Жизнедеятельность организма заключается в осуществлении трех обобщенных функций: роста и дифферен­цировки; приспособления (адаптации); воспроизведения, а также целой иерархической системы все более локальных и частных функций, начиная с достаточно общих жизненных отправлений (дыхание, пищеварение, выделение и т. д.) и кончая функциями отдельных частей тела, органов и, наконец, клеток. Каждая из обобщенных функций является функцией всего организма в целом, однако воспроизведение, в сравнении с первыми двумя, относительно локализованная функция, что связано с существованием в организме двух групп клеток — соматических (тесных) и собственно репродуктивных (половых).

Представители почти каждого вида животных разде­ляются на два пола — мужской и женский, обладающих и целом идентичными процессами жизнедеятельности, но дополняющих друг друга при осуществлении репродуктивной функции. Принципиальная особенность репродуктивной функции — ее парный, дополнительный характер, что и определяет указанное разделение на два пола.

Наряду с половым в природе существует и неполовой способ размножения. Первый обладает существенными преимуществами, речь о которых пойдет ниже, и поэтому половое размножение стало фундаментальной закономер­ностью высокоорганизованной жизни.

Принципиальная особенность полового размноже­ния — объединение наследственного материала двух раз­ных особей; при этом клетка, из которой разовьется но­вый организм, получает значительно больше наследствен­ных задатков, чем если бы в ней повторялись свойства лишь одной особи. Поэтому каждый из представителей 10 одного и того же вида в чем-то отличается от других особей вида, и в целом последний имеет возможность очень тонко приспосабливаться к условиям существования. Ес­ли бы не было полового размножения, все потомки един­ственной, в данном случае материнской, особи были бы и равной степени хорошо (или плохо) приспособлены к среде и в случае ее изменения вид мог бы погибнуть, по­скольку то, что было бы губительно для одной особи, было бы губительно и для всех остальных.

Вопрос о природе и характере половых различий у чело-века нельзя рассматривать вне общественной оценки этих различий.
Абсолютная биологическая равноценность мужского и женского пола не означает абсолютной их идентичности; напротив, именно в различиях между ними и заключается смысл существования двух полов. Половая дифференциация основана, в первую очередь, на различной роли мужского и женского организма в осуществлении репродуктивной функции, однако у человека в силу его социальной природы половые различия не могут быть сведены лишь к этому. И мужчина и женщина играют в обществе свою социальную роль; при этом социальная роль женщины отличается от социальной роли мужчины и как таковая вполне самостоятельна. Эти различия не обусловлены лишь разделением обязанностей при осуществлении репродуктивной функции, так как социальная роль человека не сводится к его биологической роли.

Представленный выше анализ проблемы пола не исчер­пывает все ее аспекты, но достаточен для того, чтобы оце­нить содержательность понятия «пол человека». Дело в том, что человеку приходится существовать в особой среде, принципиально отличающейся от среды, в которой существуют любые другие, пусть и достаточно высоко организованные, животные. Это — социальная среда. Вне ее человека быть не может. Давно уже известно, что раз­вивающееся вне социальной среды существо человеческо­го рода не становится человеком, а остается на уровне животного, несмотря на все человеческие задатки.

Место гормонов в системе регуляции функций организма определяется тем, что каждый из них — чрезвычайно емкий носитель весьма специфической информации. За любым гормоном стоит некоторый процесс и, соответственно, за каждым процессом — определенный гормон. Это обусловливается как специфичностью действия гормона, так и принципиальной целостностью и единством организма: любой процесс, любая реакция имеют значение и должны оцениваться в масштабе всего организма.Однако отношение отдельных гормонов к отдельным процессам различно, и поэтому справедливо их разделение на гормоны, которые влияют преимущественно на обмен веществ (например, гормоны щитовидной и поджелудочной желез), на рост и дифференцировку тела (гормон роста и половые гормоны), на приспособление организма к различным условиям существования (гормоны надпочечников). Пожалуй, наиболее правильным было бы соотнести действие гормонов с обобщенными функциями организма и разделить их на морфообразующие, адаптивные и репродуктивные. Правда, и на этом уровне анализа выявляется тесная связь различных гормонов: репродуктивные гормоны имеют прямое отношение к формообразованию, и напротив, гормон роста имеет непосредвенное отношение к репродукции. Поэтому разделение гормонов на указанные выше три группы достаточно относительно, тем не менее оно вполне оправдано в интересах более глубокого рассмотрения отдельных аспектов регуляции функций организма.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top