Замечательный памятник
Красную площадь нашей столицы украшает собор Василия Блаженного— замечательный памятник древней русской архитектуры. Четыре с четвертью столетия назад при царе Иване Грозном был он сооружен в честь присоединения Казани к Московскому государству. Место для «Василия Блаженного» выбрали не в Кремле, где строили знаменитые храмы и жили царь и бояре, а вне высокопоставленного посада, поближе к простому народу. И только главный, западный фасад собора выходил в сторону Кремля.
Общая идея постройки церкви заимствована из деревянной древнерусской архитектуры. Это так называемый столп — вертикальная восьмигранная призма, «восьмерик». Крыша у него устроена шатром, со скатами на каждую сторону. Под столпом идет сплошной этаж — платформа, которая называлась «подклетью».
Интересно то, что «Василий Блаженный» состоит не из одного столпа, а нескольких. Это комплекс «о девяти верхах». Большая каменная церковь в центре плотно и симметрично окружена восемью другими, поменьше. Если посмотреть на собор сверху с вертолета, то сразу видно, что вокруг центрального столпа имеются еще восемь, которые стоят симметрично: четыре больших по кресту и четыре поменьше по диагонали; всего девять. При царе Федоре, сыне Ивана Четвертого, была построена десятая церковка, как раз над могилой богомольца Василия Блаженного, то есть «счастливого».
Так спустя тридцать лет после сооружения собора его стали именовать храмом Василия Блаженного.
Чем же замечательно это сооружение? Конечно, своим живописным, сказочно-прекрасным видом. И красота его идет не от богатых материалов— мрамора или гранита, нет, здание выложено из обычного кирпича и камня-известняка. Величественную картину создают необы-а^чая оригинальность архитектуры и удивительная гамма красок. Художественная фантазия здесь безгранична. Сочетание цветов белого и красного дополнены кафелями и изразцами из глазурованной глины. Цветастые звезды на фоне кирпичной стены, кровли, покрытые черепицей желез-ые главы, стрелы на гранях, «кокошники» на малых столпах — все имеет свою фигуру, собственную форму. Вместе с тем разнообразие мотивов подчиняется единому «порядку». В этом «разнообразии в единстве» сказался огромный талант строителей, их гениальная фантазия. Но самое главное, что сделало церковь Василия Блаженного произведением бессмертие м — это своеобразная, отличная от других чисто народная, русская архитектура
Кто же эти великие умельцы, прославившие в веках русскую архитектуру? История знает их имена, но, к сожалению, малоизвест-ы подробности их жизни. Это Барма и Посник. Главным строителем был Барма.
У северных жителей Древней Руси слово «барма» значило пчелка». Так обычно именовали талантливых трудолюбцев. А вторым «соработником» был Посник Яковлев. В XVI веке на Руси простым людям еше давали прозвища, а не фамилии. Летопись скупо говорит об этих гениальных зодчих. Существует легенда, что, восхищенный красотой собора, царь Иван Грозный велел ослепить его авторов, чтобы они больше нигде и никогда не смогли воздвигнуть подобное чудо. Изучение архивов не подтверждает этой легенды. Так, опричник-иностранец Генрих Штаден, служа у царя Ивана IV, написал книжку, в которой подробно рассказал о всех важнейших событиях того времени, но он не упоминает о том, что царь ослепил зодчих собора. Нельзя не вспомнить и о том, что такая же легенда существует о строителе собора святого Марка в Венеции, которого якобы правители-дожи ослепили, чтобы он не мог больше ничего строить.
Легенда об ослеплении Бармы и Посника усиливала молву о необычайной красоте знаменитого храма.