Искусство садоводов
Версаль — некогда место пребывания французских королей, ныне всемирно известный парк вблизи Парижа. Парк начинается с высокой террасы дворца; отсюда взгляд скользит по широкой просеке, уходящей вправо и влево зелеными коридорами аллей.
Просека расстилается на три километра и состоит из травяных и водяных ковров, обрамленных мраморными рамками. Самый большой зеленый ковер — «тапивер» имеет 600 метров длины. За ним видны овальный и прямой «голубые ковры» — это бассейн и канал. По бокам просеки-партера стоят стеной гладко стриженные деревья. На их зеленом фоне, вдоль ровных дорожек, белеют садовые скульптуры.
В начале партера впереди дворца — круглый бассейн, в центре которого возвышается фонтан Латоны: круглые, поставленные друг на друга чаши с водой. На кромках фонтана фарфоровые ящерицы, лягушки, птицы, а надо всем сооружением — фигура Латоны, матери бога искусств Аполлона. От фонтана, расходясь широкими лучами, идут две аллеи.
В аллеях запрятаны «боскеты». Это овальные или круглые залы, стены, колонны и арки которых сделаны из подстриженных буксов и лавров, а потолком этим залам служит небо. Боскеты были некогда местом отдыха и веселья. Об этом говорят их названия: «Бальный зал», «Зеленый зал».
«Зал антиков» с античными скульптурами. Зеленый боскет для представлений имел расположенные полукругом ряды и ложи, как в театральном зале. И все это было сделано из подстриженных кустов. Вечером боскеты освещались плошками и разноцветными фонариками. Свет играл в струях фонтанов. Звучала музыка.
В дальнем конце просеки-партера был устроен канал в виде креста длиною 1600 метров. По каналу скользили гондолы, привезенные из Венеции.
В рощах по аллеям и полянам вельможи и их дамы прогуливались верхом. И поныне сохранились боскеты, в которых розовомраморные колоннады украшены вьющимися розами и виноградом.
В других местах Версальского парка устроены партеры из цветов, обрамленные зеленой рамой стриженой травы, или, наоборот, зеленые газоны обведены красными цветами. Такие живые ковры изысканно красивы. Дорожки между партерами розового цвета: с Атлантического побережья привезена морская галька.
Партеры, боскеты, голубые бассейны — слава парка Версаля. Творцом этого замечательного ансамбля был художник-садовод Андре Ленотр. Он творец многих парков во Франции и парка Тюильри в центре Парижа.
Ленотр и его ученики построили знаменитые парки Сан Суси и Шеннбрун в Берлине и Вене.
Слава Ленотра была так велика, что, когда стариком он приехал в Версаль, Людовик XIV приказал слугам подать портшез — переносное кресло и усадил в него Ленотра. Король шел рядом. Так они обошли колоссальный парк, который, кстати, имеет 60 квадратных километров. Король-деспот никого не удостаивал такой чести. Эту историю изобразил на картине «Закат» русский художник Александр Николаевич Бенуа.
Версальский парк — образец правильного «регулярного» парка. Его зеленая архитектура симметрична, деревья и растения оформлены фигурной стрижкой. Такой стиль «французского парка» в XVIII веке был широко распространен.
В парках XIX века появилась другая мода. Полюбили парки с естественным видом деревьев и растений, парки чуть запущенные, которые «ближе к природе».