Деятельность советских педагогов полностью подчинена цели, записанной в Программе КПСС: воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное бо­гатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Важным разделом этой работы должно являться и поло­вое воспитание.

Правильному половому воспитанию способствует сам социалистический образ жизни. В нашем обществе созда­ны все условия для здоровых, гармоничных, подлинно равноправных отношений между мужчиной и женщиной. Вместе с тем на уровне житейского понимания все еще встречаются такие представления о характере этих отно­шений, которые по справедливости можно расценивать как пережитки прошлого. В житейском понимании встре­чаются отголоски и церковной догматики, и мелкобуржу­азных взглядов. В связи с этим проблему полового вос­питания следует разрабатывать не только в узкоспеци­альном плане, но также и с широких мировоззренческих позиций.

Данный раздел последней главы нашей монографии на­зван «Система полового воспитания». Действительно, в нем мы постарались обосновать методологический фун­дамент, сформулировали цели и задачи полового воспи­тания, дали характеристику основных его недостатков. Этого достаточно, чтобы представить половое воспитание принципиально как научно разрабатываемую систему, и вполне оправдывает название раздела. Вместе с тем в на­шу задачу не входила выработка каких-либо детальных рекомендаций по половому воспитанию, и в этом смысле практически систему полового воспитания еще предстоит разработать.

Половое воспитание может быть правильным по общему плану, но его задачи по разным причинам могут оказать­ся невыполненными. Важнее рассмотреть неверно на­правленное половое воспитание. Дефектным следует счи­тать такое половое воспитание, которое дает ложное на­правление проявлениям сексуального развития ребенка или же подавляет их.

При этом следует подчеркнуть тесную связь этих двух результатов дефектного полового воспитания: подавление естественных проявлений сексуального развития обяза­тельно приводит к неверной их направленности; в свою очередь, неверная направленность полового воспитания вызывает торможение естественных проявлений сексуаль­ного развития. Поэтому выделение этих двух недостатков полового воспитания условно и оправдано главным об­разом по принципу первичности того или другого из них.

Цели и задачи полового воспитания, как и любого дру­гого раздела коммунистического воспитания, полностью определяются интересами общества. Половое воспита­ние охватывает ту часть деятельности человека, которая сводится к понимаемому в самом широком смысле взаи­моотношению между представителями мужского и жен­ского пола. Задача полового воспитания привить об­щественно полезные установки в различных аспектах этих взаимоотношений.

Литература по вопросам полового воспитания насчиты­вает более ста лет и многие сотни источников. Однако проблема полового воспитания все еще далека от раз­решения, и это не случайность, а вполне закономерное следствие самого характера ее разработки. До настоя­щего времени проблема не имеет четкой методологиче­ской основы, фактическая ее основа также не вполне доброкачественна.

В разработке проблемы полового воспитания можно выделить биологизаторское направление, вульгарно социологизаторское направление, а также большую группу работ, особенно в последние годы, авторы которых, стремясь уйти от методологических сложностей, пытают­ся решить ее чисто эмпирическим путем. Однако совер­шенно ясно, что любые попытки решить проблему поло­вого воспитания, не выделив ее методологические осно­вы и не разработав их, обречены на неудачу, и анализ специальной литературы убедительно все это подтверж­дает.

В педагогической и психологической литературе в приложении к подростковому возрасту нередко употребляются такие термины, как «кризис», «конфликт», «негативная фаза» (С. Холл, 1913; Ch. Btihler, 1927; П. Л. Загоровский, 1928; Л. С. Выготский, 1972 и др.). Объективной стороной этих понятий являются педагогические трудности подросткового возраста, а также и сложность его для самого подростка.

Согласно мнению Л. С. Выготского (1972), основной особенностью и главным противоречием подросткового возраста является несовпадение трех точек созревания — полового, общеорганического и социального. Несомнен­но, это несовпадение имеет место, как утверждал еще и И. И. Мечников (1904) Однако не это противоречие является движущей силой развития личности подростка, хотя оно и характеризует достаточно ярко сам подрост­ковый возраст. Развитие личности от самого рождения до полной зрелости — единый, неразрывный, диалекти­ческий процесс.

Происходящая в пубертатном периоде перестройка орга­низма обусловливает изменения состояния и самочувст­вия, настроения и поведения подростка, отражается на его работоспособности. В целом к процессу полового со­зревания как естественному этапу в развитии человека неприложимы какие-либо положительные или отрицательные определения, однако некоторые его проявления могут быть расценены как негативные, особенно с педа­гогических позиций.

Наиболее яркой особенностью состояния организма в начале периода полового созревания является снижение работоспособности и повышенная утомляемость. Это отрицательно сказывается на учебном процессе. Как отме­чает М. В. Антропова (1974), в возрасте 11 — 13 лет у школьников наблюдается наименьший прирост качест­венных показателей работы и практически отсутствует нарастание показателя, характеризующего степень диф­ференцирования условных раздражителей. Более того, в этом периоде работоспособность школьников ниже по сравнению не только с последующими, но даже и с пре­дыдущими классами. Лишь после 13—14 лет (у маль­чиков несколько позже) все эти показатели улуч­шаются.

Половое созревание — это целостный процесс, в резуль­тате которого человек достигает наибольшей степени вы­ражения своей принадлежности к мужскому или женско­му полу. Вместе с тем половое созревание — это инте­грация различных процессов, выделение которых имеет методическое и практическое значение. Среди них следует различать процессы подготовительного характера, формирование собственно репродуктивной функции, развитие личности и гражданское созревание человека.

Как мы уже отмечали, можно выделить две группы нарушений сексуального развития ребенка: а) нарушения по темпам этого процесса и относительной выраженно­сти отдельных его этапов; б) нарушения по содержанию процесса (формирование неверного чувства половой принадлежности, дефекты полового влечения — последние могут быть разделены на дефекты направленности влече­ния и дефекты в способах его удовлетворения).

Некоторые нарушения сексуального развития ребен­ка возникают значительно раньше периода полового созревания и с ним непосредственно не связаны, что лишний раз опровергает мнение о «сексуальной нейтрально­сти» раннего детства. К таким нарушениям относится наблюдающийся в основном у мужчин трансвестицизм — ощущение своей принадлежности к противоположному полу и стремление выступать в роли лица противополож­ного пола. Наиболее бросающимся в глаза признаком этого нарушения является стремление носить одежду противоположного пола, чем и определяется название (греч. vestis — одежда). В научных описаниях трансвестицизма (а впервые это было сделано еще в 1830 г.) подчеркивается, что уже в детстве у таких людей выявляются некоторые характерологические особенности про­тивоположного пола, что иногда сочетается и с отдельными соматическими особенностями (последнее, правда, не обязательно).

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top