Тема: Буква Д. Повторение правила употребления заглавной буквы в именах собственных. Работа с текстом.

Цели:

  1. Формировать навык чтения и письма, слогов, слов, предложений с буквами д, Д.
  2. Учить правильно употреблять заглавную букву в именах собственных.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности.

Оборудование: Учебник, карта России, иллюстрации, слайды,  карточки для игры.

І Оргмомент. Долгожданный дан звонок

 

                                         Начинается урок.

ІІ Актуализация знаний.

  1.  

На доске слова: добро

                       друг

                       дружба

                       дом

                       дерево

                       дар

- Прочтите слова. Как вы думаете, почему я напечатала именно эти слова?

Эти слова обозначают хорошее, доброе

- Какая первая буква в этих словах?

Дэ

- Какие обозначает звуки?

[д, д']

- Дайте им характеристику.

2.

- Я просила вас подобрать пословицы о дружбе.

Дети читают свои пословицы

- Я тоже нашла две пословицы.

На доске пословицы

            К дому друга дорога не кажется длинной.

            Друг познается в беде.

- Как понимаете эти пословицы? Какое слово употреблено в первом и во втором предложениях? Почему в одном предложении слово друг с маленькой буквы, а во втором с большой?

Во втором предложении слово друг - начало предложения.

3.

Минутка каллиграфии

Д, д

У Миши друг Дима.

- Повторите правила написания предложения.

При списывании предложения читаем по слогам так, как пишем. Начало предложения пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку. Имя пишем с заглавной буквы.

ІІІ Сообщение темы и целей урока.

- Какое правило мы повторили?

Написание заглавной буквы.

- Мы продолжим сегодня на уроке знакомство с этим правилом. Я хочу вас пригласить в «Страну больших букв». (на доске название)

- Есть хорошие стихи о буквах (дети рассказывают стихи).

- Что мы составляем из букв?

Слова

Стихотворение:

            Я найду слова везде

            И на небе, и в воде

            На полу, на потолке

            На носу и на руке.

- Вот с этими стихами мы отправимся в первый город в нашей стране.

1. Эти два стихотворения написала поэтесса Нина Пикулева (на доске карточка) Что значит поэтесса?

Живет она в нашем городе. В каком?

В Челябинске.

Написала очень много стихов для вас.

Найдите здесь правила.

Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы

Есть еще один поэт. Недавно вы слушали его стихи. Запомнили ли вы его имя?

Николай Петрович Шилов. Тоже напишем с заглавной буквы.

Запишите в тетради имя и фамилию того автора, который вам больше понравился.

Какие же слова живут в этом самом большом городе?

Имена, отчества и фамилии людей.

2. Нина Пикулева сочиняет не только стихи, но и стихи-игры, считалки. Давайте с вами отдохнем.

Физкульт минутка.

 

            Чики-чики-чики-пок! (хлопают)

            Это ежик Филиппок.

            Ежик в гости пошел

            Пять грибочков нашел. (шагают)

            Вот – лисичка,

            Вот – опенок,

            Подберезовик.

            Масленок. (наклоняются)

            И крепыш – боровичок,

            Чики – чок.

 

 - Найдите у меня ошибку

На доске: ежик филиппок.

Какая ошибка?

Что исправить?

Филиппок с большой буквы.

- Еще предложение. Собаке шарику подарили Шарик.

Есть ли здесь ошибки?

Какое правило здесь мы знаем?

Клички животных пишутся с заглавной буквы.

Мы побывали с вами в другом городе.

 

3. Отправляемся в следующий город.

- В каком городе живем мы с вами?

В Челябинске.

- Вы любите свой город?

(на доске иллюстрация)

Что знаете о своем городе?

Какая река есть в нашем городе?

Миасс.

А как называется наш край, где мы живем?

Урал.

            Заколдованною сказкой

            Перед нами предстает

            Красота земли уральской:

            Гор, лесов, полей и вод.        (иллюстрации)

Как написаны все эти слова? Какое правило мы знаем?

Название городов, улиц, рек, стран пишутся с заглавной буквы.

То есть это географические названия.

Физкультминутка. Игра «Правильно помести карточку»

4. Итак, мы с вами путешествуем по стране больших букв, но эта страна немного не -настоящая. А в какой стране живем мы с вам?

В России.

- Перед вами карта. Это дети наша страна – Россия. Посмотрите, какая она большая. Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом, который написал Константин Ушинский. Откройте букварь на страничке 99. Посмотрите на запись под текстом, прочтите. Очень давно написан этот рассказ. Рассмотрите иллюстрацию и подумайте, о чем мы можем прочитать в тексте.

Чтение текста учителя.

А сейчас будете читать вы по предложениям.

1 предл.

Какие слова напечатаны с заглавной буквы? (Отечество, Родина, Россия)

Подчеркните большие буквы.

2 предл.

Как Россию еще называют?

Отечество

3 предл.

Слово Родина. Найдите в тексте однокоренные слова.

Родились, родители, родное.

Почему Россию мы зовем матерью?

Что самое важное в этом тексте узнали? (главная мысль)

Последний абзац.

Так какие же слова в этом тексте пишутся с заглавной буквы?

На доске: Родина

                 Россия

                 Отечество

Что же это за слова?

Это очень важные и дорогие нам слова.

5. Попробуем составить предложения со словами Родина и Россия.

Наша Родина - Россия. (запись предложения)

6. Вернемся к иллюстрации. Что изображено на ней?

В нашем городе есть храмы?

На доске: иллюстрации и карточка: храм святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца.

- С какой буквы пишем названия храмов? А какие еще очень важные слова для православных людей пишутся с заглавной буквы?

Имена Божии: Бог, Господь, Иисус Христос, Божия Матерь, Богородица.

Прочтите их. (читают вместе)

Вот на этом мы закончим наше путешествие. Конечно, мы успели побывать не везде. Закончим мы наше путешествие еще стихами.

            Буква обычная выросла вдруг,

            Выросла выше букв подруг…

            Буква расти не сама захотела,

            Букве получено важное дело.

            Ставится буква у строчки в начале,

            Чтобы начало все замечали.

            Имя, фамилия пишутся с нею,

            Чтобы заметнее быть и виднее.

            Чтобы звучали громко и гордо

            Имя твое, имя улицы и города.

            Буква большая совсем не пустяк,

            В букве большой – уважения знак!

 

ІV Итог

- Какое важное дело было поручено большой букве?

- Что интересное, новое узнали сегодня?

- Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top