Что  же  делает  предмет?

Снова  мы  даём  ответ.

Спит?  Играет  ли  в  футбол?..

Называется  глагол.

 

 

         Интересная  часть  речи

         В  русском  языке  живёт.

         Кто  что  делает  расскажет:

         Чертит,  пишет  иль  поёт.

         Вышивает  или  пашет,

         Или  забивает  гол,

         Варит,  жарит,  моет,  чистит –

         Всё  расскажет  нам  …             (глагол)

 

Глагол – это  «самая  огнепышущая,  самая  живая  часть  речи.  В  глаголе  струится  самая,  самая  свежая,  артериальная  кровь  языка.  Да  ведь  и  назначение  глагола – выражать  само  действие!»                                                                                                                                А. Югов

  • Кто  о  себе  рассказывает  так?

Я – страшное  дело – какой  деловой:

В  любые  дела  ухожу  с  головой,

Задачи  решаю,  на  скрипке  играю,

Сынишку  соседки  в  коляске  катаю.

Я  пряжу  мотаю,  и  хлеб  покупаю,

И  на  стадионе  голы  забиваю.                                                   Т. Рик

 

Напутствие

 

         Начни  с  того,  мой  милый  друг,

         Что  перестань  кричать  на  кошку,

         Топтать  ногой  цветущий  луг

         И  ставить  ближнему  подножку.

         Не  слушать  бабушку  с  утра,

         А  спать  ложиться  из-под  палки

         И  завтра  жить,  как  жил  вчера,

         Как  будто  ты  играешь  в  салки.

         Начни  с  любви  к  родной  земле

         Свой  путь  к  Отечеству  иному,

         Где  нету  места  чёрной  мгле,

         Где  нету  места  чувству  злому.

         Окончи  тем,  что  в  Божий  храм

         Приди  с  душой  простой  и  ясной.

         И  ты  тогда  увидишь  сам,

         Что  был  жестокий  и  несчастный.                       

    Священник  Кононов

 

 

 

         Найди  и  выпиши   глаголы.

         В  понедельник  я  стирала,

         Пол  во  вторник  подметала.

         В  среду  я  пекла  калач,

         Весь  четверг  искала  мяч.

         Чашки  в  пятницу  помыла,

         А  в  субботу  торт  купила.

Всех  подружек  в  воскресенье

         Позвала  на  день  рожденья.                                                        П. Башмаков

        

Апрель

По  полям  бегут  ручьи,

На  дорогах  лужи.

Скоро  выйдут  муравьи

После  зимней  стужи

Пробирается  медведь

Сквозь  лесной  валежник.

Стали птицы  песни  петь,

И  расцвёл  подснежник.

 

Выпиши  словосочетания  ( глагол  с  существительным):

Написал  письмо,  течение  реки,  пересказать  сказку,  сидит  на  дереве,  парк  у  моря,  увидел  лисицу,  приехал  из  города,  подарил  подруге,  играл  с  котёнком,  лесная  полянка,  путешествовал  по  России,  густой  ельник.

 

                  Глаголы,  обозначающие 

явления  природы:                                  стихийные  явления:

сквозит,  подмерзает,  парит,                           сломало,  размыло,  сорвало,

темнеет,  вечереет,  смеркается,              залило,  занесло,  разрушило,

подсыхает                                                 затопило

 

В  предложения  вставь  глаголы,  наиболее  подходящие  по  смыслу:

На  зелёной  траве  …капля  росы.         (сверкнула,  блеснула,  лежала,        переливалась)

Под  горой  …  весёлый  ручеёк.                      (журчит,  звенит,  бежит,  поёт)

Дождик  …  –  ветер  …                          (веет,  мочит)

Ухо  …  –  глаз…                                              (слышит,  глядит)

Солнце  …,  печка  …                                        (греет,  холодит,  светит)

Холодильник  … 

        

Найди  лишний  глагол:

Брать,  брала,  брали,  брал.

Клею,  клеит,  клеила,  клеим.

Оболью,  облила,  облили,  облил.

Повторить,  повторю,  повторим,  повторила.

Позвоню,  позвонил,  позвонит,  позвонят.

 

                                       Родная  земля

         Холмы,  п..р..лески               где  выш..л  когда-то

         луга  и  поля –                       к  развилк…  д..рог

родная,  любим…                 и  пон..л,  что это

наша  земля.                          раздол..е  полей –

Земля,  где  я  сделал            ч..стица  в..лик..й

Свой  первый  шаж..к,                    (О, о)тчизны  моей.                  Г. Ладонщиков

 

Прочитай  выразительно.  Какова  главная  мысль  этих  строк?

Спиши,  вставляя  пропущенные  орфограммы. 

Выпиши  глаголы  с  вопросами,  определи  время.

Рядом  напиши  эти  же  глаголы  в  форме  будущего  времени.

 

В  языке  есть  слова  удивительные,

Не  то глаголы,  не  то  существительные…

 

  • Определи,  к  кокой  части  речи  относятся  выделенные  слова:

Петя  мечтает                                          Рыбак

Если  б  мыло  приходил..                         Рыбач..ей  уд…лью  блес…ну

По  утрам  ко  мне  в  кр..вать                    И  в  речк…  возле  леса

И  само  меня  бы   мыло –                                    Поймаю  щуку  на  блес…ну.

Хорошо  бы  это  было!                              Эх,  выд…ржала  б  леска!             Я. Козловский

Если  б,  скажем,  мне  в..лшебник

Под..рил  такой  учебник,                                      –Это  дом  или  печь?

Чтобы  он  бы  сам  бы  мог                                               –Это  доменная  печь.

Отв..чать  любой  урок…                                       –Что  умеет  эта  печь?

Чтоб  могла  р..шить  задачу,                                 –Из  руды  ж..лезо  печь.

Написать  д..ктант  любой…          Б. Заходер                                                Е. Гай,  Ф. Лев

 

Скр..пит,  скр..пит  в..лежник –                            Кто  без  кис?ти  и  белил  
Зима  уходит  (в)ле… .                                           Крыш..  гор..да  белил?

Г..луб..нький  по..снежник                         Стою  на  нашем  берегу,

Вдруг  на  пригор..к  (в)ле… .                   П..кой  гр..ницы  берегу.

 

Сн..ч..ла  к..ридор  домой,                          З..т..пили  печь,  чтобы  п..ро..ки  печь.

А  п..том иди  домой.                                  На  то  и  печь,  чтобы  в  ней  п..р..ги  печь.

 

..днажды  кот  по..крался  к  попугаю:                 М..лины  куст  в  н..зин..  рос,

«С..йчас  т..бя  я,  брат..ц,  попугаю».                   Он  утр..м  мокрый  был  от  рос.

 

Снежн…  покрывало  всё  поле  покрывало.               Вода  п..р..стала  течь.

В..дро  дало  течь,  и  в..да  стала  течь.                          В  лодк..  открыл..сь  течь.

 

Рой  пчёл  кружит?ся  над  р..кой.                                    Мы  стали  работать  лучше.

Не  рой  другому  яму:  сам  (в) неё  п..п..дёшь.              Коньки  сделаны  из  стали.

 

Не  плачь  из-за  пуст..ков,  Леночка.                  Аришка  пила  парное  м..л..ко.

На  улиц..  п..слышался  плач  р..бёнка.               Пила  х..р..шо  н..точена.

 

В  дом..  жарко  топит?ся  печь.                            В..рвара  шила  новое  платье.

Мы  будем    п..ро..ки  с  к..пуст..й  печь .                       У  Серёжи  нет  шила.

 

Алёша,  строй  к..рму..ку  для  птиц.                    В  мыльн..це  л..жит  кусок  мыла.

Дети  быстро  встали  в  строй.                             После   ..беда  Лена  мыла  п..суду.

 

         Я  коня  водой  пою,                                                           Он  купил  ..ри..ку,

            Песню  солнышку  пою:                                        Р..ш..л  её  (не)  есть.

            «Ты  св..ти,  св..ти,  св..тило,                                 Но  как  (не) с..есть  ..ри..ку,

            Я  х..чу,  чтоб  ты  св..тил.. ».                                 когда  ириска  есть?                        А. Барто

 

            Зависело  б  (от) мыла,                                          М..две..ь  в  л..су,  не  зная  правил,

            В..сну..ки  я  б  (от) мыла.                                     ..днажды  м..т..цикл..м  правил.

 

            Я  коня  водой  пою,                                            Он  купил  ..ри..ку,

            Песню  солнышку  пою:                                     Р..ш..л  её  (не) есть.

            «Ты  св..ти,  св..ти,  св..тило,                              Но  как  (не) с..есть  ..ри..ку,

            Я  х..чу,  чтоб  ты  св..тил.. ».                              когда  ириска  есть?                     А. Барто

 

            Зависело  б  (от) мыла,                                      М..две..ь  в  л..су,  не  зная  правил,

            В..сну..ки  я  б  (от) мыла.                               ..днажды  м..т..цикл..м  правил.

 

Неопределённая  форма  глагола

       

         Пр. к.  Христу  Богу  работать  легко:

         Не  велит  Он  каменья  носить,

         Ни  столетние  кедры  валить,

         Ни  за  счастьем  идти  далеко…

         А  велит  Он  друг  друга  любить.

Вот  и  всё,  вот  и  всё,  вот  и  всё.

 

         На  доброе  слово  не  надо  скупиться.

Сказать  это  слово – что  дать  напиться.

         Со  словом  обидным – нельзя  торопиться,

Чтоб  завтра  себя  самого  не  стыдиться.                                          Н. Рыленков

 

Раз,  два,  три,  четыре,  пять!                          Что  делать  после  дождика?

Надоело  мне  считать                             По  лужицам  скакать,

И  записывать  в  тетрадку                      Кораблики  пускать,

Эти  цифры  по  порядку.                        На  радуге  качаться,

Лучше  бегать,  лучше  прыгать,            Да  просто  улыбаться!

Лучше  в  дудочку  дудеть.

Лучше  бублики  жевать,                         У  берёзы  на  пригорке

Лучше  шарик  надувать.                        Старый  ёж  устроил  норку.

Лучше  ползать  под  столом                            Стал  он  жить  и  поживать

И  размахивать  прутом.                         Да  лисичку  в  гости  ждать.

Раз,  два,  три,  четыре,  пять!                          Он  там  жил,  не  тужил,

Может,  лучше  посчитать?                     В  дом  гостей  приводил.

Кончить  дело,  а  потом                         Однажды  он  пошёл  гулять,

Можно  ползать  под  столом,                А  норы-то  не  видать.

Можно  бегать,  прыгать,  петь,              Вырыл  норку  и  залез,

Можно  в  дудочку  дудеть,                    Захрапел  на  целый  лес.

Можно  бублики  жевать                         В  норке  жил  он  много  лет, 

Или  шарик  надувать.                                      А  потом  он  стал  уж  сед.

 

         Найди  глаголы – антонимы:

         Солнце  старалось  пожарче  гореть,

Чтобы  озябшую  землю  согреть.

Солнце  старалось  поярче  пылать,

Света  побольше  на  землю  послать.                                Е. Аксельрод

 

Прошедшее  время

 

         Допиши  окончания  глаголов.  Определи  род.

         Поднялось  и  заиграл…

         Солнце  над  полями.

         Порассыпал…сь  своими

         Жгучими  лучами.                                                               И. Суриков

 

Лето  солнышком  вкатил…сь,

Засиял…,  засветил…сь

Вишнями,  ромашками, 

Лютиками,  кашками.

        

         Эхо  стонал…,  шумел…  река,

         Ливень  стучал  тяжело.

         Луч  серебристый  пронзил  облака.

Им  любовал…сь  мы  долго,  пока

         Солнышко,  солнце  взошло.                                                        М. Цветаева

 

         Прозвучал…  над  ясной  рекою,

         Прозвенел…  в  померкшем  лугу,

Прокатил..сь  над  рощей  немою,

Засветил..сь  на  том  берегу.                                                                 А. Фет

 

Нашумелись,  наплясались,

         Нарезвились,  наигрались…

         И  подкрал..сь  тишина,

         Тихо  сел…  у  окна.

         Ветерок  листвы  не  клон..т,                                                                                   

Колокольчик  в  дрёму  клон..т,

Одуванчик  клон..т  в  сон. 

 

         Найди  глаголы  прошедшего  времени.  Определи  число,  род.

         Прилетели  к  нам  метели,

         Залепили  снегом  щели.

На  окне  старик-мороз

Льдинкой  росписи  нанёс.                                               Г. Ладонщиков

 

Веник  пол  подметал,

Веник  очень  устал.

Он  чихнул,  он  зевнул

И  тихонько  лёг  под  стул.                                                 Л. Зубкова

 

Рассердился  не  на  шутку,

Раздурачился  мороз.

         Он  залез  ко  мне  под  шубку,

Ущипнул  меня  за  нос.                                                       Н. Головина

 

Пухлая  белая  тучка  заволокла  зимнее  небо.  Вдруг  она  заплакал .  Её  слёзы  белыми  снежинками-крупинками  полетел  над  лесами,  полями,  лугами.  Тучка-несмышлёныш  вспомнил..  о  своей  родне.  Плохо  быть  одной-одинёшенькой  в  царстве  голубых  небес. 

 

В  кустах тихо  журчал  ручей.  У  ручья  жила  жаба.  А  в  кустах – соловей.  По  вечерам  жаба  и  соловей  пели.  Соловей  свистел  и  щёлкал  на  все  лады.  Жаба  урчал..  и  квакал..  .

                                             

НЕ  с  глаголом

 

Не  выучил,  не  сделал,

Не  знаешь,  не  спеши…

С  глаголами  раздельно 

Частицу  не  пиши!

 

Глаголы,  не  любя  безделья,

С  частицей  пишутся  раздельно!

Всегда?  Нет!  Без  сомнения,

Бывают  исключения.

Бывает  всё  же,  что  глагол

Совсем  без  «не»  не  может!

Тогда,  куда  бы  он  ни  шёл, –

И  «не»  с  ним  вместе  тоже.

Пристанет  так,  что  ой-ой-ой! –

Приставкой  сразу  станет.

И  в  ситуации  любой

Ни  разу  не  отстанет.

И  нет  глаголу  воли,

Если  глагол – неволить,

Не  можем  «не»  не  видеть

В  глаголе  ненавидеть.                                                                 В. Агафонов

 

НЕ  с  глаголом  пиши  раздельно:      

         Например,  не  хотел,  не  знал. 

         Только  помни  об  исключеньях:

         Ненавидел,  негодовал,

          Нездоровится,  недомогал,

Неволить…                                     См.  сб.  дикт. и  пров.  Работ  с.109

 

         Трудолюбивый  человек  любит  работать.  Труд  приносит  ему  радость.  Таких  людей  уважают.

–        Как  вы  понимаете  смысл  второго  предложения?

–        Какие  изменения  вы  внесли  бы  в  предложения,  чтобы  речь  шла  о  ленивом  человеке? 

 

         Без  ученья,  без  науки 

Труд  не  даст  тебе  плодов.

Развивать  и  ум,  и  руки

Будь  готов!

Будь  опрятным,  честным,  смелым,

Не  бросай  на  ветер  слов.

И  проверить  слово  делом

Будь  готов!

        

Живёт  на  планете

         Народ  счастливый – дети.

Поэтому  наша  планета 

         Не  стареет  от  звонкого  смеха.

 

Не  надо  больше  ссориться!

А  то  и  мяч  не  ловится.

И  книжка  не  читается

И  дождик  начинается.

 

Шепчут  ёжику  ежи:

– Ты  не  двигайся,  лежи.

Мы  волкам  не  верим,

Да  и  ты  не  верь  им.                                                         С. Маршак

 

Живёт  в  зоопарке  двугорбый  верблюд.

Верблюды  не  просят  изысканных  блюд,

Не  клянчат  ситро  и  тянучки,

Верблюды  едят  колючки.

Нет  в  пустыне  вкусных  блюд:

Ест  колючки  верблюд.

 

         Пускай  тебя  щиплет  мороз –

Смотри  не  испугайся.

Пусть  заморозит  он  до  слёз –

Ему  не  поддавайся.                                                            В. Донников    

        

         Видишь,  яблонька  сама

         Протянула  ветку: «На!»

         Только  яблоки  поспеют,

         Раздаёт  их,  не  жалеет.

         Яблоки  не  пропадут,

         Если  дети  их  найдут.

         То,  что  под  листвой  таится,

         Поклюют  на  завтрак  птицы.

         Для  гусят  и  для  ежат

Яблоки  в  траве  лежат.

         Яблоню  просить  не  надо –

Угостить  любого  рада!                                                              Я. Аким

 

Под  дождями  мокла  свёкла,

Но  не  бойтесь,  не  размокла:

Стала  наша  несмеяна

Толстощёка  и  румяна.

 

         Весной  линяют  разные  звери,

Не  линяет  только  солнечный  зайчик.

                

Объясни,  в  каком  значении (прямом  или  переносном) употреблены  глаголы:

 

         Вечером  девочка  Мила

         В  садике  клумбу  разбила.

         Брат её,  мальчик  Иван,

Тоже  разбил  …  стакан.                                                     О. Григорьев 

 

Велосипед  меня  понёс,

Понёс  куда-то  под  откос.

Он  там  остался  без  колёс.

И  дальше я  его  понёс.                                                       О. Григорьев              

         Ветры  по  небу  гуляют,

         Ветры  щёки  надувают,

         Дуют,  дуют,  листья  рвут,

Злятся,  злятся,  травки  мнут.                                             П. Потёмкин

                 

                Спряжение  глаголов

 

Ко  II  спряжению 

         Отнесём  мы  без  сомнения

         Все  глаголы,  что  на – ить,

         Исключая, брить,  стелить.

 

         Не  на  -ить,  не  исключение,

Значит,  I спряжения.

        

                   Глаголы-исключения II  спряжения:

         Гнать,  держать,  смотреть  и  видеть,

         Дышать,  слышать,  ненавидеть,

         И  обидеть,  и  терпеть,

         И  зависеть,  и  вертеть.

         Вы  запомните,  друзья,

         Их  на  -е-  спрягать  нельзя!

         В  этих  глаголах  мы  пишем  лишь -И-,

         Вот  как  мы  пишем,  сюда  посмотри:

         я вижу                                    мы  видИм

         ты  видИшь                           вы  видИте

         он  видИт                               они  видЯт.

 

Допиши  окончания  глаголов:

         Разные  дети  ж..вут  (на) планет.. ,

         Но  мам  св..их  люб..т  все  дети  на  свет.. !

         Быва..т,  что  мы  и  (не) слуша..м  мам,

         А  мамы  нас  уч..т  х..рош..м  д..лам.

         А  мамы  нас  уч..т,  как  добрыи  быть,

         Как  Род..ну  нашу  б..реч..  и  любить!

 

Вет..р  спит,  и  всё  немее…т:

Только  бы  уснуть.

Ясный  воздух  сам  р..бе..т

На  моро..  дохнуть…

 

Беж..т  ручей,  сп..шит  ручей,

Звенит,  в..лной  своей  игра..т.

А  снизу  бурные  ключи 

(В) бока  его  т..лка…т.

Толкнут  разок,  толкнут  другой,

И  бер..г  расш..ря…т?ся.

А  вп..р..ди  ещё  ручей,

И  вот  они  сл..ва…т?ся.

Т..перь  ВДВ..ём  им  в..с..лей,

Они  бегут  ещё  дружней.

 

П..любуйся!  Весна  н..ступа..т.

Жур..вли  к..р..ваном  летят.

В  ярк..м  золот..  день  утопа..т,

И  руч..и  по  ..врагам  шумят.                                              И. Никитин

 

Туча  растаял…  Влажным  т..плом

Ве…т  осенн…  ночь  над  с..лом.

Вет..р  принос…т  с  полей  ..р..мат.

Слабо  але…т  над  степ..ю  з..кат.

 

Когда  всё  укрыто  с..дыми  снегами

И  солнышко  рано  прощ….т?ся  с  нами?

 

Тихо  смотр..т  мес…ц  ясный

В  к..лыбель  твою.

 

Кто  весь  день  у  батареи

То  б…ка,  то  лапы  гре…т?

Он  из  кухн…  в  х…л…да

(не) выход…т  никуда.                                                               Г. Ладонщиков

 

Если  мы  строга..м,  клее..м,

Пахн..т  день  ст..лярным  кле..м.                                       О. Бундур

 

         Отгадай  загадку.  Найди  антонимы:

Быва..т  он  в  холод,  быва..т  он  в  зной,

         Быва..т  он  добрый,  быва..т  он  злой.

В  открытые  окна  нежданно  влетит,

         То  что-то  прошепч..  то  вдруг  загудит.

Притихн..т  умчит?ся,  примчит?ся  опять,

         То  вздума..т  по  морю  волны  гонять.

        

         Подбери  глаголы-антонимы  (по  образцу). 

кричит – молчит – молчат

темне..т – …                          ход..т – …

провожа..т – …                     плач..т – …

наш..л – …                                      медл..т – …

руга..т – …                                     черне..т –  …

 

 

II  лицо  глагола

 

П о с л о в и ц ы

Без  труда  не  вылов…..  и  рыбку  из  пруда.

На  хромом  коне  далеко  не  уед….. .

На  час  опозда….. ,  годом  не  наверста….. .

На  чужой  лошадке  не  наезд…..ся.

Над  другом  засмеёся– над  собою  поплач….. .

Отруб….. – не  пристав…… ,  скаж….. – не  ворот….. .

От  умного  науч…..ся,  от  глупого  разуч……ся.

С  детства  не  науч……ся – всю  жизнь  буд……  мучит?ся.

Хлеб-соль  е…. ,  а  правду  ре…. .

 

Спиши,  раскрывая  скобки.

– Ты  воз(?)мёш(?)  меня  на  пляж(?)?

– Что ты  мне  за  это  даш(?)?

– Очини  мне  карандаш(?).

– Что  ты  мне  за  это  даш(?)?

– Алик,  дедушке  поможеш(?)

На  вос(?)мой  дойти  этаж(?)?

– Алексей,  отца  уваж(?)! –

А  в  ответ  одно  и  то  же:

– Что  ты  мне  за  это  даш(?)?               А. Барто 

 

Правописание  -ТСЯ,  -ТЬСЯ

  • Надейся  на  Бога,  дитя  дорогое!

На  милость  Его  уповай!

И  детского  сердца  моленье  простое

С  надеждой  к  Нему  воссылай,

Лишь  в  утреннем  свете  заря  загорит?ся,

Смиренно  колени  склони,

С  тобою,  мой  ангел,  мы  станем  молит?ся

Источнику  вечной  любви.

Молит?ся  мы  станем  душой  умиленной,

Чтоб  мир  Он  крылом  осенил

И  чтоб  Всемогущий  Создатель  вселенной

Нас,  грешных,  ничтожных,  простил.

 

(Не) позв…ляй  душе  ленит(?)ся!                 Если  где-то  в  д..лёкой  стране

Чтоб  в  ступ..  воду  (не) толоч(?) ,                  Детям  трудно  и  горько  живёт(?)ся,

Душа  обязана  трудит(?)ся                    Не  остан..мся  мы  в  стороне,

И  день  и  ноч(?),  и  день  и  ноч(?)!      Наше  сердце  тревожно  заб..ёт(?)ся. 

                                      Н. Заболоцкий                                                        

 

Книг  з..ветные  стр..ницы             Тихо  ночь  ложит…с(?)я

П..м..гают  людям  жить –             На  в…ршины  гор,

И  р..ботать,  и  учит (?)ся,            И  луна  гл…дит(?)ся 

И  …тчизной  д..р..жить.               В  зерк…ло  озёр.                         И. Никитин

 

Цветок

Цветок  всегда  смеёт(?)ся,                      Жжёт(?)ся  больнее  злая  крапива,

Если  дождь  на  него  прольёт(?)ся,       Если  берут  её   слишком  учтиво.

Если  бабочка  на  него  сяд…т,              Если  ж  возьмёте  её,  не  робея,

Если  ветер  его  поглад…т.                    Злая  крапива  жалит  слабее.

Цветок  всегда  смеётся,                           Меньше  терзают  беды  и  муки,

Цветок  ни  с  кем  не  дерёт?ся.              Если  вы  крепко  берёте  их  в  руки.

Он  послушный,  совсем  не  упрямый.                                        Йован  Змай

Х...р..шо  быть  его  мамой.

 

В  небе  зоренька  занима…т(?)ся,

Золотой  рекой  разлива…т(?)ся.

А  кругом  лежит  степь  широкая

И  стоит  на  ней  тишь  глубокая.

 

Кончается  лето,  кончает(?)ся  лето,

И  солнце  не  свет…т,  а  пряч…т(?)ся  где-то.

И  дождь-первоклассник,  робея  немножко,

В  косую  линейку  лину…т  окошко.

 

Воробей  по  лужице                               Вихрем  мчит(?)ся  под  водой

Прыгает  и  кружится.                             Головастик  молодой.

Пёрышки  взъерошил  он,                       А  за  ним – ещё  пяток,

Хвостик  распушил.                                 А  за  ним – ещё  поток…

Погода хорошая!  Чив-чив-чил!             Головастики  спешат 

А. Барто             Превратит(?)ся  в  лягушат.

                    

Зёрен  хочется  синице,                           Зима  недаром  злит(?)ся –

Но  в  кормушку  сесть  боит(?)ся.                   Прошла  её  пора,

«Будь  смелее,  не  робей!»                     Весна  в  окно  стучит(?)ся

Приглаша…т  воробей.                                    И  гон…т  со  двора.

 

 

(Над) полем  жаворонок  вьё(тся,  ться),

(Во)  ржи  с…неют  вас…льки,

И  солнце  вес…ло  смеё(тся,  ться)

(В)  прозрачном  зерк…ле  реки.                                          К. Фофанов

 

Сер…бри(тся,  ться)  ячмень  к…л…тистый,

З…л…неют  привольно  овсы.

И  (в) колос…ях  брильянты  росы

В…т…рок  зажигает  душистый.                                              И. Бунин

 

Осыпаю(тся,  ться)  астры  (в) садах,

Стройный  клён  (под) окошком  ж…лтеет,

И  х…лодный  туман  (на) полях

Целый  день  неп…движно  б…леет.                                        И. Бунин

 

Приход…т  август  с  урожаем

Ко  всем,  но  только  не  к  лентяям.

Кто  проспит,  тот  вернётся  с  пустыми  руками,

А  кто  рано  проснёт(?)ся –

С  боровиками.                                                                      В. Берестов

 

Утром  мы  во  двор  идём –

Листья  сыплются  дождём.

Под  ногами  шелестят

И  летят,  летят,  летят…                                                        Е. Трутнева 

                                                                                                Б. Заходер

                   Прятки

         Всё-то  им  не  наиграт(?)ся –

Лето  ли  зима…

         Лишь  найдёт  сестрица  братца –

Спряч…т(?)ся  сама.

Тут  уж  братцу  не  ленит(?)ся –

Станет  он  искать,

Да  и  сам,  найдя  сестрицу,

Спрячется  опять.

Уж  такой  у  них  на  свете 

Свой  черёд  и  срок.

Кто  они,  ребятки  эти?

Ночка  и  денёк.                                                          С. Погореловский 

 

Ёлка  наряжа…т(?)ся – праздник  приближа…т(?)ся.                        Я. Аким

 

Я – Водяной,  я – Водяной!

Никто  не  водится  со  мной!

Внутри  меня  водица.

Ну  что  с  таким  водиться?

 

         Вести  из  леса

Птицы  обращаются  к  нам  с  посланием  но  вот  беда:  глаголы  стоят  в  неопределённой  форме.  Запиши  текст,  поставь  глаголы  в  нужной  форме.  Помни  об  орфограммах.

         Ледяной  ветер  (гулять)  ……………………….

 

                Пословицы

Не  плюй  в  колодец:  пригодится  воды  напиться.

Не  позволяй  душе  лениться!

С  надеждой  легко  живётся.

На  ошибках  учатся.

 

Повелительная  форма  глагола

Не  троньте  майского  жучка!

         За  что  его  губить?

         Росу  небес  он  пьёт  с  листка;

К  цветку  порхает от  цветка;

         Ему  недолго  жить.

         Не  троньте  майского  жучка!                                                Д. Минаев

 

         Добрым  детям  добрый  дед

         Как-то  добрый  дал  совет.

         Дети,  дружбой  дорожите.

         Людям  вы  добро  дарите.

         И  тогда  во  всякий  час

         Будет  мир  в  душе у  вас.

 

Если  хочешь  строить  мост,

         Наблюдать  движенье  звёзд,

         Управлять  машиной  в  поле

         Иль  вести  машину  ввысь –

Хорошо  работай  в  школе,

Добросовестно  учись.                                                                   С. Маршак

        

Май,  как  птиц  из  тесной  клетки,

         Листья  выпустил  на  ветки:

         Расправляйте  крылышки,

         Набирайтесь  силушки!                                                                    В. Фетисов

 

         Исправ… – исправ…те!

         Остав… – остав…те! 

         Отреж… – отреж…те!

         Поеш… – поеш…те!

         Так  мягко  просит  мягкий  знак,

         Что  отказать  нельзя  никак.                                                    О. Высотская

 

Идёт,  бредёт,  спускается,  поднимается…  Шёл-шёл,  устал.

Говорит: «Сяду,  съем!»

– Вижу-вижу,  не  садись,  не  ешь,  неси…

– Из  какой  сказки  глаголы?

– Определи  их  время.

 

П о с л о в и ц ы

Сам  погибай,  а  товарища  выручай.

Выручай  товарища  из  беды.

Гулять  гуляй,  да  всё  примечай.

Сделал  дело,  гуляй  смело.

Хлеб-соль  ешь,  а  правду  режь.                                                             

Хлеб  хорош  и  свеж,  режь  его  и  ешь.

 

 

Говори  правильно,  пиши  грамотно:

В  середину  слова  шЁл

Любопытный  Ёж  зашёл.

Слово  пишешь – не  спеши:

В  середине  Ё  пиши! 

 

Телефон  опять  звонит!

         От  него  в  ушах  звенит.                                                          А. Барто

 

         Одеть,  надеть…  Два  этих  слова

         Мы  путаем  рак  бестолково!

         Одеть,  надеть…  Давай  глядеть,

         Кого  одеть  и  что  надеть.

 

Взяли  ребята  лопаты  и  санки,

         Шубы  надели  и  шапки-ушанки.

 

Где  пробоина?  У  носа.

Лейтенант  зовёт  матроса:

«Надо,  брат,  заплату  класть,

Чтобы  судну  не  пропасть!»

Говорит  матрос: «Поможем!

Положить  заплату  можем»…                                             С. Маршак

И  царевна  к  ним  сошла,

Честь  хозяям  отдала.                                                                     А. Пушкин

 

В  тот  же   день  царица  злая,

Доброй  вести  ожидая,

Втайне  зеркальце взяла

И  вопрос  свой  задала.                                                        А. Пушкин

 
 

Г Л А Г О Л

Что  же  делает  предмет?

Снова  мы  даём  ответ.

Спит?  Играет  ли  в  футбол?..

1                    Называется  глагол.

 

Кто  о  себе  рассказывает  так?                         Интересная  часть  речи  

Я – страшное  дело – какой  деловой:               В  русском  языке  живёт.           

В  любые  дела  ухожу  с  головой,                     Кто  что  делает  расскажет:

Задачи  решаю,  на  скрипке  играю,                 Чертит,  пишет  иль  поёт.

Сынишку  соседки  в  коляске  катаю.             Вышивает  или  пашет,   

Я  пряжу  мотаю,  и  хлеб  покупаю,                  Или  забивает  гол,

И  на  стадионе  голы  забиваю.                         Варит,  жарит,  моет,  чистит –                                                                               Т. Рик                   Всё  расскажет  нам  …                                                                                                              

НЕ  с  глаголом

Глаголы,  не  любя  безделья,                                         Без  ученья,  без  науки 

С  частицей  пишутся  раздельно!                                 Труд  не  даст  тебе  плодов.

Всегда?  Нет!  Без  сомнения,                                          Развивать  и  ум,  и  руки

Бывают  исключения.                                                      Будь  готов!

Бывает  всё  же,  что  глагол                                          Будь  опрятным,  честным,  смелым,

Совсем  без  «не»  не  может!                                           Не  бросай  на  ветер  слов.

Тогда,  куда  бы  он  ни  шёл, –                                       И  проверить  слово  делом

И  «не»  с  ним  вместе  тоже.                                          Будь  готов!

Пристанет  так,  что  ой-ой-ой! –

Приставкой  сразу  станет.                                              Не  надо  больше  ссориться!

И  в  ситуации  любой                                                       А  то  и  мяч  не  ловится.

Ни  разу  не  отстанет.                                                      И  книжка  не  читается

И  нет  глаголу  воли,                                                       И  дождик  начинается.

Если  глагол – неволить,

Не  можем  «не»  не  видеть                                             Шепчут  ёжику  ежи:

В  глаголе  ненавидеть.     В. Агафонов                        – Ты  не  двигайся,  лежи.

Мы  волкам  не  верим,

Да  и  ты  не  верь  им.      С. Маршак

 

Выпиши  словосочетания:  глагол + существительное.   Определи  падежи 

Написал  письмо,  течение  реки,  пересказать  сказку,  сидит  на  дереве,  парк  у  моря,  увидел  лисицу,  приехал  из  города,  подарил  подруге,  играл  с  котёнком,  лесная  полянка,  путешествовал  по  России,  густой  ельник.

 

В  предложения  вставь  глаголы,  наиболее  подходящие  по  смыслу:

На  зелёной  траве  …капля  росы.                    (сверкнула,  блеснула,  лежала,  переливалась)

Под  горой  …  весёлый  ручеёк.                                    (журчит,  звенит,  бежит,  поёт)

Дождик  …  –  ветер  …                                        (веет,  мочит)

Ухо  …  –  глаз…                                                                (слышит,  глядит)

Солнце  …,  печка  … .  Холодильник  …         (греет,  холодит,  светит)

 

Глаголы,  обозначающие 

явления  природы:                                                  стихийные  явления:

сквозит,  подмерзает,  парит,  темнеет,             сломало,  размыло,  сорвало,  залило, 

вечереет,  смеркается,  подсыхает                     затопило,  занесло,  разрушило  

 

Найди  лишний  глагол:

Брать,  брала,  брали,  брал.                    Повторить,  повторю,  повторим,  повторила.

Клею,  клеит,  клеила,  клеим.                Позвоню,  позвонил,  позвонит,  позвонят.

Оболью,  облила,  облили,  облил.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top