнование в определённом виде деятельности, с целью выявления лучшего из общего количества участников. Вызов передается несколько раз от одного участника к другому так, чтобы оппонент не повторял предыдущую цепочку соревнующихся;

Фестиваль – это массовый праздник торжественного характера, чаще всего, музыкальный, который проводится в честь какого-либо лица или события;

Флешмоб - сбор людей с целью проведения краткосрочных акций. Это заранее спланированное мероприятие, которое может быть исполнено в различных видах (танец, песня, передача эстафеты, «эффект домино» и т.д.), организованное с целью привлечения внимания за счёт эффекта неожиданности;

Шоу — мероприятие развлекательного характера, демонстрирующееся публике, имеющее постановочный характер и конкурсную основу; 

Эстафета  — совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники один за другим проходят этапы, передавая друг другу очередь перемещаться по дистанции.

2.5.          Система самоуправления

Цель: Развить организаторские навыки участников программы (дети), т.е. планировать, распределять, контролировать выполнение, самостоятельно доводить дело до конца, осуществлять поставленные цели.

Задачи:

·        Повысить уровень  активности  участников программы (детей) в достижении общественно значимых целей;

·        создание условий для участия в организации и проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

организация форм жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизней отряда, лагеря.

ССУ в команде

Капитан

Дежурный капитан

Физ. орг

Творческая группа

 

ü Ежедневные уборки в жилом доме

ü Уборка своей территории

ü Уборка за собой посуды в столовой после каждого приёма пищи

ü Влажная уборка стола в столовой после каждого приёма пищи

 

ССУ на уровне лагеря

Дежурная команда:

В столовой: 

Ø ответственные за порядок и чистоту во время приема пищи;

Ø проверяют чистоту рук, отсутствие  головных уборов, собранные волосы у девочек и при входе в столовую; 

Ø проверяют после каждого приема  пищи, не выносят ли из столовой еду (особенно после полдника и второго ужина);

Ø  после ужина осуществляют влажную  уборку столов и стульев в столовой;

По территории: 

Ø Дежурный отряд, ответственные за чистоту на территории лагеря; 

Ø  Дежурный отряд в 10.00 проверяет чистоту домов и чистоту территории вместе со старшей вожатой, выставляют оценки;

На воротах:

Ø Дежурят 2 человека (меняясь каждые  2 часа) помогают дежурному вожатому вызывать детей, проверять привезенные пакеты родителей, провожают гостей в метод кабинет.

 

2.6.          Система диагностики

Цель:  сформировать представления о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала участников смены – детей, специалистов

Задачи:

1. Обработка и анализ полученной информации

2. Подбор форм работы интересных участникам программы

 

Для подростков

Ø Диагностика лидерских качеств Е. Жарикова 

Ø СЖО по Леонтьеву

Ø   диагностика групповых ценностей

Ø Методика «письмо в будущее»

Ø Рисуночные диагностики (изучение лидерских способностей, склонностей и особенностей личности) 

Ø Метод интервьюирования и прямого опроса

Ø  Рефлексия (для каждого дня, для каждого мероприятия);

Для педагогов

Ø Анкетирование 

Ø Рисуночная диагностика

Ø Тест «профессиональное выгорание» 

Ø  Рефлексия (для каждого дня, для каждого мероприятия);

 

 

 

 

 

 

2.7.          Факторы риска

Факторы риска

Меры профилактики

Клещи

Противоклещевая обработка территории лагеря;

Проведение цикла бесед о мерах профилактики;

Ежедневный осмотр детей медицинскими работниками после выхода за территорию к родителям;

Низкая активность детей в процессе реализации программы

Повышение мотивации к художественно-эстетической деятельности посредством применения игровых технологий и технологий проектной деятельности.

Недостаточная творческая компетентность педагогического коллектива, участвующего в реализации программы

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями с педагогами, формирование медиатеки, индивидуальная работа с педагогами по коррекции содержания работы с отрядом;

Жара, палящее солнце

Защита головы от солнечного удара, питьевой режим, приобретение и использование детьми защитного крема от загара;

Кишечные инфекции и прочие заболевание

Контроль за процессом приготовления  пищи;

Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.

Контроль за соблюдением питьевого режима;

Контроль за процессом уборки жилых домиков и прочих объектов;

 Беседы медицинского работника по теме.

Неблагоприятный климат в отряде

Отрядные мероприятия, направленные на взаимодействие в детском коллективе, формирование в нем доверительных отношений, сплочение;

психологическое сопровождение в индивидуальной и групповой форме;

увеличение доли воспитательных мероприятий в отряде;

Несоответствие сюжетной линии смены интересам участников

Корректировка программы в процессе реализации соответственно интересам детей;

Использование мотивирующих методов вовлечения участников смены в сюжет;

Травмы

Проведение с детьми и педагогическим персоналом инструктажей по предупреждению травматизма;

Неблагоприятные погодные условия

Планирование деятельности с учетом погодных условий, корректировка программного содержания (перестановка мероприятий программы);

     

3.        Содержание программы

Легенда (сюжетная линия)

 

 

 

В  Челябинской области было зафиксировано падение неопознанного космического тела. По данным астрономов оно упало в район  озера Касарги, то есть находится на территории нашего лагеря.  При падении он взорвался в атмосфере и разлетелся на сотни кусочков. После падения этого объекта на территории нашего лагеря у людей начинают проявляться разные способности физические, интеллектуальные, творческие. Для этого им всего лишь нужно найти свою способность. Важный момент, чтобы стать супергероем, нужно объединиться в Суперкоманды, и вывести свою команду на новый уровень.

Отряды – команды супергероев, где каждый ребенок имеет свои способности и призван спасать мир и привносить в него добро.

Задача каждой команды

Заработать как можно больше ОК и вывести команду на новый уровень (Lvl).

«Команда дня»

Во время 2 смены ежедневно на вечернем мероприятии будет проходить обряд выбора «Лучшей команды дня». Эту команду ежедневно по разным критериям выбирает руководитель программы. Дети, заслужившие, это звание получают большой переходящий кубок «Команда дня», который они гордо ставят  на целый день на свое отрядное место и во время вечернего мероприятия торжественно передают его следующей команде. «Команде дня» так же полагается фиксированный приз – 500 ОК.

 

3.1.          Формы подведения итогов

Цель: побудить участников программы к эффективной деятельности, повышению активности участия в реализации программы.

Задачи:

·        вызывать активность  участников программы (детей) в достижении общественно значимых целей

выявить и наградить активных и успешных участников программы (коллективно, индивидуально)

Система стимулирования

Каждой команде на предварительной жеребьевке достается известный супергерой который по мере заработанных ОК будет одевать элементы своего костюма и приобретать геройские гаджеты.

 

Каждая команда собирает навыки (опыт), чтобы стать командой супергероев.

Команды собирают опыт (Опыт Команды – ОК), в зависимости от собранного опыта присуждается уровень (Lvl)

Уровень  1 Lvl (новичок) – 0 – 300 ОК

2 Lvl (Эксперт) – 301 – 800 Ок

3 Lvl (Мастер) – 801 – 1500 ОК

4 Lvl (Мэтр) – 1500 – 3000 Ок

5 Lvl (Супергерой) – свыше 3000 Ок

Критерии:

Здоровье – на здоровье влияет зарядка, чистота территории и вредные привычки (их присутствие снимает баллы)

Оценивается: участие части команды (не полный состав по неуважительной причине) – 10 ОК,  участие в зарядке – 50 ОК, организация и проведение зарядки – 100 Ок, спортивного мероприятия – до 200 ОК, отсутствие на зарядке или не участие на мероприятии (всей команды) – минус 100 ОК, Вредные привычки – минус 200 ОК (за человека)

Инициатива – проведение мероприятия (вся команда) – от 150 до 300 ОК, участие индивидуально от 10 до 100 ОК.

Дежурство по территории 50 – 200 ОК

Дежурство по столовой – 100 – 300 ОК

Навыки – оцениваются способности команды (интеллект, творчество, креатив) (по данному показателю оцениваются все мероприятия в лагере (кроме спортивных))

Сила – на данный показатель влияет количество детей в команде (особенно стабильность) и спортивные достижения (спортивные мероприятия) 

Оценивается: участие – 50 ОК, 3 место – 70 Ок, 2 место – 90 Ок, 1 Место – 100 Ок. Не участвовали – минус 100 ОК

Награждение

по итогам смены награждаются лучшие команды, которые заработали самое большое количество ОК:

- грамоты

- браслеты силиконовые

- коробки со сладостями.

4.        Условия реализации программы

4.1. Кадровое обеспечение программы:

- Директор ДОК «Уральская березка» (контроль за реализацией программы, ресурсное обеспечение деятельности);

- Руководитель программы (организация реализации программы, обеспечение выполнения целевых показателей результативности);

 - Старшая вожатая (организация массовых мероприятий, работа системы стимулирования, координация досуговой деятельности);

- Методист (организация работы методического кабинета);

- Хозяйственный администратор (обеспечивает ежедневную проверку бытовых условий детей, контроль за работой хозяйственной части);

- Инструктор по спорту (организация спортивно-массовой работы);

- Инструктор по плаванию (организация обучения основным (базовым) техникам плавания, соблюдение безопасности нахождения детей на воде;

- Ди - джей (музыкальное сопровождение мероприятий программы смены);

- Фотограф (фото и видео  сопровождение смены);

- Журналист (информационное сопровождение смены);

- Администратор столовой (организация порядка в обеденном зале, контроль за выполнением правил во время приемов пищи);

- Тренеры (организация жизнедеятельности детей в отряде, воспитанию, обеспечению занятости, безопасности пребывания в ДСОЛ «Олимпиец», организация спортивных тренировок).

- Вожатые (организация жизнедеятельности детей в отряде, воспитанию, обеспечению занятости, безопасности пребывания в ДСОЛ «Олимпиец»,  и полезного досуга).

4.2.          Информационно-методическое обеспечение программы

Для успешной реализации программы необходимо информационное и программно-методическое обеспечение, предполагающее:

- содействие в разработке программ дополнительного образования, сценариев мероприятий, методических пособий;

- организацию и участие в конференциях, форумах, семинарах, с целью обобщения и распространения опыта, определения перспектив образовательной работы в условиях ДСОЛ «Олимпиец»;

 - создание банка методических разработок мероприятий;

 

С целью разработки организационно-методических материалов, соответствующих смысловой концепции смены и сплочения отряда вожатых в подготовительный период предусмотрено проведение инструктивно - методических сборов для вожатых отрядов. Программа сборов предусматривает знакомство с инфраструктурой детского лагеря, режимом дня, тренинги на сплочение, обмен идеями. Основной задачей сборов является осмысление модели игрового взаимодействия всех участников смены, ознакомление с образовательным компонентом программы деятельности.

В рамках проведения вожатских сборов предусмотрена разработка обязательной план-сетки отряда, а также рекомендаций вожатым по организации работы в отрядах.

 

Для успешной реализации программы используются следующие виды методической продукции:

1.     Воронкова, Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304 с.

2.     Ерастова А.В., Черкасова О.В. Лидерство: учебное пособие / А.В. Ерастова, О.В. Черкасова;  Мордов. гос. унт. – Саранск, 2015

3.     Комарова Е.В., Редина Н.И., Шмелёва С.А. Лидерство: Учебное пособие для студентов вузов. – Днепропетровск: ДГФА, 2008. – 286 с.

4.     Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2010. – 96 с.

5.     Г.Н. Кудашов «Игровой констркутор»//NSPT. [Электорнный источник], URL: http://nspt.ru/team/kudashovgrigorii;

6.     Л.В. Алексеева, Методическая разработка для педагогов дополнительного образования детей «Сетевой образовательный модуль»: [Электронный ресурс].

 

4.3.          Ресурсное обеспечение программы

- месторасположение в загородной местности (30  км от города Челябинска), экологически благоприятной для отдыха и развития детей, на берегу о. Касарги;

- комфортное проживание в домах, в 6-10 местных; каждый ребёнок обеспечен спальным местом, бельём, общим шкафом для одежды, каждый дом отапливается;

- пятиразовое питание организовано по 15-ти дневному меню, составленному в соответствии с приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. №330, в ежедневном рационе детей свежие фрукты и натуральные соки;

- грамотно выстроенная система безопасности жизнедеятельности детей: домики снабжены противопожарным  оборудованием, территория детского центра огорожена, сеть «Интернет», дежурный транспорт, жизнь и здоровье детей застрахованы;

- круглосуточно работающий медицинский пункт, в котором квалифицированные специалисты наблюдают за состоянием здоровья детей и оказывают своевременную медицинскую помощь;

 - инфраструктура, позволяющая создать активный досуг ребят: спортивные площадки, зона солнечных ванн, ангар и др.;

5.        Оценка эффективности реализации программы

5.1. Система показателей качества реализации программы

Успешное решение заявленных задач программы смены способствуют ее социально-педагогической эффективности. Качество реализации программы смены определяется рядом критериев, которые свидетельствуют о ее результативности, позитивном восприятии программы ее участниками, о качестве деятельности, организуемой для детей и педагогов.

 

№ п/п

Вложения (оборудование)

Мероприятия

Результаты

Показатели

1 день

Персонал, музыкальное оборудование,

Бейджы

Списки детей

Таблички с № команды

Жетоны с № команды

Заезд

Создано ____ отрядов

списки детей по отрядам, приказ о закреплении вожатых за отрядами

Персонал, музыкальное оборудование,

Журналы инструктажей

Инструктаж

 

Все дети в смене прослушали:

Вводный инструктаж, правила нахождения на территории, ТБ в помещении и на территории

Журналы инструктажей и подписи детей

Персонал, музыкальное оборудование,

Карта лагеря, маркеры

Хоз.сбор

 

Дети знают: требования к чистоте в домах и правила хранения вещей, нахождение на территории и др. объектов (их назначение и режим работы)

Карта лагеря

Персонал, музыкальное оборудование,

Свечи, бумага (1 лист на чел.), карандаши и всё что понадобиться вожатым

Огоньки знакомств

Дети познакомились внутри своего отряда, высказали свое пожелание на смену

Письмо в будущее, план проведения огонька.

Персонал, музыкальное оборудование,

Бланк (бумага), флаги РФ и ОЛ, костюм Зевса

ЦОС «Команда дня»

 

Дети познакомились с тематикой смены, администрацией лагеря и педагогическим персоналом

Сценарий, Бланк ознакомления, общее фото.

2день

Персонал, музыкальное оборудование,

Бланк (2 листа на команду), ручки, фломастеры

Сбор - планирование

 

Дети познакомились с тематикой смены, поставили цель для смены (индивидуальная и командная), выбрали органы самоуправления, приняли законы команды

Список актива команды, бланк с законами команды и традициями команд.

Ватман (1 лист на команду),

Карандаши, фломастеры, краски, клей, бумага, ножницы (на усмотрение команды)

Разработка отрядного уголка «Комикс»

Развитие творческих способностей, сплочение команды.

Фотоколлаж, отрядные уголки.

Персонал, музыкальное оборудование,

Маршрутный лист (бумага)

МИ «РВС»

Знакомство с территорией лагеря, развитие у детей познавательного интереса. Среди задач игры можно отметить формирование активной познавательной позиции ребенка. Здесь активно задействованы процессы восприятия, внимания и памяти.

Бланк с ответами, маршрутный лист, лидер – лист.

Персонал, музыкальное оборудование, красные флаги, мел.

МИ «Чуньлянь»

Поднятие эмоционального фона. Развитие лидерских качеств.

Индикатор настроения, сценарий, лидер – лист.

Персонал, музыкальное оборудование,

Бланк (бумага)

Дискотека

 

Почувствовали себя частью смены;

Поднятие Эмоционального фона

 

У каждого отряда свой цвет. Цвета по жеребьевке

Раскрытие талантов, чем больше талантов, тем больше баллов. Результаты.

                        4 день                                                                                                            3 день

Персонал, музыкальное оборудование,

Обученный персонал, канцелярия в соответствии с заявкой

Лаборатории

Каждый ребенок научился: плести фенечки, нарисовал рисунок, слепил 1 фигуру из пластилина, узнал правила спортивных игр, узнал биографию 10 героев России, научился методам саморасслабления, выучил 3 массовых танца, спел 5 песен под гитару (и получил 2 в распечатанном виде), научился стрелять из лука, винтовки, узнал о легоконструировании

Списки посещения лабораторий

Персонал, музыкальное оборудование, спортивный инвентарь, карточки Гравити Фолз

МИ «Охота»

Поднятие эмоционального фона. Реализация двигательной активности. Развитие лидерских качеств

Индикатор настроения, сценарий, результаты игры, лидер-лист.

Персонал, музыкальное оборудование,

 бумага, необходимый реквизит

Вертушка «Как стать Супергероем»

Формирование социально активной личности, способной к непрерывному развитию

План игры и результаты с оценками, награждение.

Персонал, музыкальное оборудование,

Бумага (30 листов)

«ШОУ Олимпиец, привет»

Выявление индивидуальных способностей каждого ребенка, информация об интересах детей в целом

Список номеров, карта выступающих, отзывы детей

Персонал, музыкальное оборудование, спортивный инвентарь, камни.

МИ «Бегущие в лабиринте»

Поднятие эмоционального фона. Реализация двигательной активности. Развитие лидерских качеств.

Индикатор настроения, сценарий, результаты игры.

Персонал, музыкальное оборудование

Презентация «ОУ комикс»

Развитие творческих способностей

Бланк жюри, фотоколлаж, результаты конкурса, дипломы

Персонал, музыкальное оборудование, бумага

ШОУ «Очень караочен»

Развили творческие способности; Побывали в ситуации успеха.

Каждый отряд подготовил песню, которую исполнили хором - Ф1 отзывы детей.

             5 день                    

Персонал, музыкальное оборудование,

Бланк (бумага), флаг РФ, флаг Ол, факел

ЛООИ

Дети познакомились с тематикой олимпийских игр, с правила проведения, со спортивными дисциплинами и законами.

Сценарий, Бланк ознакомления, общее фото.

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

Эстафета

 

Повышение интереса к спорту, Пропаганда здорового образа жизни, реализация двигательной активности

 

Разработка. список команд победителей.

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

Командные первенства

 

Сплочение команды, пропаганда ЗОЖ, сплочение команд

Результаты соревнований; статистические данные.

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

Индивидуальные первенства

Содействовали повышению уровня физической подготовленности  детей;

Научились действовать ради личной победы.

Результаты первенства; статистические данные, дипломы, маршрутные листы.

Персонал, музыкальное оборудование, 30 листов бумаги

«Стартинейджер»

Поднятие эмоционального фона. Реализация двигательной активности. Командообразование.

Отзывы детей Ф 1; индикатор настроения, сценарий

9 день                                            8 день                                                         7 день                                          6 день     

 

 

  7 день

 

                                                

  6  день

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

Водные состязания

Повышение интереса к спорту, Пропаганда здорового образа жизни, реализация двигательной активности

Разработка,  список команд победителей, дипломы

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

ШОУ «Вне игры»

Активно проявляли инициативу;

Развили творческие способности;

Отзывы детей Ф1, результаты конкурса, сценарий.

Персонал, музыкальное оборудование,

Водные пистолеты, 3 тазика, 4 ведра.

МИ «Зона жизни»

Реализация двигательной активности детей,  Командообразование.

Маршрутные листы, индикатор настроения, лидер - лист

Персонал, музыкальное оборудование,

Маршрутный лист (бумага), реквизит необходимый к станциям

Вертушка «Встреча с супергероями»

Формирование социально активной личности, способной к непрерывному развитию

План игры и результаты с оценками, награждение. Список выбранных супергероев.

Персонал, музыкальное оборудование

«Видеобитва»

Развили творческие способности; Улучшили свою самооценку.

Карта выступающих, отзывы детей, сценарий, видео ролики

Персонал, музыкальное оборудование,

Ватман (2листа), клей (5 шт), ножницы (5 шт), карандаш, бумага (белая – 20 листов, красная – 20, синяя – 20)

Линейка  гражданственности

Каждый ребенок знает, что в России много реальных супергероев, кто защищал страну и боролся за нее

Плакат с человечками в виде флага РФ, лидер - карта

Персонал, музыкальное оборудование, спортивный инвентарь.

МИ «Лига Справедливости»

Поднятие эмоционального фона. Развитие лидерских качеств.

Индикатор настроения, сценарий, лидер – лист.

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

Эстафета «Бой за добро»

Повышение интереса к спорту, Пропаганда здорового образа жизни, реализация двигательной активности

Разработка,  список команд победителей, дипломы

Персонал, музыкальное оборудование, Бланк (бумага)

Дискотека

 

Почувствовали себя частью смены;

Поднятие Эмоционального фона

Отзывы детей Ф 1; индикатор настроения

Персонал, музыкальное оборудование, водные пистолеты, 4 ведра, 3 тазика.

МИ «Морская перестрелка»

Поднятие эмоционального фона. Развитие лидерских качеств.

Индикатор настроения, сценарий, лидер – лист.

Персонал, музыкальное оборудование,

Реквизит необходимый к станциям, бумага

Игра-вертушка

«Форд Борд»

Развитие навыков высказывать и отстаивать свою точку зрения

Методическая разработка.

Рефлексия (экран настроения)

Персонал, музыкальное оборудование, реквизит

ШОУ «По страницам прошлого»

 

Активно проявляли инициативу;

Развили творческие способности;

Побывали в ситуации успеха;

Результаты конкурса, отзывы детей Ф1, лидер - лист

11 день                                                    10 день

Персонал, музыкальное оборудование, 30 мячей

МИ «Голодный, голодный монстр»

Развитие проявления великодушия, порядочности, благородства.

Результаты игры, отзывы детей, сценарий

Персонал, музыкальное оборудование,

Спортивный инвентарь

«Матч звёзд»

 

Сплочение команды, пропаганда ЗОЖ, сплочение команд

Результаты соревнований; статистические данные.

Персонал, музыкальное оборудование,

Бумага, костюмы

КИП «Мисс Олимпиец»

Развитие творческого потенциала и развитие инициативности

Список участников, результаты конкурса, отзывы детей, сценарий, общее фото с подарками.

Персонал, музыкальное оборудование

МИ «Обезвредь злодея»

Реализация двигательной активности детей. повышение интереса к спорту, формирование здорового образа жизни

 

Список победителей, грамоты, лидер - лист

Персонал, музыкальное оборудование, бланк (бумага), реквизит.

Поисковая игра  «Человек без эмоций»

Развитие гибкости мышления, и возможности принятия командного решения

Маршрутный лист с оценками, список победителей.

Персонал, музыкальное оборудование, (бумага), реквизит.

МИ «Слежка»

Формирование коммуникативных навыков

Разработка мероприятия, результаты конкурса, лидер - лист

Персонал, музыкальное оборудование.

Дискотека

Поднятие эмоционального фона. Реализация двигательной активности. Командообразование.

Индикатор настроения

 12 день                                         

Персонал, музыкальное оборудование,

Бумага, спортивный инвентарь, стяги

Акция «Наказ»

Проявили свою изобретательность, художественные способности, командный дух

Наказы от каждого отряда

Персонал, музыкальное оборудование

МИ «Нарушители границ»

Реализация двигательной активности.

Маршрутный лист с оценками, список победителей.

Персонал, музыкальное оборудование, спортивный инвентарь.

МИ «Храм Старейшин»

Реализация двигательной активности. Командообразование.

Детей узнали, как думать и действовать в условиях экстремальной ситуации – бланк поиска

Персонал, музыкальное оборудование,

Бумага, костюмы

КИП «Мистер Олимпиец»

Развитие творческого потенциала и развитие инициативности

Список участников, результаты конкурса, отзывы детей, сценарий, общее фото с подарками

                 Заключительный период                                                                                                       

 

   14 день

 

Персонал, музыкальное оборудование, бланк (бумага), реквизит.

Игра - вертушка  «Суперсила»

Развитие гибкости мышления, и возможности принятия командного решения

Маршрутный лист с оценками, список победителей.

Персонал, музыкальное оборудование,

Костюмы, свечи, гитара.

КИП «СуперВожатый»

Формирование положительного отношения к профессии вожатого,  формирование положительных эмоции и воспоминаний о смене.

Сценарий, список победителей, грамоты

Персонал, музыкальное оборудование,

Свечи, бумага (10 л)

Прощальный огонек

Анализ деятельности в смене, формирование положительных эмоции и воспоминаний о смене

Рефлексия (экран настроения)

Персонал, музыкальное оборудование,

Трудовые книжки (120 л), деньги (100 л), ведра, ткань, мусорные пакеты, перчатки, веники

Экономический  день

Воспитание трудолюбия

Трудовые книжки

Персонал, музыкальное оборудование,

Бумага (30 л)

Работа предприятий

Поднятие эмоционального фона. Экономическое воспитание.

Список открытых предприятий

Персонал, музыкальное оборудование,

Дипломы

ЛЗС

Подведение итогов, награждение актива команды, награждение лучшей команды

Список награжденных

Персонал, музыкальное оборудование,

Пряжа (15 мотков), свечи

Прощание

Формирование положительных эмоции и воспоминаний о смене

Персонал, музыкальное оборудование,

Пряжа (15 мотков), свечи


 

5.2.          Система обратной связи

         Участники смены будут иметь возможность общения в группе «ДСОЛ «Олимпиец»», созданной в интернет-сети «ВКонтакте», а также при помощи конференций в мессенджере «Viber». Ребята смогут обмениваться впечатлениями, мнениями, фото видео материалами. Все фотографии и небольшие видеоролики участники смены и их родители смогут посмотреть на странице лагеря в сети «Instagram».          

          Представители родительской общественности будут иметь возможность обсудить итоги реализации программы и выразить мнение об удовлетворённости отдыхом  детей, прислав письма на электронный  адрес, в интерент-сети «ВКонтакте», а также получать информацию о предстоящих мероприятиях и ценные советы в специально создаваемой конференции в мессенджере «Viber».


Список использованных источников

  1. Конвенция о правах ребёнка
  2. Распоряжение Правительства РФ «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015 № 996-р
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 (ред. от 29.12.2014) №1897
  4. Дилтс Р. при участии Бониссоне Д. НЛП: управление креативностью, СПб.: Питер, 2003. – 416 с: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»)
  5. Истратова Е. А. Ваш ребенок - лидер. Как правильно воспитать вашего ребенка. 2014. – 240 с.
  6. Романова А.И., Сафин Н.В. Программный конструктор детского отдыха (методические рекомендации по разработке и содержанию программ в сфере организации отдыха и оздоровления детей). – Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии-НН», 2017. – 38с.
  7. Фадеева С.А. Воспитательная система в действии // информационно-методический справочник: Общ. ред: Фадеева С.А., Агафонцева Л.В. - Н.Новгород ГБОУ ДПО НИРО, 2017. - с. 104
  8. Чеканова Е.Н. Книга добрых приключений. Человек дела: Методический сборник педагогических моделей смен из опыта работы / Составитель Е.Н. Чеканова. Тюмень: «Ребячья республика», 2015. 308 с.
  9. Вместе открываем тайны: сборник программ оздоровительно-образовательных смен для детей, методический сборник из опыта работы. Тюмень, 2018 - 321 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top