Искусство садоводов

Версаль — некогда место пребывания французских королей, ныне все­мирно известный парк вблизи Парижа. Парк начинается с высокой терра­сы дворца; отсюда взгляд скользит по широкой просеке, уходящей вправо и влево зелеными коридорами аллей.

Просека расстилается на три километра и состоит из травяных и водя­ных ковров, обрамленных мраморными рамками. Самый большой зеленый ковер — «тапивер» имеет 600 метров длины. За ним видны овальный и прямой «голубые ковры» — это бассейн и канал. По бокам просеки-пар­тера стоят стеной гладко стриженные деревья. На их зеленом фоне, вдоль ровных дорожек, белеют садовые скульптуры.

В начале партера впереди дворца — круглый бассейн, в центре которого возвышается фонтан Латоны: круглые, поставленные друг на друга чаши с водой. На кромках фонтана фарфоровые ящерицы, лягушки, птицы, а на­до всем сооружением — фигура Латоны, матери бога искусств Аполлона. От фонтана, расходясь широкими лучами, идут две аллеи.

В аллеях запрятаны «боскеты». Это овальные или круглые залы, стены, колонны и арки которых сделаны из подстриженных буксов и лавров, а потолком этим залам служит небо. Боскеты были некогда местом отдыха и веселья. Об этом говорят их названия: «Бальный зал», «Зеленый зал».

Парк Версаля

«Зал антиков» с античными скульптурами. Зеленый боскет для представле­ний имел расположенные полукругом ряды и ложи, как в театральном зале. И все это было сделано из подстриженных кустов. Вечером боскеты освещались плошками и разноцветными фонариками. Свет играл в струях фонтанов. Звучала музыка.

В дальнем конце просеки-партера был устроен канал в виде креста длиною 1600 метров. По каналу скользили гондолы, привезенные из Ве­неции.

В рощах по аллеям и полянам вельможи и их дамы прогуливались верхом. И поныне сохранились боскеты, в которых розовомраморные ко­лоннады украшены вьющимися розами и виноградом.

В других местах Версальского парка устроены партеры из цветов, об­рамленные зеленой рамой стриженой травы, или, наоборот, зеленые газоны обведены красными цветами. Такие живые ковры изысканно красивы. Дорожки между партерами розового цвета: с Атлантического побережья привезена морская галька.

Партеры, боскеты, голубые бассейны — слава парка Версаля. Творцом этого замечательного ансамбля был художник-садовод Андре Ленотр. Он творец многих парков во Франции и парка Тюильри в центре Парижа.

Ленотр и его ученики построили знаменитые парки Сан Суси и Шеннбрун в Берлине и Вене.

Слава Ленотра была так велика, что, когда стариком он приехал в Версаль, Людовик XIV приказал слу­гам подать портшез — переносное кресло и усадил в него Ленотра. Король шел рядом. Так они обошли колоссальный парк, который, кста­ти, имеет 60 квадратных километ­ров. Король-деспот никого не удо­стаивал такой чести. Эту историю изобразил на картине «Закат» рус­ский художник Александр Николае­вич Бенуа.

Версальский парк — образец пра­вильного «регулярного» парка. Его зеленая архитектура симметрична, деревья и растения оформлены фи­гурной стрижкой. Такой стиль «французского парка» в XVIII веке был широко распространен.

В парках XIX века появилась дру­гая мода. Полюбили парки с естест­венным видом деревьев и растений, парки чуть запущенные, которые «ближе к природе».

 Уголок парка Версаля

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top