Содержание контроля обучения
| 
 | Когнитивно-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход | 
 | 
| Главные цели обучения | Передача знаний, умений и навыков; социализация, т. е. подготовка к выполнению своих функций в обществе | Обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям | 
 | 
| Объект контроля | Внешне заданное содержание образования, независимо от учителя и ученика | Внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика | 
 | 
| Эталон для оценивания | Внешние образовательные стандарты | Индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами | 
 | 
| Способ оценки | Сравнение достижений ученика с эталоном | Сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности | 
 | 
| Методы контроля | Контрольные работы, тесты, зачёты, экзамены | Сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы | 
 | 
| Форма оценки | Выставленные оценки, рейтинг | Качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений | 
 | 
| Обучающая роль контроля | Умение учащегося соотносить своё обучение с требованиями к нему со стороны общества | Умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям | 
 | 
