Для аргументации управленческих решений необходима доказа-
тельная аналитическая информация, которая может быть получена
путем измерений, расчетов, моделирования, обработки статистики.
Формирование навыков извлечения первичной и аналитической

информации составляет значительную часть учебного времени сту-
дентов-менеджеров и обеспечивается различными видами лабора-
торного практикума.
Основной объем лабораторных работ осуществляется по сле-
дующим дисциплинам: вычислительная техника, информационные
технологии, исследование систем управления, статистика, управле-
ние качеством, безопасность жизнедеятельности и устойчивое раз-
витие, специальные дисциплины, финансы и кредит, управленче-
ское решение.


Некоторые дисциплины для проведения лабораторных работ
требуют специальных лабораторий, измерительных установок. Но
большая часть лабораторий — компьютерные, связанные с обработ-
кой информации.
Динамичные условия рыночной экономики побуждают специа-
листов по управлению автоматизировать свою деятельность путем
применения различных средств обработки информации. Создание
информационных систем предлагает наличие следующих элементов:
- данных об объекте управления;
- формализованных связей, методов их анализа и агрегирования;
- технических ресурсов для реализации.
В лабораторном практикуме вуза могут применяться автоматизи-
рованные обучающие системы, имеющие специфику в предоставле-
нии информации студенту в порядке, который обеспечивает наилуч-
шее усвоение учебного материала. Основу таких систем составляют:
базы данных, базы знаний различных типов, операционные системы,
системы накопления опыта в виде элементов логики и оперативного
манипулирования, блоки функциональных модулей (семантических,
аналитических, сетевых), генераторы событий.
Основные навыки в работе с информацией формируются путем
применения в учебном процессе профессиональных систем.
Рассмотрим подробнее некоторые системы, применяемые в
учебном процессе по специальности «Менеджмент организации».
Система «Project Expert». Система не требует специальных знаний
и навыков по использованию компьютера и разработана в виде ис-
полняемого модуля. Дружественный интерфейс системы и подробное
руководство пользователя позволяют без затруднений провести все
процедуры подготовки, ввода и обработки данных, включая процеду-
ры финансового анализа и печати результатов.
Project Expert имеет в своем составе инструментальные средства,
позволяющие профессионально провести детальный финансовый
анализ проекта. Для проведения расчетов в системе Project Expert ис-
пользуется универсальная имитационная динамическая модель денеж-
ных потоков, позволяющая не только рассчитать основные финансо-

вые показатели эффективности проекта в различные периоды време-
ни, но и выработать наиболее рациональную стратегию его реализа-
ции посредством ранжирования набора факторов, отражающих воз-
можные варианты развития проекта в сложных условиях переходного
периода экономической системы России.
В процессе анализа используются следующие данные.
1. Общеэкономические факторы, характеризующие социально-
экономическую среду и отрасль:
- прогнозируемое соотношение курсов валют (рубля к доллару
США);
- прогнозируемые по годам показатели инфляции, в том числе,
по следующим составляющим в структуре поступлений и за-
трат: изменения рыночных цен на готовую продукцию или ус-
луга, изменения стоимости материалов, сырья и комплектую-
щих изделий, изменения затрат на заработную плату, измене-
ния уровня затрат на общие оперативные, торговые и админи-
стративные издержки, изменения стоимости активов, измене-
ния уровня процентных ставок по банковским кредитам;
- условия (задержки) взаимных платежей за продукцию или ус-
луги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках и за по-
ставки материалов и комплектующих изделий для обеспечения
производственного процесса, приобретаемые как на внутрен-
нем, так и на внешнем рынках;
- уровни налогов различных типов;
- уровни процентных ставок по банковским кредитам в рублях и
валюте.
2. Календарный инвестиционный план, включая:
• структуру инвестиций;
• объемы затрат, даты и сроки выполнения различных стадий
проекта.
При этом система автоматически строит сетевой график проекта
практически любой сложности.
3. Факторы, характеризующие рынок и сбыт продукции:
- прогнозируемые физические объемы сбыта каждого вида
продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках;
- цены единиц каждого вида продукции на внутреннем и внеш-
нем рынках;
- условия реализации продукции (услуг) на внутреннем и внеш-
нем рынках (в кредит, с предоплатой, лизинг);
- уровень комиссионных вознаграждений за реализацию про-
дукции (услуг);
- потери при продажах (брак, безнадежные платежи);

- запасы готовой продукции (услуг) в зависимости от колебаний
спроса на рынке.
4. Факторы, характеризующие производство продукции и услуг:
- прямые (переменные) издержки на производство единицы
продукции, в рублях и валюте;
- общие (оперативные, торговые и административные) издерж-
ки, в рублях и валюте;
- запасы сырья, материалов и комплектующих изделий.
5. Факторы, характеризующие финансовую стратегию проекта:
- собственный (акционерный) капитал в рублях и валюте;
- заемный капитал (долгосрочные и краткосрочные кредиты) в
рублях и валюте.
Результаты финансового анализа представлены следующими от-
четными формами: отчет о доходах и расходах, движение денежных
потоков, баланс.
Для оценки финансовой эффективности проекта рассчитываются
следующие показатели: доход на активы, доход на собственный (ак-
ционерный) капитал, доход на инвестиции, доход с оборота; крити-
ческая производственная программа по каждому из продуктов или
услуг; прирост собственного (акционерного) капитала; срок окупае-
мости проекта; внутренняя норма прибыли; чистый приведенный
уровень дохода; индекс прибыльности; показатели платежеспособно-
сти и ликвидности; показатели оборота запасов и поступлений.
Все показатели эффективности проекта и форма их представле-
ния полностью соответствуют международным стандартам и понятны
для представителей деловых кругов любых без исключения государств
с развитой рыночной экономической системой. Для наглядности ре-
зультаты финансового анализа оформлены в виде таблиц и графиков,
которые могут быть выведены на печать.
В системе Project Expert предусмотрены средства, которые позво-
ляют экспертам по множеству критериев проанализировать риск
проекта, выделить факторы наибольшего риска и прокомментировать
причины их возникновения.
В учебном процессе данная система применяется по отдельным
ее фрагментам в дисциплинах «Стратегический менеджмент», «Фи-
нансы и кредит», «Финансовый менеджмент», «Управленческое ре-
шение», «Инновационный менеджмент».
Система «1С-Бухгалтерия». «1С-Бухгалтерия» — это универсальная
бухгалтерская программа, которая настраивается на требования поль-
зователя, изменения законодательства, дополнительных форм учета и
поэтому пользуется спросом на рынке программных продуктов.
Функции системы: ввод проводок; формирование оборотов, кар-
точек, отчетов, главной книги, учет движения денег по кассе; фор-

мирование платежных документов, отчетов для налоговых органов;
учет договоров; учет наличия и движения товаров; расчеты с комму-
никациями и поставщиками; учет материалов на складе; учет основ-
ных средств; учет готовой продукции; расчет заработной платы; ве-
дение информации и получение итогов по счётам, субсчетам и объ-
ектам аналитического учета.
К достоинствам «1С-Бухгалтерии» относятся:
- обработка данных в денежном и натуральном выражении;
- получение основных итогов в «реальном» времени;
- быстрый поиск информации;
- формирование отчетов за любой период;
- возможность использования производственных первичных до-
кументов;
- многовалютный учет;
- многоуровневый аналитический учет;
- возможность формирования произвольных отчетов;
- одновременный ввод информации с нескольких рабочих
мест;
- одновременная работа в разных периодах с поддержкой ито-
гов в актуальном состоянии;
- администрирование с разграничением прав доступа.
Настройка системы может осуществляться на предприятия тор-
говли, промышленности, малого бизнеса, государственных учрежде-
ний и предприятий, в качестве учебных и профессиональных версий.
Разработчик системы — фирма «1С».
Система «1С-Бухгалтерия» применяется в качестве лабораторий
по дисциплинам «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ»,
«Управленческое решение», «Финансовый менеджмент».
Справочная правовая система «Гарант». В системе «Гарант» ис-
пользована уникальная технология обработки и предоставления ин-
формации. Гипертекстовая среда дает возможность быстрого перехо-
да от одного документа к другому по ссылкам, встречающимся в
тексте, позволяет сочетать максимальную скорость поиска со специ-
альными средствами прослеживания взаимосвязей между различны-
ми нормативными актами.
Фирма «Гарант—-Сервис» производит инкорпорацию документов,
включаемых в систему «Гарант». В текст документа вносятся измене-
ния и дополнения, удаляются утратившие силу части документа,
добавляются новые нормы. Таким образом, все нормативные акты
находятся в контрольном состоянии. Кроме того, каждый документ
сопровождается комментариями, ссылками на официальные источ-
ники опубликования и перечнем нормативных актов, вносящих изме-

нения или дополнения. Пользователь может легко проследить «жизнь»
документа, обратиться к текстам его предыдущих редакций.
Банк данных системы содержит разделы: «Экономическое законода-
тельство», «Таможенный контроль», «Банковское законодательство»,
«Земля, природопользование, природоохрана», «Московские норма-
тивные акты», «Формы правовых документов» (более 500 типовых об-
разцов деловых бумаг для предприятий), База нормативных актов Рос-
сии на английском языке (более 2 500 документов).
Актуализация информационного банка системы «Гарант» произ-
водится ежедневно. Новые документы доставляются пользователям
всеми видами связи, курьером или спецпочтой.
Возможности системы:
- 5 режимов сверхбыстрого поиска;
- ускоренный контекстный поиск (никаких ограничений на ко-
личество букв в слове);
- поиск по официальным реквизитам документа (дата, номер,
орган);
- поиск по ключевым словам;
- хронологический поиск;
- поиск по разделам меню;
- возможность перехода по выделенной ссылке в тексте от одно-
го документа к другому;
- многооконный режим и система установки «закладок» для
сравнительного анализа нормативных актов;
- встроенный редактор для подготовки справок, обзоров, разъ-
яснений с использованием текстов документов.
Разработчик системы НПП «Гарант — Сервис». Система применя-
ется во многих дисциплинах базовой и специальной подготовки
менеджеров.
Система «Корпорация». Решение управленческих задач. Система «Кор-
порация» предлагает пользователю перспективные направления по-
иска в виде обобщенных принципов решений, но не дает точных
конкретных ответов, поэтому ее основное назначение — поддержка
процесса решения управленческих задач.
Принцип работы системы «Корпорация». Пользователь формулиру-
ет проблему.
Примеры формулировок проблем:
- нужно повысить качество выпускаемой продукции, но это
невозможно из-за нехватки средств на новое оборудование;
- хотелось бы увеличить получаемую фирмой прибыль, но это
может привести к перегрузке работников;
- демократизация отношений в коллективе — это хорошо, но
при этом фирма может потерять управляемость;

- хотелось бы и в дальнейшем поддерживать конструктивные
отношения с профсоюзом, но на это уходит масса времени;
- повышение производительности приведет к потере гибкости,
предприятие не сможет быстро перестраиваться на выпуск но-
вой продукции.
Формулировка проблемы в системе «Корпорация» состоит из
следующих этапов:
1. Выбор и уточнение объекта изменений (того, что нужно улуч-
шить): структура организации; миссия, ценности организации; системы
(функционирование); ресурсы организации; управление организацией;
взаимоотношения с внешним окружением; взаимоотношения внутри
организации; результаты деятельности; организационная культура.
2. Определение ограничений: почему это изменение (улучшение)
сложно или невозможно осуществить, что этому мешает.
Что предлагает система «Корпорация»: обобщенные принципы ре-
шения проблем; развернутые формулировки этих принципов; перечни
контрольных вопросов, помогающие от принципа перейти к конкрет-
ному решению; пословицы, отражающие сущность принципов; образ-
ные формулировки возможных решений; графические образы решений;
примеры решений организационных проблем в соответствии с пред-
лагаемым принципом.
Ответы системы «Корпорация» можно использовать как: варианты
концепций решения; возможные направления действий; информа-
цию к размышлению; начало цепочки ассоциаций; тему для «мозго-
вой атаки».
Выбор решения в каждой конкретной ситуации остается за поль-
зователем.
Разработчик системы: компания «Процесс Консалтинг», г. Москва.
Система применяется в курсе «Управленческое решение».
Пакет программ по обслуживанию тестирования знаний студентов.
Программный комплекс осуществляет машинное тестирование по
заданной теме(ам) с сохранением итоговой суммы баллов и време-
ни, затраченного тестируемым на ответ.
Пакет состоит из 2 модулей:
1. Программа обработки результатов, которая производит сбор
информации (с клавиатуры) об участниках тестирования, сохраняет
эту информацию.
2. Программа проведения тестирования по следующим темам:
- Экономикс (20 вопросов);
- Экономика предприятия (20 вопросов);
- Статистика и бухгалтерский учет (20 вопросов);
- Финансы предприятия (20 вопросов);
- Маркетинг (20 вопросов);

- Национальное счетоводство (20 вопросов);
- Микроэкономика (20 вопросов);
- Макроэкономика (20 вопросов);
- Отраслевая экономика (20 вопросов);
- Менеджмент (32 вопроса).
Программа имеет возможность задавать как текстовые, так и
графические вопросы (время на обдумывание в секундах).
Ответ необходимо ввести до истечения заданного преподавате-
лем интервала времени. Счетчик оставшегося времени находится в
правом верхнем углу экрана. Если студент не уложился в отведен-
ное время, засчитывается неправильный ответ.
Пакет программ применяется при подготовке к итоговому вы-
пускному экзамену, а также по отдельным предметам.
Разработчик ППП — Кафедра менеджмента ГУУ.
Справочно-обучающая и тестирующая система «Тесты для оценки
уровня профессиональной подготовки в области налогообложения, пред-
принимательства и бухгалтерского учета». Тесты предназначены для
контроля уровня подготовки и повышения квалификации работников
бухгалтерских и финансовых служб предприятий, для самостоятельной
подготовки к квалификационным экзаменам, а также для руководите-
лей предприятий при оценке профессиональной подготовленности
бухгалтеров, принимаемых в штат предприятия, для оценки знаний
студентов, обучающихся по экономическим специальностям.
Вопросы теста охватывают все аспекты ведения бухгалтерского
учета. Ответы на вопросы предполагают одновременно владение тео-
ретическими основами бухгалтерского учета и практическими навы-
ками ведения регистров бухгалтерского учета. Вопросы теста состав-
лены с учетом анализа наиболее часто встречающихся ошибок в ве-
дении бухгалтерского учета на предприятиях, которые существенно
влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Комплекс состоит из четырех тестов:
I. Бухгалтерский учет (10 тем по 30 вопросов);
II. Налогообложение в РФ (4 темы по 30 вопросов);
Ш.Правовое обеспечение бизнеса в РФ (6 тем по 30 вопросов);
IV: Правовые основы, регулирующие аудиторскую деятельность в
РФ (30 вопросов).
Система применяется в учебном процессе в качестве лаборатор-
ных работ по предметам «Бухгалтерский учет», «Экономичесикй ана-
лиз «, «Налогообложение», «Хозяйственное право».
Разработчик системы — фирма «Унисон», г. Москва.
Сеть «Internet». Internet — это глобальная международная сеть
компьютерных сетей. Internet децентрализована, то есть каждая сеть
имеет местное управление. Самой Internet не владеет никто, но поль-

зуются все. Управляется глобальная сеть Ассоциацией Internet
(JSOC) — добровольным сообществом исследователей. Internet берет
свое начало с 1969 года с создания системы ARRANet (сеть передо-
вых исследовательских проектов) при Министерстве обороны США.
В 1980-е годы Национальный научный фонд США основал сеть
NFSNet, которая была разработана для того, чтобы обеспечить дос-
туп к нескольким суперкомпьютерам для своих главных пользовате-
лей, а в 1988 году она заменила сеть ARRANet, став общенациональ-
ной сетью на всей территории США. Вскоре Internet стала включать
в себя некоторые сети, которые осуществляли связь с помощью меж-
сетевых шлюзов, которые стали частью Internet. Развиваясь, эти сети
распространились по всему миру.
В структуре Internet выделяют сети нескольких уровней: нацио-
нальные (общегосударственные); региональные; общеуниверситетские.
Внутренняя организация Internet основана на технологии, называемой
гипертекстом, которая позволяет организовать текстовую информа-
цию нелинейным способом, используя связи внутри документов и
между ними. Современные возможности Internet позволяют комплексно
представлять информацию, то есть передавать текстовые документы,
графические изображения, фотографии, видеоклипы и звук. Такая
технология получила название гипертекст с мультимедиа.
В Internet представлено большинство крупных международных ор-
ганизаций и университетов, правительства стран устанавливают на-
циональные информационные инфраструктуры, планируется создание
Всемирной информационной структуры. Состав информации, пред-
ставленной в Internet, разнообразен, без преувеличения можно ока-
зать, что там есть все: биржевые сводки и издания классиков, сбор-
ники рефератов и прогноз погоды, каталоги электронных схем и
музыкальные хиты, электронные версии популярных печатных изда-
ний, экспонатов музеев и картинных галерей, библиотеки драйверов
и цены на любые товары.
Каждый пользователь, в том числе университетская сеть или ча-
стное лицо, работающее с компьютером в домашних условиях, могут
стать пользователями Internet.
Распоряжением Правительства РФ № 1319-р от 29 августа 1996 г.
была создана комиссия из представителей ГК РФ по науке и техно-
логиям, Министерства общего и, профессионального образования
РФ, Российского Фонда фундаментальных исследований и Фонда
Сороса для координации работ, связанных с созданием в универси-
тетах России центров доступа к Internet и осуществления на их базе
разработки и экспертизы проектов в гуманитарных областях.
В перечень университетов вошлЬ 32 вуза, в том числе государст-
венные университеты Алтайский (г. Барнаул), Амурский (г. Благове-

щенск), Воронежский, Дагестанский (г. Махачкала), Иркутский, Но-
восибирский, Омский, Ростовский, Тверской, Тульский, Уральский
(г. Екатеринбург), Ярославский и др.
Приказом Министерства общего и профессионального образова-
ния РФ от 31 марта 1997 г. № 551 «Об организации дальнейших ра-
бот по проведению единой технической политики в области созда-
ния и распространения учебной техники для учебных учреждений
всех уровней образования» создан Межрегиональный центр «Учебная
техника и образовательные технологии». Поставленная перед Цен-
тром задача реализуется в следующих практических направлениях:
- создание опорного узла связи Internet и электронной базы дан-
ных по средствам обеспечения образовательного процесса;
- разработка автоматизированных универсальных средств под-
держки и сопровождения образовательного процесса;
- научно-методическое руководство деятельностью образователь-
ных учреждений при создании автоматизированных лаборато-
рий и практикумов удаленного доступа в соответствии с прика-
зом Министерства общего и профессионального образования
РФ от 08.01.98. № 21;
- создание распределенной среды знаний по средствам сопрово-
ждения и поддержки образовательного процесса с унификаци-
ей предоставления данных, в том числе электронных прототи-
пов практических приложений, испытательных стендов и т.п.;
- формирование открытой базы данных по имеющимся средствам
поддержки и сопровождения образовательного процесса;
- переподготовка и повышение квалификации в сфере новых об-
разовательных технологий.
В настоящее время в Межрегиональном центре создан опорный
сетевой узел Internet с оптоволоконным выходом и интеграцией пре-
доставления услуг, оптоволоконных каналов и локальных сетей, ус-
луг по установке аппаратных средств, обучению персонала, конфигу-
рированию программного обеспечения.
На базе научно-методического совета «Создание автоматизиро-
ванных лабораторий и практикумов удаленного доступа (АЛП УД)» и
Концепции АЛП УД осуществлены проекты по постановке на опыт-
ную эксплуатацию лабораторий удаленного доступа. Подготовлен про-
ект ОСТа автоматизированных лабораторий и практикумов удален-
ного доступа. Разработана на платформе Informics и доступна в Internet
открытая база данных по специализированному оборудованию
лабораторий.
Электронный словарь. Русскоязычные модели электронного сло-
варя типа «Партнер» реализованы на базе лингвистического карман-
ного микрокомпьютера, осуществляют переводы текста, связь через

Internet, оснащены высококачественным синтезатором речи и про-
фессиональным органайзером.
Основные функции: англо-русский и русско-английский словарь
на 1 000 000 слов; программа автоматического перевода текстов «Со-
крат»; синхронизированная связь с персональным компьютером; пере-
дача факсов; электронная почта; цифровой диктофон; туристический
разговорник на 10 000 английских, испанских, немецких, француз-
ских, итальянских и голландских фраз с русскими переводами; теле-
фонный справочник с кодами на 2 000 номеров; органайзер объемом
2 Мгб; дополнительные функции (путеводитель, игровой центр, ма-
тематический и графический калькулятор, математические формулы,
конвертация валют, перевод системы мер и весов).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top