СОДЕРЖАНИЕ
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(инвариантная часть ОПОП) 3
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
(вариативная часть ОПОП) 26
Организация формирования общих компетенций по программам начального
и среднего профессионального образования 28
Оценивание уровня сформированности общих компетенций 36
Общие компетенции как объект планирования и оценивания
В числе образовательных результатов, определенных стандартами довузовского профессионального образования нового поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда». Очевидно, что новые образовательные результаты останутся декларацией до тех пор, пока не будут сформированы принципы и конкретные механизмы их измерения. Таким образом, первый требующий решения вопрос – это вопрос о конкретизации и декомпозиции общих компетенций, определенных стандартом, для целей их оценивания, и, соответственно, планирования формирования их в рамках образовательного процесса учреждения довузовского профессионального образования.
В процессе приведения формулировок стандарта в формат, позволяющий осуществлять оценку общих компетенций, необходимо выполнить следующие действия:
- сопоставление формулировок с определением, данным в тексте стандарта общей компетенции, для исключения фрагментов формулировки, не соответствующих сущности общей компетенции как образовательного результата;
- разделение на отдельные аспекты формулировок, описывающих несколько способов деятельности;
- объединение формулировок, описывающий один способ деятельности, применяемый к разным объектам;
- сопоставление формулировок стандартов НПО и СПО, направленное на установление преемственности в формировании общих компетенций;
- определение промежуточных уровней освоения общей компетенции для целей формирующего оценивания.