Разделы базовой подготовки

Структура предметной подготовки менеджеров-специалистов
определяется количеством учебного времени и составом дисцип-
лин, изучаемых студентами. В соответствии с образовательным
стандартом, базовая подготовка менеджеров включает в себя сле-
дующие блоки дисциплин:
I. Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
II. Блок математических и естественнонаучных дисциплин;
Ш.Блок общепрофессиональных дисциплин;
IV. Блок специальных дисциплин;
V. Блок дисциплин специализации.


Общее количество изучаемых дисциплин — более 50. Суммарное
количество учебных часов по программе с учетом дисциплин допол-
нительного обучения (военная подготовка, физкультура) — 8208 ча-
сов. По годам обучения и соотношению учебных часов в программе
обучения блоки базовой подготовки распределены с учетом нараста-
ния к выпуску дисциплин специализации

Распределение учебной нагрузки

Распределение учебной нагрузки
(I—V — блоки дисциплин)

 

Ряд дисциплин изучается факультативно, дополнительно к ука-
занной структуре. К таким дисциплинам относятся: делопроизводст-
во, современные проблемы экономики, этика делового человека,
совершенствование делового иностранного языка.

Подготовка специалиста заканчивается его государственной атте-
стацией. Перечень предметов в структуре базовой подготовки спе-
циалистов-менеджеров приведен в таблице 9.1. В каждом из блоков
дисциплин выделяют федеральный и региональный (вузовский)
компоненты.

Структура предметной подготовки менеджера

В последующих главах рассмотрим подробнее требования к зна-
ниям и умениям менеджеров, а также обязательный минимум со-
держания отдельных дисциплин. В кратком изложении содержания
предметов дидактические единицы представлены разделами, тема-
ми, понятиями.

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Изучая дисциплины блока в области философии, психологии, ис-
тории, культурологии, педагогики, менеджер должен:
• иметь представление о научных, философских и религиозных
картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, о много-
образии форм человеческого знания, соотношении истины и заблужде-
ния, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой
жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в совре-
менном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве
и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
• понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение нау-
ки и техники и связанные с ними современные социальные и этические
проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов;
знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
• быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития
гуманитарного и социально-экономического знания, основными на-
учными школами, направлениями, концепциями, источниками гу-
манитарного знания и приемами работы с ними;
• понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, био-
логического и социального начал в человеке, отношения человека к
природе и возникшим в эпоху технического развития противоречиям
и кризису существования человека в природе;
• знать условия формирования личности, ее свободы, понимать
роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных
обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
• иметь представление о сущности сознания, его взаимоотноше-
нии с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении,
общении и деятельности людей, формировании личности;
• понимать природу психики, знать основные психические функ-
ции и их физиологические механизмы, соотношение природных и со-
циальных факторов в становлении психики, понимать значение волн и
эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механиз-
мов в поведении человека;
• уметь дать психологическую характеристику личности (ее темпера-
мента, способностей), интерпретировать собственное психическое состоя-
ние, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

• понимать соотношение наследственности и социальной среды,
роли и значения национальных и культурно-исторических факторов
в образовании и воспитании;
• знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
• владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных
ситуаций, определения и решения педагогических задач;
• понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в чело-
веческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приоб-
ретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценно-
стей культуры;
• знать формы и типы культур, основные культурно-истори-
ческие центры и регионы мира, закономерности их функционирова-
ния и развития, знать историю культуры России, ее место в системе
мировой культуры цивилизации;
• уметь оценивать достижения культуры на основе знания исто-
рического контекста их создания, быть способным к диалогу как
способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освое-
ния культуры (республики, края, области);
• иметь научное представление об основных эпохах в истории
человечества и их хронологии;
• знать основные исторические факты, даты, события и имена
исторических деятелей;
• уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам,
касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.
В области социологии, политологии и права:
• иметь научное представление о социологическом подходе к
личности, факторах ее формирования в процессе социализации, ос-
новных закономерностях и формах регуляции социального поведения,
о природе возникновения социальных общностей и социальных
групп, видах и исходах социальных процессов;
• знать типологию, основные источники возникновения и разви-
тия массовых социальных движений, формы социальных взаимодей-
ствий, факторы социального развития, типы и структуры социаль-
ных организаций и уметь их анализировать;
• владеть основами социологического анализа;
• знать основы экономической теории;
• понимать необходимость макропропорций и их особенностей,
ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и
денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
• уметь анализировать в общих чертах основные экономические
события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать
информацию, необходимую для ориентирования в основных теку-
щих проблемах экономики;

• иметь представление о сущности власти и политической жиз-
ни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;
• понимать значение и роль политических систем и политических
режимов в жизни общества, в процессах международной политической
жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в Рос-
сии, ее месте и статусе в современном политическом мире;
• знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологиче-
ские и инструментальные компоненты политического знания, знать их
роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в
обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
• знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реа-
лизовывать в различных сферах жизнедеятельности;
• знать основы российской правовой системы и законодатель-
ства, организацию судебных и иных правоприменительных и пра-
воохранительных органов, правовые и нравственно-этические нор-
мы в сфере профессиональной деятельности;
• уметь использовать и составлять нормативные и правовые до-
кументы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.
В области физической культуры',
• понимать роль физической культуры в развитии человека и
подготовке специалистов;
• знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
• владеть системой практических умений и навыков, обеспечи-
вающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенство-
вание психофизических способностей и качеств, самоопределение в
' физической культуре;
• приобрести опыт использования физкультурно-спортивной дея-
тельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
В области филологии:
• свободно владеть государственным языком Российской Феде-
рации — русским языком;
• знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности
профессиональную лексику;
• владеть лексическим минимумом одного из иностранных
языков (1 200 — 2 000 лексических единиц) и грамматическим ми-
нимумом, включающим грамматические структуры, необходимые
Для обучения устным и письменным формам общения;
• уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать прави-
ла речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря
с целью поиска информации, переводить тексты по специальности
со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на
иностранном языке.
Выполнять перечисленные требования нужно после изучения
соответствующих дисциплин блока.

ФИЛОСОФИЯ. Предмет философии. Место и роль философии в
культуре. Становление философии. Основные направления, школы фи-

лософии и этапы ее исторического развития. Структура философского
знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концеп-
ции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеаль-
ного. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детер-
минизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерно-
сти. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек,
общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура.
Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных
связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и
необходимость. Концепции общественного развития. Смысл человече-
ского бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мо-
раль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления
о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценно-
сти и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода
совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. По-
знание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объясне-
ние. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. На-
учное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного
познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные ре-
волюции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. Специфика артикуляции звуков, ин-
тонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;
основные особенности полного стиля произношения, характерные для
сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц
общего и терминологического характера. Понятие дифференциации
лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенауч-
ная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых сло-
восочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных
способах словообразования.
Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без
искажения смысла при письменном и устном общении общего ха-
рактера. Основные грамматические явления, характерные для про-
фессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официаль-
но-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Ос-
новные особенности научного стиля. Культура и традиции стран
изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использова-
нием наиболее употребительных и относительно простых лексико-
грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях
неофициального и официального общения. Основы публичной ре-
чи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической ре-
чи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тек-
сты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, те-
зисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Структура и состав современного культу-
рологического знания. Культурология и философия культуры, со-
циология культуры, культурная антропология. Культурология и ис-
тория культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы
культурологических исследований. Основные понятия культуроло-
гии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культу-
ры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и
символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуника-
ции, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культур-
ная картина мира, социальные институты культуры, культурная са-
моидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и мас-
совая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические
и «срединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в
мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом
современном процессе. Культура и природа. Культура и общество.
Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность.
Инкультурация и социализация.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. Сущность, формы, функции ис-
торического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия
и классификация исторического источника. Отечественная историо-
графия в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и
теория исторической науки.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Про-
блема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления го-
сударственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерус-
ские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокуль-
турные и социально-политические процессы становления русской го-
сударственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Эволюция восточнославянской государственности в XI—XII вв. Соци-
ально-политические изменения в русских землях в XIII—XV вв.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика
формирования единого российского государства. Реформы Петра I.
Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского
абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России.
Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального зем-
левладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промыш-
ленное производство. Становление индустриального общества в Рос-
сии: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общест-
венного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация обществен-
ных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Ре-
волюции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкно-
вение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и
сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной
модернизации России. Российские реформы в контексте общемирово-
го развития в начале века. Политические партии России: генезис,
классификация, программы, тактика.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и
последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое разви-
тие страны в 20-е гг. НЭП. Образование СССР. Культурная жизнь
страны в 20-е гг. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая
жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы.
Холодная война. Попытки осуществления политических и экономи-
ческих реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.
Нарастание кризисных явлений в 60—80 гг. Советский Союз в
1985—1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой рос-
сийской государственности (1993—1999 гг.). Россия на пути ради-
кальной социально-экономической модернизации. Культура в со-
временной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях
новой геополитической ситуации.
ПРАВОВЕДЕНИЕ. Государство и право. Их роль в жизни обще-
ства. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые
системы современности. Международное право как особая система
права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. От-
расли права. Правонарушение и юридическая ответственность.
Значение законности и правопорядка в современном обществе.
Правовое государство.
Конституция Российской Федерации — основной закон государ-
ства. Особенности федеративного устройства России. Система орга-

нов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гра-
жданского правоотношения. Физические и юридические лица. Пра-
во собственности.
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их на-
рушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Вза-
имные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответствен-
ность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая ди-
сциплина и ответственность за ее нарушение. Административные пра-
вонарушения и административная ответственность. Понятие преступ-
ления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Эко-
логическое право. Особенности правового регулирования будущей
профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодатель-
ные нормативно-правовые акты в области защиты информации и
государственной тайны.
СОЦИОЛОГИЯ. Предыстория и социально-философские пред-
посылки социологии как науки. Классические социологические тео-
рии. Современные социологические теории. Русская социологиче-
ская мысль.
Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и
личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Со-
циальные движения. Социальное неравенство, стратификация и соци-
альная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаи-
модействие и социальные отношения. Общественное мнение как
институт гражданского общества.
Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие эко-
номики, социальных отношений и культуры. Личность как социаль-
ный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный
субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы.
Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.
Место России в мировом сообществе. Методы социологического ис-
следования.
ПОЛИТОЛОГИЯ. Объект, предмет и метод политической нау-
ки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отноше-
ния. Роль и место политики в жизни современных обществ. Соци-
альные функции политики. История политических учений. Россий-
ская политическая традиция: истоки, социокультурные основания,
историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Осо-
бенности становления гражданского общества в России. Институцио-
нальные аспекты политики. Политическая власть. Политическая сис-
тема. Политические режимы. Политические партии и электоральные
системы. Политические отношения и процессы. Политические кон-

фликты и способы их разрешения. Политические технологии. Поли-
тическая модернизация. Политические организации и движения. По-
литические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные ас-
пекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности
мирового политического процесса. Национально-государственные ин-
тересы России в новой геополитической ситуации. Методология по-
знания политической реальности. Парадигмы политического зна-
ния. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и
прогностика.
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА. Психология: предмет, объект
и методы психологии. Место психологаи в системе наук. История раз-
вития психологического знания и основные направления в психологии.
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм.
Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Раз-
витие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основ-
ные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представле-
ние. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание.
Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция
поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности.
Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые
отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педаго-
гики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обу-
чение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие,
педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как
общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный фено-
мен и педагогический процесс. Образовательная система России. Це-
ли, содержание, структура непрерывного образования, единство обра-
зования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и раз-
вивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процес-
се. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция,
семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе-
ренция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, фа-
культативные занятия, консультация.
Методы, приемы, средства организации и управления педагоги-
ческим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодейст-
вия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Физическая культура в общекуль-
турной и профессиональной подготовке специалиста. Ее социально-
биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные
феномены общества. Законодательство Российской Федерации о фи-
зической культуре и спорте. Физическая культура личности.
Основы здорового образа жизни. Особенности использования
средств физической культуры для оптимизации работоспособности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического
воспитания. Спорт. Профессионально-прикладная физическая под-
готовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль
за состоянием своего организма.
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. Стили современного русско-
го языка Лексика, грамматика, синтаксис, функвдона^ночггилисти-ческий
состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и
роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические
факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнооб-
разие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникнове-
ние стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной
речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публич-
ном стиле.
Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи,
поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словес-
ное оформление публичного выступления.
Языковые формулы официальных документов. Приемы унифика-
ции языка служебных документов. Язык и стиль коммерческой кор-
респонденции. Реклама в деловой речи. Правила оформления докумен-
тов. Речевой этикет в документе. Нормативные, коммуникативные,
этические аспекты устной и письменной речи.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и гово-
рения (литературное произношение, смысловое ударение, функции
порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуни-
кации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Блок математических
и естественно-научных дисциплин
Изучая дисциплины блока, менеджер должен в области матема-
тики и информатики иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой куль-
туре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математи-
ке, принципах математических рассуждении и математических
доказательств;

- логических, топологических и алгебраических структурах на
множестве;
- о неэвклидовых геометрических системах;
- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятно-
стей, математической статистики;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблемах искусственного интеллекта, способах представле-
ния знаний и манипулирования ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
Кроме общих представлений в данной области менеджер должен
знать и уметь применять: методы математического анализа, алгебры,
геометрии и дискретной математики, численных методов и матема-
тической статистики; способы хранения и обработки информации,
приемы работы на компьютере; языки программирования и стан-
дартные программные средства обеспечения своей профессиональ-
ной деятельности.
В области концепций современного естествознания иметь пред-
ставление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях со-
временного естествознания, ньютоновской и эволюционной па-
радигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании
природы;
- о динамических и статических закономерностях в естествозна-
нии;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен-
ности строения физических объектов, переходах из упорядо-
ченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до
макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биоло-
гическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и
развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерар-
хичности, уровнях организации и функциональной асимметрии
живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчи-
вости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения,
экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организ-
мов, экосистемах, принципах охраны природы и рационально-
го природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме
единой культуры.
К дисциплинам блока относят математику, информатику и кон-
цепцию современного естествознания.
МАТЕМАТИКА. Математический анализ. Понятие множества.
Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функцио-
нальная зависимость. Графики основных элементарных функций. Пре-
дел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность
функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей.
Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и диффе-
ренциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их при-
ложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобст-
венные интегралы. Точечные множества в iV-мерном пространстве.
Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и
дифференциалы функций нескольких переменных. Классические мето-
ды оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезно-
сти. Кривые безразличия.
Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы ана-
литической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном про-
странстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы, ^-мерное
линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы.
Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных
операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы
линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные оп-
ределения и задачи линейного программирования. Симплексный ме-
тод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динами-
ческое программирование. Нелинейное программирование.
Теория вероятностей и математическая статистика. Сущность и ус-
ловия применимости теории вероятностей. Основные понятия тео-
рии вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величи-
ны и способы их описания. Модели законов распределения вероят-
ностей, наиболее употребляемые в социально-экономических при-
ложениях. Закон распределения вероятностей для функций от из-
вестных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших
чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: цен-

тральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в
моделировании социально-экономических процессов. Статистиче-
ское оценивание и проверка гипотез, статистические методы обра-
ботки экспериментальных данных.
ИНФОРМАТИКА. Понятие информации. Общая характеристи-
ка процессов сбора, передачи, обработки и накопления информа-
ции; технические и программные средства реализации информаци-
онных процессов; модели решения функциональных и вычисли-
тельных задач: алгоритмизация и программирование; языки про-
граммирования высокого уровня; базы данных; программное обес-
печение и технологии программирования; локальные и глобальные
сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, методы защи-
ты информации. Компьютерный практикум.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Есте-
ственнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история
естествознания; панорама современного естествознания; тенденции раз-
вития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;
порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организа-
ции материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; прин-
ципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения;
взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы
суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и
статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии
в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; хими-
ческие системы, энергетика химических процессов, реакционная спо-
собность веществ; особенности биологического уровня организации
материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых
систем; многообразие живых организмов — основа организации и ус-
тойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология,
здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; эколо-
гия и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера,
необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой при-
роде; принципы универсального эволюционизма; путь к единой
культуре.

Блок общепрофессиональных дисциплин
В процессе изучения блока общепрофессиональных дисциплин
менеджер должен:
- знать объективные тенденции экономического развития, зако-
номерности функционирования экономических систем, взаи-
модействие экономических процессов и их социальное содер-
жание;

- знать методы получения статистической информации; методы
ее обобщения, методологию экономико-статистического ана-
лиза и исчисления обобщающих статистических показателей;
- знать методологические и организационно-правовые аспекты
менеджмента;
- знать принципы, методы и цели рыночной сегментации и со-
держание формирования спроса и стимулирования сбыта, ме-
тоды рекламной работы и «паблик рилейщнз»;
- владеть рациональными методами получения информации по
вопросам использования производственных фондов, кратко-
срочного кредитования, организации безналичных расчетов и
определять возможность их совершенствования;
- уметь организовать и провести практические исследования со-
циально-экономической обстановки, конкретных форм управ-
ления;
- владеть методами прогнозирования развития социально-экономи-
ческих и организационных процессов в объектах управления и
оценки их состояния по потенциальным возможностям эконо-
мического, социального и организационного развития, составле-
ния программ нововведений и разработки плана мероприятий
по реализации этих программ;
- уметь руководить экономическими службами и подразделения-
ми, самостоятельно принимать решения по вопросам совершен-
ствования экономической работы и организации управления;
- владеть методами математического моделирования в анализе и
проектировании систем управления, при разработке управлен-
ческих решений, поиске новых форм организации труда;
- уметь осуществлять социально-психологическое регулирование
в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы
социального развития;
- уметь владеть навыками анализа и перспективного обоснова-
ния тенденций изменения национального рынка и разработки
программ экономического роста;
-уметь анализировать и прогнозировать долгосрочные тенден-
ции развития рынка и рыночной конъюнктуры.
Основные дисциплины блока обусловлены указанными задачами.
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Общая теория управления. Зако-
номерности управления различными системами. Управление соци-
ально-экономическими системами (организациями). Методологиче-
ские основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофак-
торы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджмен-
те; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав

функций менеджмента; стратегические и тактические планы в сис-
теме менеджмента; организационные отношения в системе менедж-
мента; формы организации системы менеджмента; мотивация дея-
тельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе ме-
неджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента;
управление человеком и управление группой; руководство: власть и
партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; кон-
фликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА. Природа управления и истори-
ческие тенденции его развития; условия и факторы возникновения и
развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; раз-
нообразие моделей менеджмента: американская, японская, европей-
ская и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие
менеджмента; развитие управления в России; перспективы менедж-
мента: возможное и вероятное.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Введение в экономическую тео-
рию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность
и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязан-
ностей, экономические интересы, цели и средства, проблема выбора
оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая по-
литика, конкуренция и ее виды; экономические блага и их классифика-
ции, полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение
благ, фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номиналь-
ные и реальные величины; кругообороты благ и доходов; затраты и ре-
зультаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные из-
держки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограни-
чения: граница производственных возможностей, компромисс общества
между эффективностью и равенством, компромисс индивида между
потреблением и досугом; экономические риски и неопределенность;
внешние эффекты (экстерналии); краткосрочный и долгосрочный пе-
риоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики, пока-
затели эластичности.
Микроэкономика. Закон предложения, закон спроса, равновесие,
рьшок, равновесная цена; излишки потребителя и произюдителя, теории
поведения потребителя и производителя (предприятия); монополия,
естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, моно-
полистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли); срав-
нительное преимущество; производственная функция, факторы произ-
водства, рабочая сила, физический капитал; инфляция и безработица;
рынки факторов производства, рента, заработная плата; бюджетное ог-
раничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения.
Понятие предприятия, классификация; внешняя и внутренняя
среда; диверсификация, концентрация и централизация производства;

открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство; валовые
выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая, чистый
денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внут-
ренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; об-
щие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффектив-
ности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышаю-
щаяся, неизменная); неопределенность: технологическая, внутренней
и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.
Макроэкономика. Общественное воспроизводство, резидентные и
нерезидентные институциональные единицы; макроэкономические
показатели: валовой внутренний продукт (производство, распределе-
ние и потребление), личный располагаемый доход, конечное потреб-
ление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чис-
тые); национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры
национальной экономики, межотраслевой баланс; теневая экономика;
равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель
AD—AS), мультипликатор автономных расходов; адаптивные и рацио-
нальные ожидания, гистерезис; денежное обращение (М. Фридман),
сеньораж, количественная теория денег, классическая дихотомия; го-
сударственный бюджет, его дефицит и профицит, пропорциональный
налог, прямые и косвенные налоги, чистые налога; закрытая и от-
крытая экономика, фиксированный и плавающий курсы валюты,
паритет покупательной способности; макроэкономическое равнове-
сие и реальная процентная ставка (модель 1S—LM): сравнительный
анализ эффективности инструментов макроэкономической политики
государства; стабилизационная политика; технологические уклады и
«длинные волны»; теории экономического роста и экономического
Цикла; «золотое правило накопления».
История экономических учений. Особенности экономических воз-
зрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду,
богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономиче-
ских знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физио-
краты, классическая политическая экономия, марксизм). Формирова-
ние и эволюция современной экономической мысли: маржиналист-
ская революция, австрийская школа, неоклассическое направление,
кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских уче-
ных в развитие мировой экономической мысли: особенности развития
экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-
Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова — в
изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева — в понимание
экономической динамики; традиции экономико-математической шко-
лы в России и СССР (В.К. Дмитриев, ЕЕ. Слуцкий, ГА Фельдман,
В-В. Новожилов, Л.В. Канторович).

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА. Международное движение товаров,
услуг и факторов производства; государственная политика в области
внешней торговли; современные тенденции изменения конкуренто-
способности; формы международной кооперации и перелива капита-
лов, международных экономических объединений; основы междуна-
родной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выго-
ды торговли; современная трактовка влияния факторов производства
на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, влия-
ние технического прогресса и цикла жизни товара на структуру внеш-
ней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения; эффект
введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей,
покупателей и государства; протекционистская политика, практика
введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные»
экспортные ограничения, экспортные субсидии; роль торговых сою-
зов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свобод-
ной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложе-
ние валют, валютные рынки, эволюция международной валютной сис-
темы; торговый баланс; международное движение капитала и рабочей
силы; международное кредитование; кризис внешней задолженно-
сти; прямые инвестиции и транснациональные корпорации; влия-
ние миграции на благосостояние; проблема «утечки умов».
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. Сущность и роль финансов и кредита;
государственный бюджет; формирование и использование денежных
накоплений предприятий; основные принципы финансирования и
кредитования капитальных вложений; оборотные средства предпри-
ятий, система их финансирования и кредитования; безналичные рас-
четы между предприятиями; краткосрочный кредит в хозяйственном
механизме управления предприятием; финансовая работа и финан-
совое планирование в системе управления предприятием; роль
финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности
предприятий (рис. 9.2).
СТАТИСТИКА. Предмет, метод и задачи статистики; источники
статистической информации; группировка и сводка материалов ста-
тистических наблюдений; абсолютные и относительные величины;
средние величины; ряды динамики; индексы; статистика продук-
ции; статистика численности работников и использования рабочего
времени; статистика производительности труда; статистика зара-
ботной платы; статистика основных фондов; статистика научно-
технического прогресса; статистика себестоимости.
МАРКЕТИНГ. Роль маркетинга в экономическом развитии стра-
ны; товар в маркетинговой деятельности; комплексное исследование
товарного рынка; сегментация рынка; формирование товарной поли-
тики и рыночной стратегии; разработка ценовой политики; форми-

рование спроса и стимулирование сбыта; организация деятельности
маркетинговой службы.

Концепция финансового менеджмента

Концепция финансового менеджмента
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. Организация как система; социаль-
ная организация, хозяйственные организации; организация и управ-
ление; теория организации и ее место в системе научных знаний;
закон синергии; закон информированности — упорядоченности; за-
кон самосохранения; закон единства анализа (синтеза); закон разви-
тия; законы композиции и пропорциональности; специфические
законы социальной организации; принципы статистической органи-
зации; принципы динамической организации; принципы рационали-
зации; проектирование организационных систем; развитие организа-
торской и организационно-управленческой мысли; организацион-
ная культура; субъекты организаторской деятельности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. Сущность бухгалтерского учета; учет
денежных средств и расчетов; учет производственных запасов; учет
основных средств и нематериальных активов; учет капитальных и
финансовых вложений; учет готовой продукции и ее реализации;
учет фондов, резервов и займов; учет и анализ финансовых результа-
тов и использования прибыли; финансовая отчетность; принципы
производственного учета.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Теории поведения чело-
века в организации; личность и организация; коммуникативное по-
ведение в организации; мотивация и результативность организации;
формирование группового поведения в организации; анализ и кон-
струирование организации; управление поведением организации;
лидерство в организации; изменения в организации; персональное
развитие в организации; управление нововведениями в организации;
поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе
международного бизнеса.
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО. Юридические лица, образование
юридического лица, правовое положение предприятия, кооператив-
ных организаций, общественных объединений, банков, биржи; виды
и форма сделок, право собственности, виды обязательств, рассмот-
рение хозяйственных споров.
9.5. Блок дисциплин специальной подготовки
Дисциплины специализации предназначены для углубленного
изучения на профессиональном уровне одного из направлений
управленческой деятельности, для более узкой профессиональной
подготовки специалиста. Вузом могут быть предложены различные
варианты этого блока, из которых студент вправе выбрать один. Ка-
ждый из вариантов блока наряду с обязательными дисциплинами,
может включать дисциплины по выбору студента.
Менеджер должен иметь знания по циклу специальных дисцип-
лин и навыки их практического использования при решении кон-
кретных проблем профессиональной деятельности в более узких на-
правлениях менеджмента. Требования к специальной подготовке ме-
неджера устанавливаются высшим учебным заведением, исходя из
содержания цикла специальных дисциплин.
Изучая специальные дисциплины, менеджер должен:
• знать современные методы социально-экономической диагно-
стики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информа-
ции и ее обработки;
• владеть навыками практической работы, приемами и способа-
ми оценки изменяющейся рыночной конъюнктуры;

• проводить аналитическую, исследовательскую и рационализа-
торскую работу по оценке социально-экономической обстановки и
конкретных форм управления;
• профессионально вести управленческую, маркетинговую,
коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в раз-
личных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях,
совместных предприятиях;
• разрабатывать варианты управленческих решений и обосно-
вывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-
экономической эффективности и экологической безопасности;
• разрабатывать программы нововведений и составлять план ме-
роприятий по реализации этих программ;
• применять методы научной организации труда и организацион-
ного проектирования;
• владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использо-
вания информации;
• владеть методами прогнозирования развития социально-экономи-
ческих и организационных процессов в объектах управления и оцен-
ки их состояния по потенциальным возможностям экономического,
социального и организационного развития.
Дополнительные требования к специальной подготовке менеджера
устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей
специализации и содержания цикла дисциплин специализации.
К специальным дисциплинам подготовки менеджера относят
следующие ниже.
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. Исследования и их
роль в научной и практической деятельности человека; объект и пред-
мет исследования; практическая формула диалектического подхода к
исследованию; системный анализ в исследовании управления; разра-
ботка гипотезы и концепции исследования системы управления; функ-
циональная роль исследования в развитии систем управления; логиче-
ский аппарат исследования систем управления; приемы анализа и обос-
нования; состав и выбор методов исследования систем управления; ис-
следование управления посредством социально-экономического экспери-
ментирования; тестирование в исследовании систем управления; парамет-
рическое исследование и факторный анализ систем управления; социо-
логические исследования систем управления; экспертные оценки в ис-
следовании систем управления; рефлексионное исследование систем
управления; планирование процесса исследования систем управления;
организация процесса исследования систем управления; научная и прак-
тическая эффективность исследования; диагностика систем управления.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Стратегические пробле-
мы развития производства и структура промышленности; стратегия

предприятия, стратегическое управление; стратегический марке-
тинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и
стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предпри-
ятия; стратегия внешнеэкономической деятельности; стратегия и
организационная структура; стратегический потенциал организа-
ции; проектирование систем управления

Концепция стратегического менеджмента

Концепция стратегического менеджмента

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Тенденции и разно-
видности развития, управление развитием; нововведения как объект
инновационного управления; инновационный менеджмент: возник-
новение, становление и основные черты; организация инновацион-
ного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений;
создание благоприятных условий нововведений; формы инноваци-
онного менеджмента; инновационные игры; прогнозирование в ин-
новационном менеджменте; инновационный менеджмент и страте-
гическое управление

Концепция инновационного менеджмента

Концепция инновационного менеджмента

Концепция инновационного менеджмента

Концепция инновационного менеджмента

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Персонал предприятия как
объект управления; место и роль управления персоналом в системе
управления предприятием; принципы управления персоналом; функ-
циональное разделение труда и организационная структура службы
управления персоналом; кадровое, информационное, техническое и
правовое обеспечение системы управления перооналом; анализ кадро-
вого потенциала; перемещения, работа с кадровым резервом, планиро-
вание деловой карьеры; подбор персонала и профориентация; подго-
товка, переподготовка и повышение квалификации персонала; моти-
вация поведения в процессе трудовой деятельности; профессиональная
и организационная адаптация персонала; конфликты в коллективе;
оценка эффективности управления перооналом

Концепция управления персоналом

Концепция управления персоналом

Структура знаний менеджера

Технология управления персоналом

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. Сущность категории качество,
технологические принципы как основа системного подхода к теории
качества, диалектическая основа качества, объектно-субъектная струк-
тура качества, структурно-логическая модель качества как системы и
информационные технологии в ее реализации, классификация показа-
телей качества, методология квалиметрии, теория измерений и измг-
рители показателей качества, квалиметрическое шкалирование показа-
телей, теория оценивания качества, сравнительное оценивание стеш-
ни соответствия показателей качества, оценивание качества организа-

ционных систем, проектов, процессов, труда, продукта, персонала,
производственного потенциала, управления, жизнедеятельности; кон-
курентоспособность и качество в динамике потребностей, статистиче-
ские методы в обеспечении качества, региональный, национальный и
глобальный векторы обеспечения качества, нормативно-правовая база
обеспечения качества, социально-экономическая направленность, в
стратегии обеспечения качества, экономика качества

Концепция менеджмента качества

Концепция менеджмента качества

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ. Функции решения в методоло-
гии и организации процесса управления; типология управленческих
решений; условия и факторы качества управленческих решений; моде-
ли, методология и организация процесса разработки управленческого
решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ аль-
тернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализа-
цию альтернатив; условия неопределенности и риска; приемы разра-
ботки и выбора управленческих решений в условиях неопределенно-

ста и риска; эффективность решений; контроль реализации управ-
ленческих решений; управленческие решения и ответственность.

Концепция антикризисного управления

Концепция антикризисного управления

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ. Органи-
зация и средства информационных технологий обеспечения управлен-
ческой деятельности; информационные технологии документационно-
го обеспечения управленческой деятельности; инструментальные сред-
ства компьютерных технологий информационного обслуживания
управленческой деятельности; основы построения инструментальных
средств информационных технологий; компьютерные технологии под-
готовки текстовых документов, обработки экономической информа-
ции на основе табличных процессоров, использования систем управ-
ления базами данных (СУБД), интегрированных программных паке-
тов, распределенной обработки информации; организация компьютер-
ных информационных систем; компьютерные технологии интеллекту-
альной поддержки управленческих решений.
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Причины возникновения кри-
зисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности
кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность
и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикри-
зисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуа-
ций. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства.
Санация предприятий. Управление рисками. Инвестиционная полити-
ка в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного
управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной ус-
тойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления
(рис. 9.7).
ЛОГИСТИКА. Задачи и функции логистики. Факторы и тен-
денции развития логистики. Принципы логистики. Информацион-
ная логистика. Механизмы закупочной логистики. Логистика про-
изводственных процессов. Организация материальных потоков в
производстве. Организация производственного процесса во времени.
Логистика распределения и сбыта. Логистика запасов. Транспортная
логистика. Логистика сервисного обслуживания. Организация логи-
стического управления.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top