Представленный выше анализ проблемы пола не исчер­пывает все ее аспекты, но достаточен для того, чтобы оце­нить содержательность понятия «пол человека». Дело в том, что человеку приходится существовать в особой среде, принципиально отличающейся от среды, в которой существуют любые другие, пусть и достаточно высоко организованные, животные. Это — социальная среда. Вне ее человека быть не может. Давно уже известно, что раз­вивающееся вне социальной среды существо человеческо­го рода не становится человеком, а остается на уровне животного, несмотря на все человеческие задатки.

Любое проявление жизнедеятельности человека приобретает особый, социально значимый характер вследст­вие существования человека в социальной среде. Отдель­ные аспекты жизни человека могут рассматриваться как чисто биологические лишь с учетом того, что при этом «биологическое» сознательно вычленяется из общей проблемы в интересах более детального рассмотрения, но в принципе оно «снято» в процессе происхождения человека, именно поэтому возникла особая, специфически человеческая биология, физиология, патология.

Для понимания социального значения, казалось бы, наиболее частных, сугубо функциональных проявлений жизнедеятельности человека важен принцип целостности. Любое явление в организме человека не может рассматриваться само по себе, вне анализа человека как целого. А в свою очередь, человек в целом не может рассматриваться вне социальной среды.

Удовлетворение личных потребностей, естественные отправления, в том числе и удовлетворение полового ин­стинкта, рассматриваемые сами по себе, «носят живот­ный характер», они не являются еще истинно человече­скими, если они оторваны от общественной деятельности и ,превращены в «последние и единственные конечные це­ли» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 564). Если же человек утрачивает свой человече­ский образ в сфере социальной деятельности, то он не может утвердить себя как человек и в «личной жизни», где он, казалось бы, находится вне общества (О. Г. Дробницкий, Т. А. Кузьмина, 1967).

Вопрос о соотношении биологического и социального весьма актуален; он имеет прямое отношение ко многим важным проблемам, в первую очередь проблемам такого масштаба, как сущность человека и человеческого обще­ства, возможность и способы его преобразования, взаи­мосвязь человека и общества, человека и природы и т. д. Прямое отношение к нему имеет и проблема пола и поло­вого созревания.

Как справедливо указывал В. С. Дерябин, «период полового созревания есть в то же время и период психи­ческого созревания и развертывания высших духовных способностей. В это время начинает складываться насто­ящий облик человека и выявляются перспективы лично­сти… Вместе с половой зрелостью начинает складываться психическая индивидуальность, происходит освобожде­ние от родительского авторитета и от влияния ближай­шего окружения и переход к самостоятельности взросло­го человека» (1974, с. 108—109).

Широкая проблема «пол человека», взятая в процессе становления и развития, и является проблемой полового созревания. Поэтому правильно представить проблему полового созревания можно, лишь рассматривая во всех аспектах проблему пола, и наоборот.

Все изложенное в данной главе, на наш взгляд, достаточно убедительно характеризует фундаментальность понятия «пол человека» и принципиальную его несводи­мость к репродуктивным моментам, хотя в зависимости от аспекта рассмотрения они и могут оказываться на оп­ределенное время в центре внимания.

Вопрос о соотношении биологического и социального в приложении к проблеме пола и полового созревания не нашел еще методологически удовлетворительного реше­ния. Если в 20-е годы высказывался ряд вульгаризатор­ских положений, справедливо подвергшихся критике, то в последующем эта проблема вообще почти не затрагива­лась. Для высказываний, получивших известность в 20-е годы, характерна недооценка роли социальной среды, социальных отношений. «Все, что есть в теле и «душе» че­ловека лучшего, все зависит от половых гормонов. Они именно и делают человека человеком» (А. В. Немилов 1929, с. 26). Ему принадлежит и следующее высказыва­ние: «Развитие высших мозговых центров в степени, какой нет ни у какого другого живого существа, и развитие органов с внутренней секрецией опять в размерах, превосходящих всех других животных, вызвало у Homosapiens такой рост сознания, что он не только отделяет, но даже и противопоставляет себя остальной природе. Вряд ли необходимо специально анализировать ошибочность этих положений.

Диалектика «социального» и «биологического» ярко выявляется в проблеме полового созревания и полового воспитания. Совершенно ясно, что только содержательное понятие «пол человека» может служить основой для со­здания системы полового воспитания, и как половое у человека несводимо к репродуктивному, так и половое вос­питание в принципе несводимо к сексологии и не может быть ею ограничено.

Половое созревание — сложный процесс, который можно рассматривать, делая акцент на том или ином его компоненте. При этом возможны различные, по-своему верные, но частные определения этого процесса. Необходимо, однако, определение, которое, будучи достаточно общим и содержательным, отражало бы методологический подход к проблеме. Такого определения пока дано небыло. Имеющиеся в литературе определения полового созревания характеризуются кардинальным недостатком: их авторы не делают различия в подходе к половому созреванию у человека и животных. Это — грубый биологиЗМ? так как, несмотря на значительное количество хоДных моментов, в половом созревании человека есть V принципиальные особенности, обусловленные социаль­ной его природой.

В качестве примера представим следующие определе­ния полового созревания, заимствованные из специально посвященной половому развитию книги Б. Т. Донована, Дж. Дж. ван дер Верф Тен Боша, вышедшей в русском переводе (1974, с. 9).

«Пубертатный период представляет собой этап индивидуального развития, характеризующийся главным об­разом способностью половых желез вырабатывать функ­ционально активные гаметы, а также способностью и воз­можностью индивидуума участвовать в процессах раз­множения» (F. Crew, 1931). «Пубертатный период, или период полового созревания, характеризуется появлени­ем конституциональных изменений, обеспечивающих пол­ную дифференцировку полов. В этот период впервые по­являются вторичные половые признаки и увеличиваются репродуктивные органы» (F. Marshall, 1922). «Половое созревание — это период, когда впервые появляется ре­продуктивная функция, т. е. начинают выделяться поло­вые клети» (S. Asdell, 1946), «Пубертатный период… такой этап развития организма, когда половые железы выделяют гормоны в количестве, достаточном для того, чтобы вызвать ускорение роста первичных и появление вторичных половых признаков» (В. Т. Donovan, J. J. van der Werff Ten Bosch, 1965).

Легко убедиться, что оперативными единицами этих определений являются частные элементы — половой гор­мон, половая клетка, половой орган, или же половое со­зревание сводится только к собственно репродуктивной Функции, что недостаточно, а потому и неверно, когда и поскольку речь идет о человеке. И наконец, явно смеши­ваются период и процесс полового созревания, что явля­ется логической ошибкой.

Единственное понятие, соотносимое с половым созре­ванием,— понятие пола, через которое половое созревание и должно определяться. Понятие пола достаточно содержательно и включает все те моменты, которые использованы в представленных выше определениях полового созревания, однако оно содержит и еще многое характерное для человека как социального существа, что и было показано выше.

В принципе любой процесс наиболее полно может быть определен не столько по своим признакам (проблема различения— практическая проблема, в данном контек­сте не имеющая существенного методологического содер­жания) и даже не столько по своему механизму, сколько по тому результату, на который он как бы направлен. Поэтому: половое созревание — процесс, в результате ко­торого организм достигает наибольшей степени выраже­ния своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизоваться

Рекомендуемые статьи

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top