Цель занятия — знакомство кружковцев с правилами техники безопасности при работе в лаборатории со станочным и электротехническим оборудованием, с инструментом и приборами.
Объяснение темы начинается с рассказа в популярной форме о технике безопасности как об отрасли знаний. Поскольку вся практическая деятельность в кружке электронной автоматики связана с использованием электрической энергии, в первую очередь необходимо обратить внимание кружковцев на тот факт, что электрический ток таит в себе большую потенциальную опасность для жизни человека.
При непосредственном контакте (касании) человека с токонесущими частями электрический ток проходит через его тело. При этом возникает ощущение так называемого электрического удара. Электрический удар может вызвать паралич мышц, когда человек сам оказывается не в состоянии оторваться от токонесущих элементов, поражение органов дыхания и сердца, что обычно приводит к смертельному исходу.
Иногда электрический ток оказывает на человека тепловое действие — ожог, например при электрической дуге. Ожоги сами по себе не являются смертельными (если размеры обожженных поверхностей не достигли критической величины), но они могут принести тяжелые физические страдания, лишить человека зрения.
В условиях кружка электрический ток может стать косвенной причиной несчастных случаев. Почувствовав даже слабый удар электрического тока, ребенок непроизвольно делает резкое нерассчитанное движение, в результате чего можно пораниться о выступающие острые части прибора, нанести ожог паяльником себе или соседу и т. д.
Преподаватель должен разъяснить кружковцам гот факт, что в конечном счете исход любого электропоражения зависит от величины тока, который проходит через тело человека. Безопасным можно считать ток ниже 0,01 а. Если принять сопротивление тела человека в худшем случае в 1000 ом, то верхним пределом безопасного напряжения для детского организма окажется:
Uбез =0,01 • 1000=10 в.
Если ребята не знают, что такое сопротивление и какими единицами оно измеряется, преподаватель для сравнения называет величину сопротивления электрической лампочки, электропаяльника или любого другого известного электроприбора.
Характер электрического тока также влияет на степень электробезопасности. Так, при одном и том же напряжении постоянный ток оказывается менее опасным, чем переменный (справедливо для напряжений до500в).
Далее педагог кратко рассказывает членам кружка о значении заземления для безопасной эксплуатации электрооборудования. Его цель сводится к тому, чтобы отвести электрический ток в землю в том случае, если он по причинам каких-либо неисправностей перейдет на части электроустройств, которые не должны находиться под током.
Рассказать об устройстве электропаяльника и правилах обращения с ним. Обратить внимание на особенности каждого инструмента, рассмотреть опасные моменты работы с ними.
При откусывании кусачками и бокорезами отлетают небольшие кусочки проволоки, которые могут попасть в глаза. Во избежание несчастного случая откусываемую проволоку нужно держать как можно дальше от липа и следить, чтобы кусочки ее не разлетались в разные стороны.
Чертилка, керн, ножки разметочного циркуля имеют острые концы. Необходима осторожность и внимательность при обращении с этими инструментами, чтобы не поранить руки.
При кернении нельзя держать пальцы у самого острия керна, так как можно легко промахнуться и поранить руку. Удобно и менее опасно наносить удары по керну молотком небольшого веса с квадратным бойком.
При резании листового металла с помощью ножниц их закрепляют в тиски либо удерживают в руке. Закреплять ножницы в тиски нужно прочно. Слабо закрепленный инструмент может вырваться и поранить руки. Важно следить, чтобы пальцы или нижнюю часть ладони не защемить ручками ножниц.
В месте реза листового металла ножницами образуются острые кромки, которыми можно поранить руки.
Нельзя держать руку на линии реза. Во время резания заготовку следует придвигать к середине ножей ножниц, уменьшая при этом усилие к концу резания, чтобы ножницы не сорвались.
При выпрямлении и гибке металлов необходимо следить, чтобы молоток был плотно насажен на ручку. Левую руку следует держать в стороне от места удара молотка.
Перед нанесением ударов по изгибаемой детали необходимо проверить прочность закрепления в тисках заготовки с оправкой.
Следующим вопросом в плане данного занятия является показ приемов сверления на сверлильном станке. Даже если ребята уже знакомы с работой на сверлильном станке по занятиям в школьных мастерских, нужно все равно коснуться некоторых общих положений относительно устройства станка и дать соответствующие разъяснения в связи со сверлением отверстий в материалах. Руководитель демонстрирует на станке получение отверстий в листовом металле и текстолите. В ходе показа приемов сверления обращает внимание членов кружка на правила техники безопасности при сверлен'ии. В частности, обрабатываемую деталь следует зажимать в ручных тисках или держать плоскогубцами; нельзя низко склоняться над вращающимся сверлом во избежание захвата волос; не следует сильно нажимать на рычаг при сверлении; удаление стружки допускается только после остановки станка и отвода сверла.
Здесь сообщение теоретических сведений можно прервать и предложить кружковцам выполнить тренировочные упражнения по основным приемам работы с инструментом, обращению со станками и приборами.
Все действия членов кружка производятся под непосредственным наблюдением педагога. Вначале руководитель предлагает ребятам произвести самостоятельное включение электропаяльников в сеть, предварительно обесточив ее общим рубильником. Обращается внимание кружковцев на тот факт, что паяльник на рабочем месте обязательно должен находиться на паяльнице по правую руку работающего. Необходимо следить также, чтобы жало паяльника не касалось шнура питания, поскольку из-за прожога изоляции возможно короткое замыкание. На данном этапе перед педагогом стоит задача привить своим воспитанникам навыки правильного и безопасного обращения с электропаяльником. Независимо от того, включен паяльник или нет, брать его всегда нужно только за ручку. Выработанная с самого начала привычка поможет избежать случайных ожогов и поражений электрическим током. Необходимо всячески искоренять привычку испытывать нагрев паяльника быстрым касанием пальцами его поверхности или сильным надавливанием недостаточно разогретого паяльника на большой кусок припоя до тех пор, пока он не начнет плавиться. Последний случай является причиной механической поломки электропаяльников.
Далее переходят к закреплению практических навыков работы с монтажным и слесарным инструментом. Учебный процесс на данном этапе может быть построен по следующей схеме. Преподаватель вызывает по списку членов кружка и предлагает по очереди каждому продемонстрировать приемы работы с одним из инструментов. В то же время остальные кружковцы наблюдают за его действиями. Если они неверные, педагог, а еще лучше сами ребята поправляют вызванного, помогают овладеть трудным для него приемом. Например, одному кружковцу поручают продемонстрировать приемы откусывания проводов с помощью бокорезов, другому — приемы работы ножницами по металлу, третьему — произвести кернение и т. д.
Обучение приемам работы на станках, исключая сверлильный, и с приборами следует отложить на следующие занятия до прохождения соответствующих тем. А вот сверлильный станок необходим чуть ли не с первого занятия. Поэтому каждый кружковец должен в первую очередь научиться обращаться с этим станком. С этой целью члены кружка производят учебное сверление отверстий: устанавливают сверло в патрон, включают станок, сверлят отверстие в заготовке, останавливают станок и извлекают сверло из патрона.