Пояснительная записка

Рабочая блочно-модульная программа по предмету «Химия» предназначена для реализации государственных требований к обязательному минимуму содержания основных обязательных программ и уровню подготовки учащихся начального профессионального образования по профессии 37.13 «Садовник».

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимость их свойств от строения  синтезирования веществ с любой заранее заданной структурой. Для того чтобы осознать свое место в мире и научиться им управлять, необходимо понять природу химических реакций и те законы, которым они подчиняются.

Задача современной химии состоит в изучении функций веществ в сложных химических и биологических системах, анализе связи структуры вещества с его функциями и синтезе веществ заданными функциями.

Предмет «химия» в учебном плане относится к базовому циклу (профильному уровню) и основывается на знании таких предметов, как «Физика», «Математика», «Агрохимия», «Экология», «Биология», «Цветоводство».

Рабочая блочно-модульная программа состоит из 12 блоков и конкретизирует предметное содержание, дает распределение учебных часов по блокам, последовательность их изучения, перечень демонстраций и лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Блок №1. Введение предусматривает погружение в предметное содержание, где учащиеся исследуют сущность понятий учебного предмета «химия».

Блок №2. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова раскрывает сущность этой теории.

Блок №3. Углеводороды рассматривает структуру углеводородов, их свойства получения и применения.

Блок №4. Кислородосодержащие соединения раскрывает сущность этих соединений, особенности функциональных групп.

Блок №5. Азотосодержащие соединения исследует структуру, свойства азотосодержащих соединений, их многообразие и значение.

Блок №6. Высокомолекулярные соединения рассматривает механизмы реакции поляризации и поликонденсации, структуру ВМС.

Блок №7. Современные представления о строении атома  исследует особенности строения электронных оболочек атомов элементов, закономерности изменения свойств элементов малых и больших периодов, их соединений.   

Блок №8. Вещество. Химическая связь раскрывает сущность образования химической связи в различных веществах.

Блок №9. Химические реакции раскрывают сущность химических реакций и выявляет условия их протекания.

Блок №10. Неметаллы раскрывает сущность строения атомов неметаллов, их структуру, свойства и применения.

Блок №11. Металлы раскрывает сущность строения атомов металлов, свойства в зависимости от положения их в электрохимическом ряду напряжений.

Блок №12. Химия жизнь рассматривает влияние химических веществ на организм человека, окружающую среду, безопасного обращения с горючими и токсичными веществами.

В результате изучения предмета «Химия» учащиеся должны

осознать и понять:

  • основные химические понятия;
  • состав и строение веществ, зависимость их свойств от строения;
  • основные законы химии;
  • важнейшие вещества и материалы;

быть  способны:

  • характеризовать элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • распознавать, сравнивать, описывать химические вещества;
  • решать расчетные задачи;
  • самостоятельно приобретать химические знания с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

 

 


ТематическИЙ ПЛАН

 

Наименование блоков

Количество часов

Всего

В том числе

Лабораторных опытов

Практических занятий

I курс

органическая химия

 

 

 

Блок №1 «Введение»

2

-

-

Блок №2 «Теория строения органических соединений»

4

-

-

Блок №3 «Углеводороды»

22

6

-

3.1. Предельные углеводороды

6

2

-

3.2. Непредельные углеводороды

10

4

-

3.3. Ароматические углеводороды

2

-

-

3.4. Природные источники углеводородов и их переработка

2

-

-

3.5. Контрольная работа по блоку «Углеводороды»

2

-

-

Блок №4 «Кислородосодержащие соединения»

36

10

6

4.1. Спирты

4

2

-

4.2. Фенолы

2

-

-

4.3. Альдегиды и кетоны

8

2

2

4.4. Карбоновые кислоты

6

2

-

4.5. Сложные эфиры. Жиры.

6

2

2

4.6. Углеводы

8

2

2

Контрольная работа по блоку №4

2

-

-

Блок №5 «Азотсодержащие соединения»

10

-

4

5.1. Амины. Аминокислоты. Белки.

6

-

-

5.2. Практическое занятие «получение и исследование свойств органических веществ»

-

-

2

5.3. Практическое занятие «Установление принадлежности вещества к определенному классу»

-

-

2

Блок №6 «Высокомолекулярные соединения»

4

-

2

Итоговая контрольная работа

2

-

-

Итого:

80

16

12

II курс

 

 

 

Блок №7 «Современные представления о строении атома»

10

-

-

Блок №8 «Вещества. Химическая связь»

8

 

 

Блок №9 «Химические реакции»

26

4

4

9.1. Закономерности протекания химических реакций

2

 

 

9.2. Скорость химических реакций. Обратимости реакций. Химическое равновесие

4

-

-

9.3. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена

8

2

2

9.4. Окислительно-восстановительные реакции

10

 

 

9.5. Контрольная работа

2

-

-

Блок №10 «Неметаллы»

36

8

4

10.1. Галогены, их соединения

2

-

-

10.2. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, кремний; их соединения.

30

8

4

10.3. Благородные газы

2

-

-

Контрольная работа

2

-

-

Блок №11 «Металлы»

22

8

6

11.1. Щелочные металлы, их соединения

6

2

2

11.2. Щелочноземельные металлы, их соединения

6

2

2

11.3. Переходные металлы, их соединения

8

4

2

11.4. Контрольная работа

2

-

-

Блок №12 «Химия и жизнь»

10

-

6

12.1. Решение расчетных задач

2

-

-

Итого:

114

24

20

Всего:

194

40

32

 


Содержание

 

Цели:

1.Освоить систему знаний о функциональных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира

  1. Заложить основы о формировании личности с новым образом мышления и поведения в окружающей среде, сохранении здоровья

           3.Развить предметные и универсальные компетенции учащихся.

 

Результат:

  1. Познание химических явлений и свойств веществ, оценка роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов
  2. Способность самостоятельно приобретать знания в соответствии с возникающими жизненными потребностями
  3. Способность определять строение веществ и прогнозировать их свойства
  4. Способность решать задачи и проводить химический эксперимент
  5. Способность проведения исследовательских работ, творческое решение практических задач
  6. Предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде
  7. Универсальные и предметные компетенции обучающихся

                           

                            Раздел 1 «Органическая химия»

 

Блок №1«Введение»

 

Цель: Понять научные методы познания органических и неорганических веществ и химических явлений. Роль эксперимента в теории химии.

 

Блок №2«Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова» 

 

Цель: Понять сущность теории строения органических соединений, структурную изомерию.

 

Теория А.М. Бутлерова: углеродный скелет. Структура изомерии. Радикалы. Гомологический ряд, гомологии. Функциональные группы.

 

Блок №3. «Углеводороды»

 

Цель: Исследовать состав строения свойства углеводородов нахождения в природе, получение гомологического ряда, изомерия, номенклатура, свойства, способы получения и применения.

 

3.1 «Предельные углеводороды»

Строение молекул углеводородов на примере метана. Изомерия номенклатуры. Физические свойства. Химические свойства. Способы получения и применение.

Лабораторный опыт  «Моделирование молекул углеводородов»

3.2 «Непредельные углеводороды»

Структура непредельных углеводородов (алкены, диены, алкины) образование гомологических рядов, изомерия положения кратных связей. Номенклатура. Физические химические свойства (реакции присоединения, полимеризации). Способы получения и применение.

Лабораторные опыты

«Получение этилена и опыты с ним»

«Отношение каучука и резины к органическим растворителям»

3.3 «Ароматические углеводороды»

Структура.  Образование гомологического ряда аренов. Ковалентная салабополярная связь сигма – связь и шестиэлектронная пи – связь на примере бензола. Физические свойства. Химические свойства: реакции замещения, гидрирования, хлорирования, окисления, горения. Получение и применение бензола и его гомо - логов. Понятие о ядохимикатах и их использование в сельском хозяйстве с наблюдением требований охраны природы. Сравнение строения свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.

3.4 «Природные источники углеводородов и их переработка»

 Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в народном хозяйстве. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и ароматизация нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировки нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей. Коксование каменного угля, продукты коксования. Проблема получения Жидкова топлива из угля.

Лабораторные  опыты

Моделирование молекул углеводородов.

Получение этилена и опыты с ним.

Отношение каучука и резины к органическим растворителям.

Растворение глицерина в воде, его гигроскопичность.

Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).

Окисление спирта в альдегид.

Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней.

Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II).

Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала.

3.5 Контрольная работа по блоку «углеводорода»

 

Блок №4 «Кислородсодержащие соединения»

 

Цель: Понять сущность кислородсодержащие соединения, особенности функциональных групп – как основу разнообразия этих соединений

 

4.1 «Спирты»

Атомность спиртов. Электронное строение функциональной группы, полярной связи О – Н. Гомологический ряд предельных одноатомный спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Спирты первичные, вторичные, третичные. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Смещение электронной плотности связи гидроксильной группе под вилянием заместителей в углеводородном радикале. Применение спиртов. Ядовитость спиртов, губительное воздействие на организм человека. Получение спиртов из предельных (через галогенопроизводные) и непредельных углеводородов. Промышленный синтез метанола.

Этиленгликоль и глицерин как представители многоатомных спиртов. Особенности их химических свойств, практическое использование.

Лабораторные опыты

«Растворение глицерина в воде»

«Взаимодействие глицерина с CU (OH)2

4.2 «Фенолы»

Строение фенолов по строению от ароматических спиртов. Физические свойства фенолов. Химические свойств: взаимодействие с натрием, щелочью, бромом. Взаимное влияние атомов в молекуле. Способы охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

4.3 «Альдегиды и кетоны»

Строение альдегидов функциональная группа, ее электронное строение, особенности двойной связи. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Химические свойства: окисление, присоединение водорода. Получение альдегидов окислением спиртов. Получение уксусного альдегида гидратацией ацетилена и каталитическим окислением этилена. Применение муравьиного и уксусного альдегидов. Строение кетонов. Номенклатура. Особенности реакции окисления. Получение кетонов окислением вторичных спиртов. Ацетон – важнейший представитель кетонов, его практическое использование.

Лабораторный опыт

« Окисление спирта в альдегид»

Практическое занятие

«Распознавание альдегида по характерной реакции CU (OH)2

4.4 «Строение карбоновых кислот».

 Электронное строение карбоксильной группы, объяснение подвижности водородного атома. Основность кислот. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртам. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном  радикале. Особенности муравьиной кислоты. Важнейшие представители карбоновых кислот. Получение кислот окислением альдегидов, спиртов, предельных углеводородов. Применение кислот в народном хозяйстве. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие. Акриловая и олениновая кислоты как представители непредельных карбоновых кислот. Понятие о кислотах иной основности. Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот.

Лабораторный опыт

« Получение уксусной кислоты из соли, опыты с ней»

4.5 «Строение сложных эфиров. Жиры»

Обратимость реакций этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Практическое использование.

Жиры как сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Жиры в природе, их свойства. Превращения жиров пищи в организме. Гидролиз и гидрирование жиров в технике, продукты переработки жиров.  Защита природы от загрязнения СМС.

Лабораторный опыт

«Отношения жиров к воде и органическим растворителям»

Практическое занятие

«Синтез сложного эфира»

4.6 «Углеводы»

Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Физические свойства и нахождение в природе. Строение глюкозы. Химические свойства: взаимодействие с гидроксидами металлов, реакции окисления, восстановления, брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы.

Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.

Крахмал.  Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз. Превращения крахмала пищи в организме. Гликоген.

Целлюлоза. Строение макромолекул из звеньев глюкозы. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Лабораторные опыты

«Взаимодействие раствора глюкозы с CU (OH)

«Гидролиз крахмала»

Практическое занятие

«Распознавание глюкозы, крахмала, сахарозы по характерным реакциям»

4.7 Контрольная работа по блоку № 4

 

Блок №5 Азотосодержащие соединения.

 

Цель: Исследовать состав, строение, свойства азотсодержащих соединений, их многообразие и значение.

 

5.1 Амины. Аминокислоты. Белки.

Строение аминов. Аминогруппа, ее электронное строение. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), значение в развитии органического синтеза. Строение аминокислот, их физические свойства. Изомерия аминокислот. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Биологическое значение ά – аминокислот. Белки как биополимеры. Основные аминокислоты, образующие белки. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Превращения белков пищи в организме. Успехи в изучении строения и синтезе белков.

5.2 Практическое занятие

«Получение и исследования свойств органических веществ»

5.3 Практическое занятие

«Установление принадлежности вещества к определенному классу»

 

Блок №6  «Высокомолекулярные соединения»

 

Цель: Понять основные методы синтеза высокомолекулярных соединений. структуру полимеров. зависимость свойств полимеров от строения

 

Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза  высокомолекулярных  соединений – полимеризация и поликонденсация. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от строения. Термопластичные и термоактивные полимеры. Полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиметилметакрилат, фенолформальдегидные смолы, их строение, свойства, применение. Композиты, особенности их свойств, перспективы использования. Проблема синтеза каучука и решение её. Многообразие видов синтетических каучуков, их специфические свойства и применение. Стереорегулярные каучуки. Синтетические волокна. Полиэфирное (лавсан) и полиамидное (капрон) волокна, их строение, свойства, практическое использование. Проблемы дальнейшего совершенствования полимерных материалов.

Демонстрации

Модели молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Показ образцов изделий из полиэтилена и полипропилена.

Получение ацетилена (карбидным способом).

Бензол как растворитель, горения бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору пермангената калия.

Взаимодействие глицерина с натрием.

Образы моносахаридов,  дисахаридов и полисахаридов.

Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра, отношение к фуксинсернистой кислоте.

Гидролиз сахарозы.

Гидролиз целлюлозы.

Практическое занятие

«Распознавание пластмасс и волокон»

Итоговая контрольная работа

 

Блок №7

Современные представления строения атомов.

Цель: Понять электронную классификацию элементов, закономерности изменений свойств малых и больших периодов.

 

7.1 «Модель строения атома»

Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь.

7.2 «Электронная классификация химических элементов конфигурации атомов переходных элементов»

Распределение электронов по орбиталям  в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбуждённые состояния атомов. Электронная классификация химических элементов (s-,p-,d- элементы). Электронные конфигурации атомов переходных элементов.

7.3 «Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева»

Современная формулировка периодического закона  и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.

7.4. «Периодические свойства элемента и образованных ими веществ»

 

Блок №8 Вещества химическая связь

 

Цель: Понять сущность образования химической связи в различных соединениях, типы кристаллических решеток.

 

8.1 «Вещества молекулярного и немолекулярного строения» «Типы кристаллических решеток»

 Современные представления о строении твёрдых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решёток (атомарная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств веществ  от типа кристаллических решёток.    Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ. Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная  концентрации.

8.2 «Химическая связь»

Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Демонстрация

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.

Модели молекул изомеров и гомологов.

Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Расположение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).

Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

 

Блок №9 «Химические реакции»

 

Цель: Понять сущность протекания химических реакций, классификаций химических реакций по различным признакам.

Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии.

 

9.1 «Закономерности протекания химических реакций».

Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятия об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.

9.2 «Скорость химических реакций».

Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный). Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле -Шателье.

9.3 «Электролитическая диссоциация. Реакция  ионного обмена».

Константа диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель (pH) раствора. Гидролиз неорганических и органических соединений. Применение гидролиза в промышленности.

Лабораторные опыты

«Определение характера среды растворов индикатором»

«Реакции  ионного обмена»

Практическое занятие

« Приготовление раствора заданной концентрации»

«Идентификация неорганических соединений»

9.4 «Окислительно-восстановительные реакции». Метод электронного баланса. Направление  окислительно-восстановительных реакций. Коррозия металлов и её виды (химическая и электрохимическая). Способы защиты от коррозии.

Лабораторное занятие

«Проведение  окислительно-восстановительных реакций»

Практическое занятие

«Составление  окислительно-восстановительных реакций»

9.5 Контрольная работа

Лабораторные опыты

Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практические занятия

Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

Идентификация неорганических соединений.

Неорганическая химия

 

Блок №10 Неметаллы

 

Цель: Понять сущность строения атомов неметаллов, их свойства, получение и применение.

 

10.1 Галогенные и их соединения. Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Получение галогеноводородов. Качественная реакция на галогенид-ионы. Кислородосодержащие соединения хлора.        Применение галогенов и их важнейших соединений.

10.2 Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, кремний, их соединения.

10.2.1 Кислород, сера и их соединения  его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение. Оксиды и пероксиды. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, её получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, оксиды серы (IV), оксид серы (VI), их физические и  химические свойства, получение применение.

10.2.2 Азот, фосфор и их соединения

Строение атомов, их свойства, как простых веществ. Физические, химические свойства соединение азота и фосфора на примере  азотной, азотистой и фосфорной кислот.

10.2.3 Углерод, кремний и их соединения

Строение молекул оксида углерода, оксида кремния. Характеристика их соединения.

Лабораторные опыты

«Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов, нитратов»

«Работа с образцами неметаллов»

Практическое занятие

«Получение, собирание и распознавание газов (аммиака, углекислого газа и кислорода)»

10.3 Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение.

Благородные газы особенности строения их молекул.

10.4 Контрольная работа по блоку № 10 «Неметаллы»

Демонстрации

Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.

Взаимодействие оксида кальция с водой.

Устранение жесткости воды.

Качественная реакция на ионы кальция и бария.

Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия.

Получение и свойства гидроксида хрома (III).  

Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.

Получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства. 

Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).

Растворение аммиака в воде.

Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом на­трия.

 

Блок №11 Металлы

 

Цель: Понять сущность строения атомов металлов, их свойств в зависимости от положения в Электрохимическом ряду напряжений.

11.1  Щелочные металлы и их соединения

Щелочные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойст­ва лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и перок­сиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных ме­таллов. Распознавание катионов натрия и калия.

11.2 Щелочноземельные металлы

Щелочноземельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химиче­ские свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека.

Лабораторные опыты

«Ознакомление с образцами металлов и сплавов»

«Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната  в карбонат»

Практическое занятие

«Определение содержание карбонатов в известняке»

11.3 Переходные металлы

Переходные элементы (серебро, медь, цинк, хром, ртуть, марганец, железо), особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гид-роксидьт этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента. Важнейшие со­ли переходных элементов. Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени окисления. Комплексные соединения переходных элементов.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные). Производство чугуна и стали.

Лабораторные опыты

«Получение гидроксила алюминия и исследование его свойства»

«Качественная реакция на соль и железо (двух и трех валентного)»

Практическое занятие

«Исследование восстановительных свойств металлов»

11.4 Контрольная работа по блоку № 11 «Металлы»

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы витаминов.

Разложение пероксида водорода с помощью неорганического катализатора (оксида мар­ганца (IV) и фермента (каталаза)).

Действие амилазы слюны на крахмал.

Образцы керамики, металло- и стеклокерамики и изделия из них.

 

Блок №12 Химия и жизнь

Цель: Осознать, что химическое загрязнение окружаюшей среды приносит вред здоровью человека и вызывают различные заболевания.

 

Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы средствами бытовой химии. Общие принципы химической технологии. Природные источники химических веществ. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. Новые вещества и материалы в технике. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жиз­ни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Практические занятия

«Знакомство с образцами лекарственных препаратов»

«Знакомство с образцами моющих и чистящих средств»

«Изучение инструкции по их применению»

Расчётные задачи

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических эле­ментов.

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.

Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции ве­ществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.

Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.

Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.  Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходно­го вещества, содержащего примеси.

Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчет энтальпии реакции.

12.1 Решение расчётных задач

 


литература

Нормативная:

  1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по химии // Сборник нормативных документов / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 443 с.
  2. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180
  3. Габриелян О.С. Примерная программа учебной дисциплины Химия для профессий начального профессионального образования. – ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.

 

Основная:

  1. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
  2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
  3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
  4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
  5. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
  6. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
  7. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
  8. Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
  9. Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
  10. Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

 

Дополнительная:

  1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
  4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
  5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
  6. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
  7. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top