Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «Экономика»

 в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

 

  1. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение

Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся[1], а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

 

  1. II. Место учебного предмета «Экономика» в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.

ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподавание учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В качестве примерных приводится расчетный (не нормативный) объем учебных часов в неделю.

Ранее курс экономики не входил в федеральный базисный учебный план. Одним из новых элементов настоящего стандарта является включение в ФБУП самостоятельного курса экономики. Экономическое образование в разных формах охватывает все ступени общего образования. В основной школе федеральный компонент государственного стандарта  предполагает преподавание экономического блока в составе курса обществознания. За счет регионального и школьного компонента возможно выделение данного блока в отдельный курс экономики.

На ступени среднего (полного) общего образования состав федерального компонента федерального базисного учебного плана определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Для изучения на базовом уровне на «Экономику» выделяется  35 часов учебного времени,  а на профильном – 140 часов учебного времени. 

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по экономике

Федеральный компонент содержит два стандарта по экономике: для среднего (полного) общего образования на базовом уровне и для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

цели;

обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

требования к уровню подготовки выпускников.

Цели изучения экономики

Изучение экономики в старшей школе направлено на развитие экономического мышления, выработку умений находить и критически осмысливать  экономическую информацию и анализировать и систематизировать полученные знания, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области экономических отношений, воспитание ответственности за экономические решения.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образования, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание экономического образования, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам. Требования задаются в деятельностной форме (указывается, что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений,

Требования к уровню подготовки выпускников профильного уровня предполагают умение самостоятельно использовать основы экономического анализа.

 

  1. IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по предмету «Экономика»

Новизна стандарта заключается  прежде всего в том, что предмет «Экономика» впервые включена в ФБУП как самостоятельный предмет, что отражает признание важности экономического образования для формирования адекватного мировоззрения и практических навыков людей, которые будут жить в условиях рыночной экономики. Это стало возможным благодаря десятилетнему опыту апробации преподавания различных курсов экономики в школах России. Важно, что содержание экономического образования в стандарте соответствует современному состоянию мировой экономической науки и вместе с тем отличается большим вниманием к практической направленности по сравнению с ранее принятым  образовательным минимумом по данной дисциплине. При этом в первую очередь изучение экономики в общеобразовательной школе призвано способствовать формированию у учащихся целостной картины экономического поведения людей и представления об экономической сфере общества. 

Реализация внутрипредметных связей

Учебный  предмет  «Экономика»  в старшей школе представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку  навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне  в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне учащиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают.

Соответствие содержания стандарта возрастным особенностям  учащихся достигается путем отбора тем, актуальных для подростков в возрасте 15-17 лет, применения интерактивных форм обучения.

Преемственность экономического образования на разных ступенях обеспечена тем, что требования к учащимся в экономическом блоке обществознания и в отдельном курсе экономики, с одной стороны, и в курсе экономики в старшей школе, с другой стороны приведены во взаимное соответствие. При этом профильный курс экономики включает основы экономической науки и является «мостиком» между профильной социально-экономической школой и экономическим вузом

Реализация  межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из литературы, математики, географии, информатики, истории и технологии

Повышение воспитательного потенциала содержания образования основывается на выработке у школьников умения критически осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации, и вырабатывать собственное аргументированное мнение. Освоение на информационном и практическом  уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя, работника, собственника), выработка у учащихся ответственного отношения к своим потребностям, понимание связи между свободой выбора и ответственностью за его результаты, формирование у школьников навыков рационального поведения в условиях рыночной экономики – все это существенные элементы воспитания гражданина

Личностная ориентация экономического образования достигнута благодаря формированию ценностных ориентиров и выделению личностной компоненты. В центре внимания находится экономическая деятельность человека в качестве потребителя, семьянина, работника и гражданина. Содержанием экономического образования на базовом уровне   является в первую очередь то, с чем придется иметь дело каждому выпускнику в повседневной жизни, включая и сферу средств массовой информации.

 Деятельностный характер образования достигается посредством:

работы с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернет);

            критического осмысления экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

 экономического анализа общественных явлений и событий;

 решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах);

 участия в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

написания творческих работ.

Практическая направленность курса экономики достигается тем, что учащиеся осваивают типичные экономические роли потребителя, работника, налогоплательщика, предпринимателя. Кроме того в данном стандарте в курс экономики включен раздел прикладной экономики, что способствует развитию интереса к предпринимательской деятельности и  формированию у учащихся практических навыков, необходимых для экономической деятельности

Стандарт экономического образования предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций:

в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои  материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: грамотно  взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: быть способным находить, критически воспринимать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, статистические справочники, электронные учебные пособия, Интернет-ресурсы и другие базы данных, что повышает их информационную культуру.

Приоритетные направления в развитии методики преподавания экономики должны быть  ориентированы прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

При освоении содержания экономического образования у  учащиеся формируются  следующие общие учебные умения, навыки и обобщение способов деятельности:

использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, моделирование);

определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей;

умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу и аксиому;

творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения  познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари,  Интернет-ресурсы;

самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения целей и средств);

осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

  1. Соотношение содержания стандартов и примерных программ

Примерные программы по экономике базового и профильного уровней составлены на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по темам курса, определяют минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует  сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по  темам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Программа  предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

 

  1. VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК.

С 2006-2007 года должен начаться переход на профильное обучение в старшей школе. Ввод государственного стандарта будет сопровождаться обновлением комплекса учебников. При этом, очевидно, не существует необходимости создавать принципиально новые УМК по «Экономике». Базовое содержание курса экономики изменилось не так значительно, чтобы исключить возможность использования учебников, создававшихся в последние годы и положительно зарекомендовавших себя в практике преподавания. Речь должна идти скорее о пересмотре самих принципов использования учебной литературы, об утверждении концепции «открытого учебника», принципа вариативного использования учебно-методических материалов, интеграции разнообразных средств и форм учебного процесса. Успешное формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенции невозможно без свободного поиска информации,  без анализа и критики некорректных мнений и суждений.

Эти проблемы не могут быть решены только за счет  содержательного обновления учебников. Учебник, естественно, сохранит ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса. Именно учебник должен отразить обязательный минимум содержания курса, который является основой для проведения итогового контроля знаний и умений учащихся. Однако насущной задачей является создание комплексной вариативной ресурсной базы экономического образования. Рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по экономике, разработаны именно в таком ключе. Они учитывают ввод в широкую практику принципиально новых носителей информации. Значительная часть учебных материалов все чаще размещается на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки – комплекса информационно-справочных материалов, объединенных единой системы навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, тесты из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Активное формирование электронных библиотек позволит перейти к созданию учебников нового поколения.

Пока не будут созданы новые учебники, полностью соответствующие  новому стандарту, рекомендуется использовать действующие учебники, привлекая в случае отсутствия в них отдельных вопросов другие учебные издания, где материал по этим вопросам имеется. В образовательном процессе  могут быть использованы учебные издания, имеющие гриф МО РФ или органа управления образования субъекта РФ. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных  (допущенных)  Минобразованием России к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год утверждены приказом от 15.01.2004  №111. В указанные перечни включены учебники по экономике.

Издательства, выпустившие действующие учебники, подготовили методические рекомендации о порядке их использования с привлечением других учебных книг.

 

Методические рекомендации по использованию учебника  на базовом уровне

В.С. Автономова  «Введение в экономику»

Издательство «Вита-пресс» 2004г.

В целом, учебник В.С. Автономова «Введение в экономику» представляет собой учебный курс, практически полностью удовлетворяющий требованиям образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике базового уровня. Предлагаемый в большинстве глав материал, при всей живости и простоте изложения, выходит за рамки минимальных установленных Государственным стандартом требований к содержанию образовательных программ. В то же время, для полного соответствия отдельным элементам  стандарта базового уровня (в основном это касается материала, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников) некоторые главы учебника нуждаются в дополнительных комментариях или привлечении дополнительного материала. Данные методические рекомендации содержат сведения и указания, необходимые для полноценного использования учебника «Введение в экономику» при преподавании экономики по стандарту среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

В качестве вспомогательных материалов при подготовке  можно воспользоваться  следующими учебниками и учебными пособиями:

«Основы потребительских знаний» под редакцией П.Крючковой, подготовлены специалистами Международной конфедерации обществ потребителей;

«Экономика и право» на CD-ROM, под редакцией В.С. Автономова ;

Н. Р. Гудвин, Т. Э. Вайскопф, Ф. Аккерман, О.И. Ананьина  «Микроэкономика  в контексте» (М.:РГГУ, 2002 г.).

«Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий» под ред. В. С. Автономова и Т. П. Субботиной  (СПб. Экономическая школа, 1999),

Мицкевич А. А.     Сборник заданий по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики. — В 3-х  книгах. Кн. 1. Задачник по микроэкономике с решениями. — М.: Вита-Пресс, 2001. -592 с.: ил.

Мицкевич А. А.    Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9~11 кл. — В 3-х книгах. Кн. 1. Задачник по микроэкономике. — М.: Вита-Пресс, 2001. - 462 с.: ил.

 

Методические рекомендации по использованию на базовом уровне учебников И.В. Липсица

«Экономика. Базовый курс»;

«Экономика» (в 2-х томах)

«Методические рекомендации» построены таким образом, что для каждой понятийной концепции, упомянутой в «Обязательном минимуме», указывается, в каких главах учебников И.В.Липсица рассматриваются данные вопросы. В случае, если какая-то из тем «Обязательного минимума» в учебнике не содержится, дается указание о том, где можно найти по ней соответствующий материал для изучения. При этом решение данной задачи облегчается тем, что к ранее изданным учебникам И.В.Липсица существуют детальные методические рекомендации Е.В.Савицкой, в которых рассматривается преподавание подавляющей массы концепции «Обязательного минимума», а также рабочие тетради для школьников. Наконец, следует иметь в виду, что часть концепций «Обязательного минимума» рассматривается в рамках курса предпрофильной подготовки, проведение занятий по которому обеспечивается учебником  И.В.Липсица «Экономика» для 9-го класса. По своему содержанию учебники  И.В.Липсица практически полностью обеспечивают организацию преподавания в соответствии с требованиями «Обязательного минимума». Экономические понятия, не предусмотренные «Обязательным минимумом содержания», но разбираемые в учебниках И.В.Липсица, могут преподаваться в случае, если школой на изучение экономики дополнительно выделяется время за счет школьной компоненты учебного плана. Кроме того, указанные темы могут быть использованы как темы для самостоятельного изучения наиболее хорошо успевающими учениками. Не полностью представлены только материалы по ряду макроэкономических концепций и прикладной экономике. Необходимые по этим концепциям учебные материалы содержатся в ранее массово изданном учебнике Л.Л.Любимова и Н.А.Ранневой «Основы экономических знаний» (М., Вита-Пресс, 1997 и последующие годы переиздания), а также учебниках:

С.Д.Ахапкин   «Лоция бизнеса». - М., Вита-Пресс В.З.Черняк     «Введение в предпринимательство». - М., Вита-Пресс;

Черкашин О. Ю. Основы бухучета для школьников: Учебное пособие для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. по экономике и технологии. — 2-е изд., перераб. и доп., М.: Вита-Пресс, 2002. — 304 с.: ил.

Дополнительные материалы можно бесплатно получить в Интернете:

Черкасова В.А.. Книга для чтения по экономике для преподавателей            

адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/cher.zip

Липсиц О.И.. Книга для чтения по экономике для учащихся 9 класса общеобразовательной школы

адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/lips_book.zip

Липсиц О.И.. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. адрес в Интернете - http://www.hse.ru/inter/lips_chr.zip

 

http://hsemacro.narod.ru/lib/libcontent.htm.

http://hsemacro.narod.ru/1kurs.htm,

http://micro.economicus.r

Образовательный портал                             http://www.ecsocman.edu.ru          

 

Агенство консультаций                                                  http://www.akdi.ru  

 

МФ РФ статистика                                                           http://www.eeg.ru 

 

Макроэкономическая статистика                                http://www.vedi.ru/statbase.htm#1

 

Аналитические доклады                                                 http://www.nns.ru/analytdoc/anal2.html  

 

Институт экономики переходного периода             http://www.online.ru/sp/iet/trends/

 

Экспертный институт экономики России                http://www.exin.ru/test/doc.html

 

Реферат                                                                                 http://referats-tv.stars.ru/link/

Библиотека Либертариума                              http://www.libertarium.ru/libertarium/library

Библиотека на сайте Europrimex Corp  http://www.europrimex.com/education/center_line.htm

E-MANAGEMENT                                            http://e-management.newmail.ru/

Институт экономики переходного периода    http://www.iet.ru/

I.Marketing                                                          http://www.marketing.spb.ru/

Корпоративные финансы                                 http://www.cfin.ru/

Библиотека научных работ на сайте Бандурина А.В.           http://science.newmail.ru/

Библиотека научных работ на сайте Бандурина А.В.           http://www.fiper.ru/

Кризис мирового капитализма. Джордж Сорос                     http://capitalizm.narod.ru/

 

   

Методические рекомендации по использованию

на базовом уровне учебника

 А.Я. Линькова  «Экономика. Базовый курс».

Учебно-методический комплект «Экономика», включающий учебник, практикум для учащихся и методическое пособие для учителя, в полной мере может быть использован при изучении экономики как отдельного самостоятельного предмета по выбору на базовом уровне. В этих случаях следует ориентироваться на достижение требований Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень). Учебник «Экономика» обеспечивает раскрытие, а «Практикум»- закрепление всех без исключения дидактических единиц обязательного минимума содержания. В стандарт входят и дидактические единицы, которые не входят в требования к уровню подготовки выпускников (выделены курсивом), но, тем не менее, подлежат изучению. Все эти дидактические единицы также представлены в учебно-методическом комплекте и могут быть по нему изучены и закреплены. Значительная часть материала, не входящих в требования к уровню подготовки выпускников, углубляет и конкретизирует экономические понятия. Как представляется, не следует отказываться от изучения дополнительного учебного материала, представленного в комплекте, хотя бы на уровне ознакомления школьников  с проблемой. При рассмотрении как обязательного, так и дополнительного учебного  материала учитель, реализующий на основе учебно-методического комплекта «Экономика» рассмотренные выше образовательные стандарты по обществоведению (базовый и профильный уровни) и экономике (базовый уровень), может обращаться к дополнительным источникам информации, в частности:

Комплект по «Основам экономической теории» для 10-11 кл. под ред. С.И.Иванова. М.: Вита-Пресс, 2001..

Сандерс Ф., Г.Л. Бах и др. Основные экономические понятия. Структура преподавания. М., 1995.

Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. М.: - Вита-Пресс. 2000.

Кроме того, учитель может привлекать в качестве источника дополнительного материала учебную литературу по основам экономики для высших  и средних специальных учебных заведений, в частности:

Гребнев Л., Нуреев Р. «Экономика. Курс основ:» Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита-Пресс, 2000

«Основы экономики»: Учеб. пособие для студентов учрежд. ср. проф. образования. Под ред. Б.И.Табачникаса, В.К. Дерманова, А.Я.Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2000.

Важное значение для учителя, работающего по учебно-методическому комплекту «Экономика», имеет привлечение материалов периодической печати, например, журналы и статистические сборники:

«Вопросы экономики»;

«Экономика. Вопросы школьного экономического образования.» Международный учебно-методический журнал. Новосибирский государственный университет. Ольденбургский университет. Германия. 1998-2003;

«Экономика для школьников» СПб.,  РГПУ им. А.И. Герцена, 2002-2003,

«Российский статистический ежегодник»;

«Россия в цифрах».

Весьма полезными и, возможно, более доступными для учителей, чем печатные материалы (по территориальным основаниям), являются интернет - ресурсы, среди которых следует особенно отметить следующие сайты:

Государственный комитет Российской Федерации по статистикеwww.gks.ru

Министерство финансов РФ -                                                             www.minfin.ru

Министерство экономического развития и торговли -          www.economy.gov.ru

Министерство РФ по налогам  и сборам -                                           www.nalog.ru 

Центральный банк Российской Федерации                                         www.cbr.ru

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования   www.forecast.ru

Бюро экономического анализа ГУ-ВШЭ и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ                                                                                    www.beafnd.ru

Фонд экономического развития “Центр развития”                    www.dcenter.ru

Экономическая экспертная группа                                                        www.eeg.ru

 

Методические рекомендации по использованию
на профильном уровне учебника

«Основы экономической теории» под редакцией С.И. Иванова.

Учебно-методический комплект, предназначенный для 10-11 классов общеобразовательных школ с углубленным изучением экономики, включает учебник «Основы экономической теории», «Практикум по основам экономической теории», пособие для учителя «Преподавание курса «Основы экономической теории». Авторы комплекта – профессора РГПУ им. А.И.Герцена С.И.Иванов (редактор), А.Я.Линьков, М.А.Скляр, Б.И.Табачникас, Н.А.Заиченко, В.В.Шереметова.

Содержание и структура учебника отвечают требованиям федерального компонента к обязательному минимуму образовательной программы профильного уровня. Это обеспечивает необходимое условие для подготовки выпускников средней школы, обладающих экономическим образом мышления, проявляющих интерес к дальнейшему изучению проблем экономической теории и практики, а также к предпринимательской деятельности. Рекомендуемые Минобразования РФ содержание и структура основ примерной программы профильного уровня по экономике и содержание и структура комплекта «Основы экономической теории» идентичны и имеют единую внутреннюю логику изложения материала, отражающую общую концептуальную основу современной экономической науки.

Показателем соответствия учебника проекту государственного образовательного стандарта может служить освещение в нем всех основных теоретических проблем как микроэкономического, так и макроэкономического анализа, которые включены в обязательный минимум содержания программы профильного уровня.

Авторы данных Рекомендаций считают нецелесообразным исключать из процесса обучения дополнительную (необязательную) часть содержания учебника, а рекомендуют ее использовать в различных формах внеурочной работы. С

Статистические данные, которыми должен сопровождаться учебный процесс, содержатся в официальных статистических ежегодниках:

«Российский статистический ежегодник»

«Россия в цифрах».

«Экономический журнал Высшей школы экономики».

Также в процессе преподавания целесообразно использовать некоторые интернет-ресурсы:

сайт Экономической школы                                               www. economicus.ru

образовательный сайт по экономике и социологии         escoman.edu.ru

сайте Росбизнессконсалтинга                                             www. rbc.ru

 

Методические рекомендации по использованию

 на базовом и профильном уровнях учебника

В.З. Черняка «Введение в предпринимательство»

Учебник закрывает часть Образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования по экономике и может быть использован:

в рамках профильного изучения экономики в классах социально-экономического и социально-гуманитарного профилей;

при изучении обществоведения (включая экономику и право) как базового общеобразовательного предмета в классах других профилей;

при изучении предпринимательства в качестве элективного курса;

при изучении предпринимательства в качестве регионального компонента.

Учебник позволяет выполнить отдельные требования Образовательного стандарта  среднего (полного) общего образования по экономике, направленные на достижение следующих целей на базовом и профильном уровнях:

освоение основных знаний об экономической деятельности людей, фирм и государства, об экономике России (базовый уровень);

 развитие личности в период юности, ее экономического образа мышления, интереса к изучению экономических дисциплин и к предпринимательской деятельности (профильный уровень);

ознакомление со сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью (базовый уровень);

подготовка к изучению экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или путем самообразования (профильный уровень).

Основными источниками учебной литературы, с которыми может быть использован учебник «Введение в предпринимательство» при изучении экономики на базовом уровне, являются следующие ранее массово изданные учебники:

И.В. Липсиц. «Экономика»;

В.С. Автономов. «Введение в экономику».

Основными источниками учебной литературы, с которыми может быть использован учебник «Введение в предпринимательство» при изучении экономики на профильном уровне, являются следующие ранее массово изданные учебники:

под редакцией А.Я. Линькова. «Экономика»;

под редакцией С.И. Иванова. «Основы экономической теории»;

Л.Л. Любимов. «Основы экономических знаний».

 

Методические рекомендации по использованию
на профильном уровне учебника
Л.Л. Любимов, М.А.Раннева  «Основы экономических знаний»

При создании этого учебника авторы исходили из задач ценностного формирования личности учащегося, а также его социально-экономического образа мышления и рационального поведения. Ценностными ориентирами при этом была этика индивидуализма и общечеловеческих ценностей, а также быстро выходящая сегодня на первый план институциональная этика. Данный этический комплекс способствует образованию у школьников чувства ответственности за решения, принимаемые ими как экономическими агентами, а также как гражданами своего отечества.

Учебник дает достаточный объем знаниевой подготовки не только для анализа текущей экономической информации на страницах и в эфире непрофильных СМИ («Известия», «МК», общие новостные программы и т.д.), но и для понимания текстов, размещаемых в таких СМИ как «Ведомости», «Коммерсант», «Итоги», «Эксперт». Это создает условия для закрепления основ аналитического аппарата экономической науки, пробуждает интерес к чтению специальной периодики, а затем и более фундаментальных материалов. В свою очередь, этот навык служит механизмом, создающим мотивацию к самообразованию, к выработке собственных суждений и к пониманию текстов все большей сложности.

Навык освоения материалов специализированных изданий — важный шаг, который идет уже дальше, чем начальная профилизация. Еще одной особенностью учебника «Основы экономических знаний» является то, что, будучи профильной информацией, он служит первым блоком академико-профессионального образования, который имеет значение протоблока.

Вся теоретическая часть полностью соответствует проекту ГОС. Практическая часть в учебнике минимизирована.

Учебник имеет специальное методическое сопровождение для учителя – учебное пособие «Принципы экономики». Авторы рассматривают учебник и пособие как единое целое, направленное на решение задач, связанных с освоением ГОС.

Задачи по развитию экономического мышления решаются намного лучше, если используются материалы, существенно превышающие минимум ГОСа. Минимум – это скорее нечто для запоминания, а не для развития мышления. Мышление достигается через многообразие и неповторение информации. Минимум к такому пониманию не ведет. В целом формирование личности для гражданского общества предполагает существенный объем переработанной информации именно по макроэкономике, поскольку в макроэкономической информации воплощаются  результаты политики - национальной (федеральных властей) и региональной властей.

 

[1]       Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемио-логическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top