Основой организации учебного процесса в вузе является Госу-
дарственный образовательный стандарт по конкретной специально-
сти или иная, принятая вузом, программа обучения, аттестованная
Министерством образования РФ, и учебный план.


Всего за 5 лет очного обучения специалиста по менеджменту им
выполняется большое количество учебных работ, общее количество
предметов достигает 46—50. Изучение некоторых из них сопровожда-
ется курсовыми проектами, курсовыми работами и рефератами,
экзаменами, лабораторными работами или домашними расчетными
заданиями. Каждая их четырех производственных практик заверша-
ется подготовкой и защитой отчета о практике.
Объем учебной нагрузки за весь период обучения составляет более
8 тыс. учебных часов. Студентам приходится проделывать сложную и
утомительную работу по освоению новых знаний, систематизации и
переосмыслению представлений о хозяйственной практике и системе
отношений в обществе, их правовой основе, заниматься не только на
аудиторных плановых занятиях, но и самостоятельно, изучая специ-
альную литературу, периодические издания и законодательные акты.
Учебный план по специальности предназначен для упорядочения
учебного процесса в вузе по семестрам и годам обучения. При этом
вузом формируется последовательность изучения дисциплин, само-
подготовки, консультаций, сдачи зачетов и экзаменов, лабораторных
работ, факультативов и практики, а также часовая учебная нагрузка
по отдельным дисциплинам и по комплексу дисциплин' на каждый
день рабочей недели.
Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все
виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен
превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных заня-
тий студента не должен превышать за период теоретического обуче-
ния, в среднем, 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не
входят обязательные практические занятия по физической культуре и
занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярно-
го времени в учебный год должно составлять 7-10 недель, в том числе
не менее двух недель в зимний период.
Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла-
ном вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются в пределах часов,
отводимых на изучение определенной дисциплины.
В процессе формирования и корректировки учебного плана вуз
имеет право:
• изменять объем часов, отводимых на освоение учебного мате-
риала: для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, вхо-
дящих в цикл — в пределах 10% без превышения максимального объ-
ема недельной нагрузки студента и при сохранении минимального
содержания;
• устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гу-
манитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностран-
ного языка и физической культуры), общих математических и естест-
веннонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема
часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин;
• осуществлять преподавание общих гуманитарных и социаль-
но-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур-
сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальньгх прак-
тических занятий, заданий и семинаров по программам, разработан-
ным в самом вузе и учитьгвающим региональную, национально-этни-
ческую, профессиональную специфику, также и научно-исследователь-
ские предпочтения преподавателей, обеспечивающим квалифициро-
ванное освещение тематики дисциплин;
• устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных раз-
делов дисциплин, входящих в циклы общих математических и есте-
ственнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного на-
правления.
Выполнение мероприятий учебного плана осуществляется группой
кафедр вуза, среди которых одна является ведущей (выпускающей ка-
федрой). В ее функции входит координация учебного процесса по спе-
циальности, по составу дисщшлин, их содержанию, очередности изуче-
ния, специфике форм активизации интересов слушателей.
Каждая из кафедр самостоятельно обеспечивает изучение дисцип-
лин необходимыми учебно-методическими пособиями, перечень и под-
готовка которых контролируются выпускающей кафедрой. По каждо-
му предмету учебного плана преподавателями формируются учебные
Рабочие программы, согласуемые с УМО.
К услугам студентов вузами предоставляются библиотечные фон-
ды, методические кабинеты кафедр, поточные и специализированные
компьютерные классы, учебные и профессиональные компьютерные
системы. В условиях коммерциализации образовательных услуг часть
Из них может быть платной и находиться в ведении центра платных
Услуг, функционирующего на правах факультета вуза.
В целях установления обратной связи по качеству образовательного
процесса в вузах практикуется периодическое анкетирование студентов

по их оценкам преподавателей, анализу причин неуспеваемости или
низкой посещаемости занятий, взаимной аттестации и рейтингу, отно-
шению к дисциплинам специализации или факультативам.
Непосредственное взаимодействие студенческой среды и админи-
страции вуза выполняется деканатами и учебной частью вуза, инсти-
тутом кураторов образовательных потоков, формируемым из предста-
вителей вьшускающих кафедр, старостами учебных групп, избираемых
студентами, представителями общественных организаций вуза (проф-
союза, ассоциации, клуба).
Важное направление учебного процесса — обеспечение взаимо-
действия вуза и предприятий в период прохождения студентами про-
изводственной практики. Проведение производственной практики
студентов организуется по договору вуза и предприятия на платной
основе. Студенты оформляются на практику в отделе производствен-
но-технического обучения предприятия или, если такого нет, в отде-
ле кадров.
Предприятие во время практики обязано:
- проверить персонально прибытие студентов на практику по
направлению вуза;
- выдать пропуска;
- приказом назначить руководителя практики от предприятия;
- обеспечить выполнение программы практики и календарного
графика перемещения студентов по рабочим местам;
- ознакомить студентов с предприятием;
- провести инструктаж по технике безопасности и пожарной про-
филактике;
- предоставить студентам возможность пользоваться имеющей-
ся на предприятии литературой, технической и другой доку-
ментацией.
Проверка выполнения программы практики осуществляется в
форме текущего и итогового контроля руководителями практики от
предприятия и вуза. Студенты могут во время практики работать на
оплачиваемых должностях.
При подготовке к проведению практики руководитель практики
от выпускающей кафедры обязан:
- изучить со студентами программу и учебно-методическую до-
кументацию по проведению практики;
- ознакомить студентов с содержанием и особенностями заклю-
ченного с предприятием договора на проведение практики;
- ознакомиться с группой студентов, направляемых на практику
под его руководством (академической успеваемостью, дисцип-
линой);

- согласовать план проведения теоретических занятий и экскурсий
во время практики, составить список руководителей практики от
предприятия, распределить студентов по рабочим местам;
- ознакомить руководителей практики от предприятия с про-
граммой практики, графиком перемещения студентов по рабо-
чим местам и согласовать с ними содержание индивидуальных
заданий;
- ознакомить студентов с окончательно согласованным графи-
ком прохождения практики, распределением по рабочим мес-
там и познакомить с руководителем практики от предприятия;
- систематически контролировать выполнение графика практики
и консультировать студентов по вопросам выполнения про-
граммы практики;
- систематически информировать кафедру о ходе прохождения
практики, о всех случаях грубого нарушения дисциплины и
техники безопасности студентами немедленно сообщать заве-
дующему кафедрой;
- на заключительном этапе проведения практики проверить и
подписать отчеты, помочь руководителю от предприятия в со-
ставлении характеристик на каждого студента, участвовать в
принятии зачетов по практике, проверить сдачу всеми студента-

ми пропусков предприятия;
- организовать отъезд студентов с предприятия в срок, установ-
ленный учебным планом.
Учебно-методическая работа выпускающей кафедры по специ-
альности контролируется учебно-методической комиссией и Ученым
советом вуза, а со стороны государства — главным управлением обра-
зовательных профессиональных программ и научно-методическим
Советом Министерства образования РФ, экспертными советами по
блокам дисциплин и экспертами УМО по специальности «Менеджмент
организации». Основной формой внешнего контроля вузов являются
инспекционные проверки в период их аттестации.
Организация рынка образовательных услуг в России прегериевает
значительные изменения. Тенденции его развития как сферы пред-
принимательской деятельности в ряде европейских стран (Германия,
Норвегия, Польша), Канаде и США выявили новую форму орга-
низации учебного процесса — дистанционную, которая получает ин-
тенсивное распространение. В США, например, более 400 тыс. чел.
учатся дистанционно, то есть сидя за компьютером, подключенному к
Интернету. В Стенфорде большая часть студентов по крайней мере
одну дисциплину изучает в дистанционной форме. Это иногда связано i
тем, что расписание занятий не позволяет им присутствовать па BCCV
интересующих их лекциях и семинарах, которые проходят в одно и ю

же время. Приходится часть курсов изучать в аудитории, а часть — за
компьютером.
В дистанционном учебном процессе широко используются так на-
зываемые кейс-технологии. Некоторую часть учебно-методических
пособий студент получает в виде бумажной копии, а другую — в виде
учебных компакт-дисков.
Развитие дистанционного образования связано не только с посто-
янным усовершенствованием компьютерных технологий, но и с непре-
кращающимся ростом стоимости обучения. Это привело к тому, что в
Европе вскоре появится Виртуальный университет, который создается
усилиями восьми крупнейших учебных заведений в Европе.
В России дистанционное образование носит пока эксперименталь-
ный характер. Нехватка высокоскоростных сетей и плохая оснащенность
вузов современной компьютерной техникой в регионах не позволяет
развивать эту форму обучения. Однако подразделения дистанционного
образования развиваются в последние годы и в российских учебных заве-
дениях. Один из наиболее ярких примеров — институт дистанционного
образования Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики (ИДО МЭСИ). Будучи подразделением уни-
верситета, ИДО МЭСИ разрабатывает и предоставляет курсы дистанци-
онного образования на базе двух технологических решений, которые
называются кейс-технологией и сетевой технологией. Характеристики
этих двух решений представлены в таблице

Технологии дистанционного образования

Технологии дистанционного образования

 

Развитие дистанционного образования необходимо традиционным
университетам. Во-первых, для того, чтобы расширить спектр предо-
ставляемых образовательных услуг и решить свои экономические про-

блемы. Во-вторых, для того, чтобы выдержать конкуренцию со сторо-
ны других нетрадиционных разработчиков учебных курсов как из их
региона, так и из других регионов и даже стран. Ведь подразделения
дистанционного образования в традиционных университетах работают,
как правило, на принципах самоокупаемости, что выгодно отличает их
от большинства других подразделений. При определенном развитии
дистанционного образования, достижении эффекта экономии от мас-
штаба эти подразделения приносят значительный доход.
За ориентацию на прибыльность дистанционное образование
часто подвергается критике со стороны академического сообщества
традиционного университета. Однако такая ориентация все шире рас-
пространяется в традиционных университетах, охватывая самые раз-
личные их подразделения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top