Ленинград. Площадь Декабристов. Находится она по соседству с площадями Дворцовой и Адмиралтейской. Названа в память о подвиге революционных офицеров, восставших против царя в декабре 1825 года.
Три стороны площади обрамляют Исаакиевский собор, Адмиралтейство и здание бывшего Сената-Синода; четвертая сторона обращена к Неве. Посередине площади знаменитая конная статуя — «Медный всадник», памятник Петру I, основателю северной столицы. Его водрузили в 1782 году. На скале-постаменте всадник вздыбил коня, который задними ногами попирает змею-врага. «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне». Петр указывает на Балтийское море — путь к общению с другими странами. Так языком скульптуры выражена заслуга Петра, «прорубившего окно в Европу».
Адмиралтейство — высшее учреждение военного флота—построил архитектор Адриан Захаров в 1815 году. На площадь Декабристов выходит боковой фасад Адмиралтейства, он скромнее главного фасада, но три его колонных портика очень украшают площадь. Напротив, по другую сторону, растянулось парадное здание, построенное архитектором России в 1834 году. В середине его видна арка, которая образует проход на улицу. До революции здесь были Сенат и Синод — высшие царские учреждения. Об арке в народе шутили: чиновники живут по-д-арками». Исаакиевский собор — грандиозное сооружение—появился позднее двух предыдущих, его закончили строить в 1858 году. Все три стороны площади относят по стилю к архитектуре русского классицизма.
За две тысячи километров отсюда, в столице Франции Париже лежит площадь Согласия. Площадь эта — центр городского ансамбля, который создавался в течение ста лет, начиная с половины XVIII века.
Если стать посредине этой площади, то можно охватить взглядом четыре перспективы, перпендикулярные друг к другу. По одну сторону, к Лувру— знаменитому дворцу-музею, прилегают сады Тюильри: газоны и цветочные ковры, бассейны и фонтаны протянулись на целый километр. Это — создание знаменитого садовника Ленотра. Между площадью Согласия и Лувром стоит Триумфальная арка.
Посмотрим в другую сторону. Отсюда идет зеленая аллея — Елисейские поля, длиною в два километра. Она заканчивается другой Триумфальной аркой.
Теперь станем спиной к реке Сене, посмотрим на ту сторону площади, которая имеет два дворца. Их фасады украшены галереей с колоннами. Оба здания совершенно одинаковы и построены в стиле французского классицизма. Автор — Жак Габриель (XV век). Площадь Согласия — его самое значительное произведение. Между двумя дворцами идет проход на короткую улицу, ее замыкает фасад церкви Мадлен.
Наконец, повернемся кругом, лицом в сторону реки Сены. Прямо перед площадью Согласия — мост, на другом берегу дворец, фасад которого украшен колоннами. Это здание Палаты Депутатов.
Секрет архитектурной цельности этой площади состоит в том, что на концах короткой линии-оси стоят два фасада с колоннами, а на концах длинной оси — две Триумфальные арки. Такое сочетание архитектурных мотивов придает ансамблю удивительную прелесть.