ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕННИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основания и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию. Хотя требования имеют характер рекомендаций, однако лишь при их выполнении обеспечиваются оптимальные условия для реализации стандарта и полноценное преподавание естествознания. 

Интегрированный предмет «естествознание» изучается только на базовом уровне старшей школы, поэтому перечень объектов и средств материально-технического обеспечения (см. таблицу) относится только к базовому уровню.     

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

 


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 


для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования

 


Авторы:   Пентин А.Ю., кандидат физико-математических наук

 Боровских Т.А., кандидат педагогических наук

 Рохлов В.С., кандидат педагогических наук

 

Рецензенты: Демидова М.Ю., зав. отделом естествознания Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Орлов В.А., зав. лабораторией физического образования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук


Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).


ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов; при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 78 часов.

Методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Естествознание»

в условиях введения федерального компонента

 государственного стандарта образования»

 

  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры и социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; развитие приемов критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в типичных социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности;

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Специфика социально-гуманитарного
знания

Философия и наука. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Социальные науки, их классификация. Основные специальности в области социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитарного профиля.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и техноло-гий; • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающе-го мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определе-ния собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки; • развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации; • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования до-стижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с до-стижениями естественных наук; • использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для обеспе-чения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбере-жения. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОВРЕМЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ О МИРЕ Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира . Естественнонауч-ный метод познания и его составляю-щие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, тео-рия. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, ме-гамир, их пространственно-временные ха-рактеристики. Системный подход в естествознании. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, опре-деляющие современные знания о мире. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементар-ные частицы). Физические по-ля и электромагнитные волны; волно-вые и корпускулярные свойства света. Кванты; поглощение и испус-кание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2-е начало термодинамики, энтропия, информация). Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основания и цели разработки требований.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (далее – требования) разработаны на основании и с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:

  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;
  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности, на развитие информационной культуры;
  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего социализации учащихся, утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика;
  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ГЕОГРАФИЯ


для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего

профессионального образования


 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

 

для профессий начального профессионального образования и

специальностей среднего профессионального образования

 

 

Автор: Петрова Н.Н., доктор педагогических наук, профессор

 

Рецензент: Новенко Д.В., старший научный сотрудник лаборатории географического образования ИСМО РАО, учитель географии высшей категории

Смирнова Т.Н., руководитель структурного подразделения, зав. отделением 230101, преподаватель географии высшей категории

 

 

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

 ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


I. Государственный стандарт общего образования

и его назначение

 

Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта для основной школы по всем учебным предметам, в том числе и по географии.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области, общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

 

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

 

Изучение географии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
  • овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
  • развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных задач;
  • воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам; социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
  • использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

 

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top