ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая блочно-модульная программа учебного предмета «Экономика» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по образовательным программам: 1.9 «Оператор ЭВМ», 36.5 «Художник по костюму», 37.13 «Садовник» и является единой для всех профессий. Она составлена на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень).

Программа предназначена для осознания базовых экономических понятий и формирования у студентов достаточно цельных представлений о процессах связанных с экономикой, бизнесом, предпринимательской деятельностью. Дисциплина «Экономика» базируется на знаниях таких дисциплин как «История», «Математика», «География», «Обществоведение», «Информатика».

Рабочая блочно-модульная программа состоит из 6 взаимосвязанных блоков: Блок 1. «Погружение в предметное пространство».

Блок 2. «Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи».

Блок 3. «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике».

Блок 4. «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция».

Блок 5. «Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики».

В результате изучения дисциплины студент должен

осознать и понять:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;
  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

развить способности:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
  • применять для экономического анализа: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования: каждому учащемуся предлагается ответить на 30 вопросов, отражающих содержание всего предмета в целом.


Тематический план

 

 

Наименование блоков, ситуаций

Количество часов при очной форме обучения

всего

аудитор-ных занятий

практических

2 курс

 

 

 

Блок № 1. «Погружение в предметное пространство»

2

2

-

1.1. Погружение в предметное пространство

2

2

-

Блок № 2. «Экономическая наука и экономическая политика»

6

4

2

2.1. Экономика как наука и хозяйство

2

2

-

2.2. Экономическая система и потребитель

3

1

2

2.3. Контрольная работа №1

1

1

-

Блок № 3. «Рынок. Фирма. Роль государства в экономике»

12

8

4

3.1. Спрос и предложение - рыночное равновесие

2

2

-

3.2. Основные организационные формы бизнеса в России

2

2

-

3.3. Основы менеджмента и маркетинга

4

2

2

3.4. Функции государства в экономике. Налоги

3

1

2

3.5. Контрольная работа №2

1

1

-

Блок № 4. «ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция»

10

6

4

4.1.  Экономический рост и развитие

2

2

-

4.2. Деньги и банковская система

4

2

2

4.3. Инфляция

3

1

2

4.4. Контрольная работа №3

1

1

-

Блок № 5. «Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики»

8

6

2

5.1. Современная рыночная экономика России

2

2

2

5.2. Организация международной торговли

2

2

-

5.5. Контрольная работа №4

2

2

-

Итого за 2 курс:

38

26

12

Всего:

38

26

12

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель: развить профессиональные способности для будущей работы в экономической сфере.

Результат: 1.осознание и понимание экономических процессов во всех сферах деятельности.

                      2.профессиональные и предметные способности по экономике.

 

Блок 1. Погружение  в предметное пространство

Цель: исследовать значение и место знаний по экономике в процессе освоения основной профессионально-образовательной программы.

 

1.1. Погружение в предметное пространство

Цели и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины и ее значение для профессии. Организация учебного процесса: активные методы обучения, контроль освоения и итоговый контроль знаний. Связь с другими дисциплинами образовательной программы специальности. Презентация предмета.

 

 

Блок 2. Экономическая наука и экономическая политика

Цель: осмыслить процесс существования экономики и основные процессы экономической деятельности. Развивать способности анализировать основные способы экономической организации общества и личности.

 

2.1. Экономика как наука и хозяйство

Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Взаимозаменяемые продукты. Экономический продукт. Процесс воспроизводство экономического продукта.

 Выбор и альтернативная стоимость. Микроэкономика и макроэкономика. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Разделение труда, специализация и обмен. Общественное производство, его основные стадии: производство, распределение, обмен, потребление. Простое и расширенное воспроизводство.

 

2.2. Экономическая система и потребитель

Понятие экономической системы. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Смешанная экономика.

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Предпосылка рационального поведения.

 

 

Блок 3. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Цель: осознать основные экономические принципы существования различных форм бизнеса в России в условиях развития рыночных отношений

 

3.1. Спрос и предложение - рыночное равновесие

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Величина спроса. График спроса. Закон спроса. Факторы, формирующие спрос. Понятие предложения. Предложение. Факторы предложения. Величина предложения. Функция предложения, график предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Точка равновесия. Рыночная экономика – это саморегулируемая система. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

 

3.2. Основные организационные формы бизнеса в России

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок Влияние рыночных отношений на хозяйственную  деятельность. Экономическая эффективность конкуренции.

 

3.3. Основы менеджмента и маркетинга

Понятие и суть маркетинга. Поведение фирм и покупателей на рынке. Конкуренция. Сегментация Жизненный цикл товара. Реклама. Стимулирование сбыта.

Субъекты и объекты управления. Методы управления. Понятие и виды менеджмента и менеджера. Организационная структура. Цикл менеджмента. Управленческая коммуникация и конфликты.

 

3.4. Функции государства в экономике. Налоги

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.

 

Блок 4. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Цель: развивать способности сравнивать выгоды обмена и темп инфляции, безработных и незанятых, равновесную цену и объем продаж, последствия инфляции  и уровень безработицы.

 

4.1. Экономический рост и развитие

 Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

 

4.2. Деньги и банковская система

Деньги. Функции денег. Наличные и безналичные деньги. Электронные деньги. Эмиссия денег. Закон денежного обращения. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

 

 

4.3. Инфляция

Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Последствия и издержки инфляции. Основы денежной политики государства

 

Блок 5. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Цель: осознать основные принципы функционирования российской экономики и способности выхода России на мировые рынки

 

5.1. Современная рыночная экономика России

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

 

5.2. Организация международной торговли

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы


 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Номер и наименование ситуации

Номер и наименование практических работ

2.2. Экономическая система и потребитель

1. Получить и оценить экономическую информацию; составить таблицу семейного бюджета; оценить собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина

3.3. Основы менеджмента и маркетинга

2. Определить влияние внешней и внутренней среды на предприятие, построить организационную структуру управления

3.4. Функции государства в экономике. Налоги

3. Осуществить расчёт налогов

4.2. Деньги и банковская система

4. Определить функции денег, которые они выполняют при совершении различных операций

4.3. Инфляция

5. Проанализировать кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары

5.1. Современная рыночная экономика России

6. Охарактеризовать экономические процессы во внешней политики России


ЛИТЕРАТУРА

Нормативная:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт НПО. – М., 2007
  2. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования. – М., 2007
  3. Примерная программа среднего (полного)общего образования по экономике (профильный уровень). – М., 2007

 

Основная:

  1. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М., 2004
  2. Основы экономической теории. Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001
  3. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. – М.: Вита-Пресс, 2002

 

Дополнительная:

  1. Автономова В.С. «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2004

. – М., 2004

  1. Ахапкин С.Д. Лоция бизнеса. Вита-Пресс В.З. – М.: Вита-Пресс, 2002

3.Гребнев Л., Нуреев Р. Экономика. Курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2000

  1. Гудвин Н.Р., Вайскопф Т.Э., Аккерман Ф., Ананьина О.И., Микроэкономика в контексте. – М.: РГГУ, 2002 
  2. Комплект по «Основам экономической теории» для 10-11 кл. под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2001
  3. Липсиц О.И.. Хрестоматия по экономике для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. – Н. Новгород, 2003
  4. Мир и Россия: материалы для размышлений и дискуссий. Под ред. В. С. Автономова и Т. П. Субботиной. – СПб.: Экономическая школа, 1999.
  5. Мицкевич А. А. Сборник заданий по экономике. — М.: Вита-Пресс, 2001
  6. Основы экономики. Под ред. Б.И.Табачникаса, В.К. Дерманова, А.Я.Линькова. – М.: Вита-Пресс, 2000
  7. Сандерс Ф., Г.Л. Бах и др. Основные экономические понятия. М., 1995
  8. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс. 2000
  9. Черкашин О. Ю. Основы бухучета для школьников. – М.: Вита-Пресс, 2002
  10. Черняк «Введение в предпринимательство». – М., 1998
  11. «Экономика и право» на CD-ROM, под редакцией В.С. Автономова. – М.,2007

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top