Бадмаев Б. Ц.

Методика преподавания психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. —304с.

ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения

Основные функции лекции. В вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных заня­тий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и тео­ретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

Почему лекции в вузе придается такое значение? Потому что в условиях большего, чем в школе, демократизма вузовского обучения, когда студент приобретает знания главным образом в творческом поиске, выбирая стиль и форму самостоятельной ра­боты с научной литературой, лекция помогает ему выбрать пра­вильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают и ее функции.

Первая и, пожалуй, известная всем функция лекции — ин­формационная. Лекция информирует студента о достижениях науки, об основных положениях учебной дисциплины, раскры­вает особенности каждой конкретной темы или знакомит с от­дельной проблемой, решенной в науке или решаемой сейчас.

«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 12-13.

 

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Рожкова Аасе М И (Норвегия), Корепанова И А (Москва)

  • В современном мире происходят глобальные изменения, связанные с изменением способов коммуникации, отно­шения к окружающей среде, жизни в мультикультурной среде. Эти изменения затрагивают все сферы жизни человека. Как следствие, меняются требования к содержанию и форме образования, призванного подготовить человека реализовывать себя в изменяющемся мире.
  1. В существующих моделях выпускника ключевыми способностями, делающими человека успешным в меняющемся мире, являются: высокая чувствительность к инновациям, способность к самообразованию и саморазвитию, системный взгляд на ситуацию и способы анализа ситуации, умение работать в команде (специалистов смежных и других специальностей), умение использовать различные имеющиеся и постоянно появляющиеся информационные возможности, устойчивость к различного рода стрессовым воздействиям.

«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 331-332.


РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЙ

Ермаков П.Н, Абакумова И.В (Ростов-на-Дону)

За последнее десятилетие существенные изменения, затронувшие систему образования, произошли как во внешней (чисто организационной), так и во внутренней (научное осмысление проблем образования на уровне современного обще­психологического и общедидактического знания) сфере. Изменились структура образования, число учащихся в различ­ных учебных заведениях, умножились типы учебных заведений и характер предоставляемых ими образовательных услуг, увеличилось число лиц, занятых преподавательской, управленческой, консультативной, обслуживающей, исследователь­ской деятельностью.

«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 128-129.

 

ВОЗМОЖНА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ШКОЛАХ (КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Исенина Е.И. (Иваново)

Проблемы повседневной практики — произвол, эмоциональное, физическое и психическое насилие в школах застав­ляют задуматься о судьбе гуманистических и демократических реформ в школе, к которым общество так стремилось в конце 80-х.

Эти вопросы не случайны. По своей культуре, деятельности государства, ценностям общества Россия и Запад различны. В индивидуалистическом западном обществе основная ценность — индивидуальная уникальная личность. Основа государства на Западе — демократия. Россия относится к странам с коллективистской культурой и авторитарными установками. Можно привести ряд доводов в пользу возможности развития гуманизации обучения в наших школах 

«Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13-15 декабря 2005 г.): Материалы Второй национальной научно-практической конференции. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2005. – 380 с. – ISBN 5-98845-002-4. – С. 306-307.

МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: ЧТО ВЫБИРАЮТ СТУДЕНТЫ

Туленина Н.В., Смирнова М.М. (Екатеринбург)

В связи с изменением социального строя — переходом к демократии — эволюционируют все сферы общественной жизни, в том числе и система образования. В ней наблюдается тенденция к изменению стиля обучения. В настоящее время сосуществуют две основные модели организации процесса обучения: моноактивная и интерактивная. Моноактивные методы являются преобладающими методами современного образования. А интерактивные методы, хотя и были разработаны давно, только сейчас постепенно начинают приобретать более широкое распространение.

Рассмотрим специфику каждой модели обучения и покажем необходимость применения обеих систем при препода­вании психологии. С этой целью продемонстрируем особенности каждой из моделей и сравним их между собой.

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие -  М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.85-98, 134-147.

 

Переход от авторитарной к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиологическая функция образования

Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготов­кой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим, социально-нравственным и профессиональным развитием личности.

Одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творче­ства. Ее решение связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения».

Аксиологические идеи: универсальность и фунда­ментальность, гуманистических ценности, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб.пособие -  М: Издательский центр «Академия», 2003. -192 с. – с.74-84

 

Аксиологизация мирового образовательного пространства

 

Тенденции мирового развития:  1) ускорение темпов развития общества; 2) переход к постиндустриальному, информационному обществу; 3) высокая мобильность капиталов и рабочей силы, рост конкуренции; 4) сокращение сферы применения неквалифицированного и малоквалифицированного труда; 5) демократизация общества; 6) возникновение и рост глобальных проблем.

 

Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности — семинары, лабораторные работы, практикум, НИРС, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач. Процесс обучения сопровождается и завершается различными формами контроля.

На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

ЛЕКЦИОННЫХ КУРСОВ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Специальность: 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания

(технические дисциплины, уровень высшего образования)»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Астрахань

Работа выполнена на кафедре теоретической и общей электротехники

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Зайнутдинова Лариса Хасановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Латышев Владимир Леонидович

доктор педагогических наук, профессор

Везиров Тимур Гаджиевич

доктор технических наук, профессор

Петрова Ирина Юрьевна

Ведущая организация: Институт информатизации образования

Российской академии образования

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется переходом к инновационной модели развития науки, техники, технологий. Определены девять приоритетных направлений научно-технической политики страны на период до 2010 г. и на дальнейшую перспективу. При этом наивысший приоритет получило направление информационно-телекоммуникационных технологий и электроники. В этих условиях решающее значение приобретает проблема информатизации образования.

В настоящее время информатизация образования рассматривается как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, как погружение человека в новую интеллектуальную среду. К перспективным направлениям информатизации образования отнесены (Концепция модернизации Российского образования до 2010 года): разработка и оптимальное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а именно электронных образовательных изданий и ресурсов (ЭОИР), и расширение масштабов их внедрения в учебный процесс.

Методические указания разработаны с целью:
  • самоорганизации научно-методической работы управленческо-педагогического персонала;
  • оказания помощи управленческо - педагогическим работникам в разработке и оформлении научно-методической работы с учетом установленных единых норм;

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

 

ВИДЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

РЕФЕРАТ

 

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

 

ДОКЛАД

 

СТРУКТУРА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Приложение 1. Примерный перечень научно-методических тем

 

Приложение 2. Список рекомендованной литературы

 

Приложение 3.  Рекомендации по работе с источниками.

 

Приложение 4. Образец оформления титульного листа.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

К причинам, побуждающим управленческо - педагогический персонал образовательных учреждений создавать научно-методические разработки, можно отнести:

- потребность в саморазвитии;

- потребность поделиться накопленным опытом, наблюдениями, педагогическими находками, открытиями;

- отсутствие, недостаточность или просто неудовлетворительный уровень учебно-методической информации по каким – либо вопросам профессиональной деятельности;

- необходимость в позиционировании результативности своей деятельности и самоутверждении среди коллег.

Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Но независимо от причин, из-за которых педагог или административный работник  пишет научно - методическую разработку, он совершает акт творчества и поднимается на более высокую ступень профессионального мастерства.

Таким образом, научно-методическую работу педагога или административного персонала следует рассматривать как деятельность, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

 

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top