РАБОЧАЯ

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

по   предмету «Литература»

для образовательных   программ

35.9 «Художник по костюму»

36.3 «Парикмахер»

35.6 «Фотограф»

1.9 «Оператор ЭВМ»

37.13 «Садовник»

 


Пояснительная записка

В образовательных учреждениях начального профессионального образования для учащихся с базой основной общеобразовательной школы, предусмотрено обязательное изучение курса «Литература», направленного на реализацию обязательного минимума содержания литературного образования. Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). В основе программы – Федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Целями программы являются:

  • приобщение учащихся к богатствам Отечественной художественной литературы;
  • развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни;
  • воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся;
  • формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене;
  • воспитание речевой культуры студентов.

Важным компонентом содержания литературного образования являются теоретико - и историко-литературные знания, знания о языке художественных произведений.

Программа состоит из блоков, которые соответствуют основным эпохам развития литературы, начиная с русской литературы конца XVIII – начала XIX в.в.

Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий, способствующих формированию необходимых компетенций, являются:

  • творческое чтение художественных текстов и адекватное их восприятие;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • выразительное чтение;
  • осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров;
  • определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов, поступков героев и их сущности конфликта;
  • сопоставление произведений, их комментирование, установление ассоциативных связей;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • участие в дискуссиях, утверждение и доказательство своей точки зрения;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • подготовка рефератов, докладов; написание сочинений разных жанров на основе и по мотивам литературных произведений.

            Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронным учебником и Интернет-информация);

– составление тестов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

Программа предусматривает в качестве средств контроля систему тестов по основным темам курса, зачетные вопросы, темы сочинений и рефератов.

 

В результате изучения курса студент должен

осознать:

  • русскую литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
  • содержание художественных произведений русской литературы XIX – XX в.в.;
  • основные факты из жизни творчества писателей – классиков;
  • основные закономерности историко-литературного процесса; основные черты литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);

владеть способами познавательной деятельности:

  • составлять представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • выявлять «сквозные темы», ключевые проблемы русской литературы на определенном этапе развития, раскрывать их нравственный смысл;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм);
  • анализировать и оценивать художественное произведение, его тематику и проблематику, особенности композиции, систему образов, изобразительно-выразительных средств языка;
  • определять род и жанр произведений;
  • давать интерпретацию изученного произведения;
  • создавать тексты различных типов, стилей и жанров (конспекты, планы и тезисы статей, сочинения , рефераты);
  • использовать приобретенные знания и способности в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

 

Таким образом, формирование читательской компетенции является важным элементом формирования  целостной системы универсальных знаний, инвариантных способностей, самостоятельности и личной ответственности, инициативности, способности успешно адаптироваться на рынке труда, т.е. тех компетенций, которые определяют современное качество образования.

 

 

 

 

 

 

Тематический план учебного предмета

п/п

Наименование блоков и ситуаций

Кол-во часов

при очной форме обучения

Всего

Теоретические

Практические

1.

2.

3.

4.

5.

1 курс

Блок 1. «Введение в литературу»

6

6

-

1.1.Погружение в литературное пространство

2

2

-

1.2.Восемь веков русской литературы

2

2

-

1.3.Контрольная работа к Блоку 1 (нулевой срез)

2

2

-

Блок 2. «Русская литература I половины XIX века»

10

10

-

2.1.Русская литература I половины XIX века

2

2

-

2.2.Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

2

2

-

2.3.Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

2

2

-

2.4.Малая проза Н. В. Гоголя

2

2

-

2.5.Контрольная работа к Блоку 2

2

2

-

Блок 3. «Русская литература II половины XIX века»

64

64

-

3.1.Русская литература II половины XIX века

2

2

-

3.2.Художественный мир А. Н. Островского. Драма «Гроза»

6

6

-

3.3.Художественный мир И. А. Гончарова. Роман «Обломов»

6

6

-

3.4.Художественный мир И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети»

6

6

-

3.5.Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Повесть «История одного города»

4

4

-

3.6.Художественный мир Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

4

4

-

3.7.Мир поэзии II половины XIX века

4

4

-

3.8.Художественный мир Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»

8

8

-

3.9.Художественный мир Л. Н. Толстого. Роман-эпопея «Война  мир»

8

8

-

3.10.Художественный мир Н. С. Лескова. Повесть «Очарованный странник»

4

4

-

3.11.Художественный мир А. П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад»

6

6

-

3.13.Контрольная работа  к Блоку 3

2

2

-

3.14.Зачет по теме «Русская литература  XIX века»

4

4

-

Итого за курс

80

80

-

2 курс

Блок 4. «Русская литература рубежа XIX-XX веков»

22

22

-

4.1.Русская литература рубежа XIX-XX веков

2

2

-

4.2.Художественный мир И. А. Бунина. Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание»

6

6

-

4.3.Художественный мир А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет»

6

6

-

4.4.Художественный мир М. Горького. Пьеса «На дне»

6

6

-

4.5.Контрольная работа  к Блоку 4

2

2

-

Блок 5. «Поэзия Серебряного века»

30

30

-

5.1.«Серебряный век» русской поэзии

4

4

-

5.2.Художественный мир А. Блока

4

4

-

5.3.Художественный мир В. В. Маяковского

4

4

-

5.4.Художественный мир С. Есенина

4

4

-

5.5.Художественный мир А. Ахматовой

4

4

 

5.6.Художественный мир М. Цветаевой

4

4

-

5.7.Художественный мир Б. Пастернака

4

4

-

5.8.Контрольная работа  к Блоку 5

2

2

-

Блок 6. «Русская литература I половины XX века»

30

30

-

6.1.«Русская литература I половины XX века»

4

4

-

6.2.Художественный мир М. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»

10

10

-

6.3.Художественный мир А. Платонова. Повесть «Котлован»

4

4

-

6.4.Художественный мир М. Шолохова. Роман «Тихий Дон»

10

10

-

6.5.Контрольная работа к Блоку 6

2

2

-

Блок 7. «Русская литература II половины XX века»

32

32

-

7.1.Поэзия II половины XX века

4

4

-

7.2.Художественный мир  А. Твардовского

4

4

-

7.3.Проза II половины XX века

4

4

-

7.4.Художественный мир А. Солженицына

4

4

-

7.5.Драматургия II половины XX века

2

2

-

7.6.Судьба крестьянства в русской литературе II половины XX века

2

2

-

7.7.Военная тема в русской литературе II половины XX века

2

2

-

7.8.Новейшая литература

2

2

-

7.9.«Другая» литература

2

2

-

7.10.Контрольная работа к Блоку 7

2

2

-

7.11.Зачет по теме «Русская литература XX века»

4

4

-

Итого за курс:

114

114

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание предмета

Цель:  1. Системное осознание литературного процесса XIX-XX веков, реализуемого через индивидуальные стили писателей.

  1. Приобщение учащихся к богатствам Отечественной художественной литературы; развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы.
  2. Формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, умений ориентироваться в категориях художественного образа, композиции, сюжета, самостоятельно и адекватно истолковывать любое художественное произведение.
  3.   Укрепление орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

 

Результат: Квалифицированный читатель, способный самостоятельно и адекватно истолковывать любое художественное произведение; грамотный специалист, способный  применять полученные знания в своей речевой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 1. Введение в литературу.

Цель: 1. Осознать принципы модели саморазвития человека через погружение в предметное пространство.

  1. Понять нормы предметного содержания, способы его изучении.

 

  • Погружение в литературное пространство: Смысл понятия «литература», взаимосвязь элементов системы «Писатель - художественное произведение - читатель», значение литературы в жизни человека.
  • Восемь веков русской литературы: возникновение письменности на Руси, древнерусская литература, литература Средневековья, XVIII века, тематика, жанровое и стилевое своеобразие.
  • Контрольная работа к Блоку 1 (нулевой срез)

Блок 2. Русская литература I половины XIX века.

Цель: 1. Осознать особенностей литературного процесса I половины XIX века.

  1. Осознать многообразие тематики лирики А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова; своеобразие малой прозы Н. В. Гоголя.
  2. Совершенствовать способность анализировать литературное произведение.

 

              2.1. Русская литература первой половины XIX в. Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма. Национальное самоопределение русской литературы.

              2.2. А.С. Пушкин. Художественный мир поэта. Основные мотивы лирики: вольнолюбивая лирика, тема поэта и поэзии, философская, пейзажная лирика, тема дружбы и любви. Стихотворения: «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…».

             2.3.  М. Ю. Лермонтов. Художественный мир поэта. Основные мотивы лирики: Тема одиночества, политическая и гражданская лирика, тема Родины и природы, любовная лирика. Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…».

  • 4. В. Гоголь. Художественный мир писателя. «Невский проспект» - основополагающая повесть сборника «Петербургские повести». Образ города. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя.

2.5. Контрольная работа к блоку 1 «Русская литература I половины XIX века» (нулевой срез).

Блок 3. Русская литература II половины XIX века.

Цель: 1. Осознать особенности литературного процесса II половины XIX века.

  1. Осознать особенности художественного мира писателей II половины XIX века, своеобразие сюжетов, композиций, систем художественных образов их произведений.

 

3.1. Русская литература II половины XIX века. Россия во второй половине XIX в. Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России II половины XIX века. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Причины расцвета русского романа, традиции и новаторство. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Рождение национального театра. Пути развития, традиции и новаторство русской драматургии.

3.2. А. Н. Островский. Художественный мир драматурга. Традиции и новаторство в пьесах Островского. «Колумб Замоскворечья». История создания драмы «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. «Темное царство» и его жертвы. Споры о характере Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы.

3.3. И. А. Гончаров. Художественный мир писателя. История создания романа «Обломов», особенности композиции. Тема и идея романа, система художественных образов. Прием антитезы в романе. Тема любви в романе. Историко-философский смысл романа. Обломов в ряду образов русской классической и мировой литературы. Роман «Обломов» в русской критике.

3.4. И. С. Тургенев. Художественный мир писателя. Тургенев – писатель «переходной эпохи». Время действия и отражение эпохи в романе «Отцы и дети». Сюжет, композиция, система образов романа. Основной конфликт романа. Прием антитезы в романе. Духовное одиночество Базарова. Смысл финала романа. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа. Базаров в ряду других образов русской литературы. Роман «Отцы и дети» в русской критике.

3.5. Мир поэзии II половины XIX века:

- Ф.И. Тютчев. Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Основные мотивы лирики Ф. Тютчева: гражданская, философская, пейзажная, любовная лирика. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти бедные селенья…».

- А.А. Фет. Фет и теория «чистого искусства». Художественное своеобразие, психологизм лирики Фета. Особенности тематики поэзии А. Фета. Импрессионизм в лирике А. Фета, музыкальность его поэзии. Фет о призвании поэта.

3.6. Н. А. Некрасов. Художественный мир поэта. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Художественное своеобразие лирики Некрасова, её связь с народной поэзией. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа. Система художественных образов. Смысл названия поэмы. Тема женской доли в поэме. Тема народного бунта. Счастье в понимании автора и героев поэмы. Оптимистический финал поэмы.

3.7. М. Е. Салтыков – Щедрин. Художественный мир писателя. Традиции и новаторство в жанре сказки. Особенности сатиры Салтыкова – Щедрина на примере повести «История одного города». Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск.

3.8. Ф. М. Достоевский. Художественный мир писателя. История создания, смысл названия романа «Преступление и наказание». Раскольников и его идея, причины преступления. Жанровое своеобразие, система художественных образов. Образ Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Роль внутренних монологов и снов в романе. Проблема нравственного выбора. Психологизм прозы Достоевского.

3.9. Л. Н. Толстой. Художественный мир писателя. История создания, смысл названия романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и образ автора. Система художественных образов. Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Мысль семейная в романе. Художественная правда истории в романе-эпопее «Война и мир». Проблема истинного и ложного героизма в романе.

3.10. Н. С. Лесков. Художественный мир писателя. Изображение русского национального характера в произведениях Н. С. Лескова. Рассказ «Однодум».

3.11. А. П. Чехов. Художественный мир писателя. Тема «маленького человека» в прозе Чехова. Психологизм прозы Чехова. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Традиции и новаторство Чехова – драматурга. Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». система художественных образов в пьесе. Своеобразие конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

3.12. Контрольная работа к Блоку 3 «Русская литература II половины XIX века».

3.14. Зачет по курсу  «Русская литература XIX века».

 

 

 

Блок 4. Русская литература рубежа XIX и XX веков.

Цель: 1. Осознать особенности литературного процесса рубежа XIX и XX веков.

  1. Осознать особенности художественного мира И. Бунина и А.И. Куприна.
  2. Совершенствовать способность анализировать литературное произведение.

                         

4.1. Русская литература первой половины XX века. Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX и XX веков. Литературные направления рубежа веков: реализм и модернизм. Темы и герои реалистической литературы. Жанровые и стилевые особенности реалистической прозы. Конфликт человека и эпохи. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Проблема «художник и власть».

4.2. И.А. Бунин. Художественный мир писателя. Поэзия Бунина. Основные темы и идеи прозы И. Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание». Предметная детализация в рассказах «Человек из Сан-Франциско» и «Легкое дыхание».

4.3. А.И. Куприн. Художественный мир писателя. Основные темы и идеи прозы А.И. Куприна. Тема любви в повести «Гранатовый браслет». символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

4.4. М. Горький. Художественный мир писателя. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Чеховская традиция в драматургии Горького. Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне». Три правды в пьесе и их драматическое столкновение. Проблема счастья в пьесе. особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

4.5. Контрольная работа к Блоку 4 «Русская литература первой половины XX века».

 

Блок 5. Поэзия «Серебряного века».

Цель: 1. Осознать причины бурного расцвета поэзии в начале XX века, особенности литературных течений модернизма.

  1. Совершенствовать способность анализировать литературное произведение.

 

5.1. Серебряный век русской поэзии. Причины бурного расцвета поэзии в начале XX века. Модернизм и его течения: символизм, акмеизм, футуризм. Творчество В.Я. Брюсова, К.Д. Бальмонта, А. Белого, Н.С. Гумилева, И. Северянина, В.В. Хлебникова, Н.А. Клюева. Значение поэзии Серебряного века.

5.2. А. Блок. Художественный мир поэта. Уникальность романа в стихах А. Блока. «Трилогия вочеловечения». А. Блок и символизм. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». Тема революции, особенности построения сюжета, прием контраста в поэме «Двенадцать». Символика цвета в поэме. Образ Христа.

5.3. В.В. Маяковский. Художественный мир поэта. Маяковский и футуризм. Многообразие тем и образов в лирике Маяковского. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Сатира Маяковского. Гротеск. Активная позиция поэта-борца.

5.4. С. А. Есенин. Художественный мир поэта. Традиции А.С. Пушкина и А.В. Кольцова. Есенин и имажинисты. Образная концепция человека. Тема родины и природы в лирике Есенина. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Принцип персонификации. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

5.5. А. Ахматова. Художественный мир поэта. Поэзия женской души. Образ женщины-поэта. Отличительные признаки лирики: психологизм и говорящие детали. Родина в лирике Ахматовой. Темы поэта и поэзии, любви и искусства. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», поэма «Реквием».

5.6. М. Цветаева. Художественный мир поэта. Основные темы творчества М. Цветаевой: творчества и судьбы поэта, одиночества, родины, любви. Единство автора и лирической героини. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Прием контраста. Своеобразие  поэтического стиля.

5.7. Б. Пастернак. Особенности художественного мира Б. Пастернака: невыделенность лирического героя, новое понимание происхождения и задач искусства. Многообразие тем лирики Пастернака. Философская глубина лирики Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

5.8. Контрольная работа к Блоку 5 «Серебряный век русской поэзии».

 

 

Блок 6. Русская литература I половины XX века.

Цель: 1. Осознать особенности литературного процесса I половины XX века, особенности художественного мира писателей I половины XX века; своеобразие сюжетов, композиций, систем художественных образов их произведений.

  1. Совершенствовать способность анализировать литературное произведение.

 

6.1. Русская литература I половины XX века. Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка, «Россия, кровью умытая» А. Веселого и др.).  Поиски нового героя эпохи («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Аэлита» А. Толстого). Интеллигенция и революция в литературе 20-х годов («Города и годы» К. Федина, «Хождение по мукам» А. Толстого, «В тупике» В. Вересаева, поэма «1905 год» Б. Пастернака). Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.). Становление жанра романа-антиутопии в 20-е годы – становление нарастающей тревоги за будущее («Мы» Е. Замятина, «Чевенгур» А. Платонова). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

6.2. М. Булгаков. Художественный мир писателя. Сатира и юмор в произведениях М. Булгакова. История создания, особенности композиции, стиля, новаторство и философская концепция романа «Мастер и Маргарита». Библейские мотивы и образы в романе. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

6.3. А.П. Платонов. Художественный мир писателя. Человек и тоталитарное государство в произведениях А.П. Платонова. Повесть «Котлован». Самобытность языка и стиля писателя.

6.4. М. Шолохов. Художественный мир писателя. История создания романа «Тихий Дон». Смысл названия, жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». Система художественных образов в романе. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Язык прозы Шолохова.

6.5. Контрольная работа к Блоку 6  «Русская литература I половины XX века».

 

 

 

 

Блок 7. Русская литература II половины XX века.

Цель: 1. Осознать особенности литературного процесса II половины XX века, особенности художественного мира писателей II половины XX века; своеобразие сюжетов, композиций, систем художественных образов их произведений.

  1. Совершенствовать способность анализировать литературное произведение.

 

7.1. Поэзия II половины XX века. Формирование поэзии о ВОВ. «Поэтическая весна» лирика Н. Асеева, Л. Мартынова, Ю. Друниной. Время «поэтического бума». Лирика А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Окуджавы. Поэты – шестидесятники. Творчество Н.М. Рубцова, И.А. Бродского

7.2. А. Твардовский. Художественный мир поэта. Человек на войне в лирике Твардовского и в поэме «Василий Теркин». Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Исповедальный характер лирики Твардовского. некрасовские традиции в творчестве поэта.

7.3. Проза II половины XX века. Новый тип литературного процесса. Новаторство В.П. Некрасова и К. Паустовского. «Оттепель» - начало самовосстановления литературы и нового типа литературного процесса. «Лейтенантская», «деревенская», «городская» (В. Аксенов, Д.Гранин, Ю. Трифонов, В. Дудинцев), «лагерная» проза (В.Т. Шаламов).

7.4. А. Солженицын. Художественный мир писателя. Человек и тоталитарное государство в произведениях А. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. публицистика Солженицына.

7.5.  Драматургия II половины XX века. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

7.6.  Судьба крестьянства в русской литературе II половины XX века. «Деревенская» проза 60 – 80х гг. XX века. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Распутина, В. Шукшина, и др.

7.7.  Военная тема в русской литературе II половины XX века. Три направления развития литературы о ВОВ: художественно-документальная проза, героико-эстетическая проза, «лейтенантская» проза. Стилевые трансформации военной прозы 60 – 80х г.г. XX века.

7.8.  Новейшая литература. Формотворческие тенденции в прозе 1990х г.г. Концепция человека и формы его изображения (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин). Жанровые трансформации в прозе конца XX века.

7.9.  «Другая» литература. Социокультурная ситуация II половины 1980-1990х г.г. Постмодернизм в литературе. Произведения С. Каледина, М. Кураева, В. Пьецух, Вен. Ерофеева, М. Харитонова.

7.10. Контрольная работа к Блоку 7 «Русская литература II половины XX века»

7.11. Зачет по курсу «Русская литература XX века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения:

 

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная         повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).


Примерные темы рефератов

 

ХIХ век

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев, В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

 

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова,            Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

 

 

Литература

 

Нормативная

  1. Литература XIX – XX в.в. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000
  2. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

Основная

  1. В мире литературы, 10 класс: Учеб. для общеобр. уч. завед. / Под ред. А.Г. Кутузова. М.: Просвещение, 2004.
  2. Русская литература XIX века, 10 класс./ Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Под ред. М.А. Коровина. М.: Просвещение, 2005.
  3. Русская литература XIX века, 10 класс./ Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Под ред. Ю.В. Лебедева. М.: Просвещение, 2005.
  4. Русская литература XX века, 11 класс./ Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Под ред. В.П. Журавлева. М.: Просвещение, 2005.
  5. Русская литература XX века, 11 класс./ Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ Под ред. В.В. Агеносова. М.: Дрофа, 2005.

 

Дополнительная

  1. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ./ Н.С. Герасимова, М.Ю. Никулина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  2. Литература. 9 и 11 выпускные классы./ Автор-сост. Н.В. Конурина. М.: АСТ-ПРЕСС Школа, 2004.
  3. Маркова Т.Н. Проза конца XX века (Динамика стилей и жанров) // Материалы к курсу истории русской литературы XX века. Челябинск, 2003.
  4. Михновец Н.Г., Кякшто Н.Н. Тесты и контрольные работы по литературе. 9-11 кл. -= СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005.
  5. Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX века: Учебное пособие. СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.
  6. Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1981.
  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЬ, 1992.
  9. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л.. 1970-1971.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top