Методические указания разработаны с целью:

-   оказания помощи педагогическим работникам в оформлении нормативно-планирующей документации, материалов мастер - классов;

  • установления единых норм  к оформлению локальных  документов

   Содержание методических указаний основано на системно-деятельностном подходе, включающем алгоритм деятельности педагогов при оформлении  материалов мастер - классов.


1.Общие положения

 Мастер - класс проводится педагогами (преподавателями и мастерами п\о) с целью:

- передачи передового опыта;

- определения администрацией колледжа вектора профессионального развития педагога;

- установления соответствия реального уровня профессиональной компетентности педагога заявленной категории.

          Мастер - класс проводится по методической проблеме, над которой преподаватель (мастер п\о) работает в соответствии с выданным нормозаданием.

          Мастер - класс оформляется и сдается в научно-методический центр (НМЦ) не менее чем за 3 дня до его проведения.

 

  1. Требования к содержанию

           Материалы мастер - класса должны содержать:

       Введение

  1. Ситуацию занятия  
  1. Предметные (дидактические) средства к ситуации
  1. Методологические (технологические) средства к ситуации
  2. Средства контроля по ситуации занятия                           
  3. Аналитические таблицы

                                                  

  1. Требования к оформлению титульного листа

    Титульный лист является первым листом документа. Он выполняется на листе формата А4 размером 210*297 (приложение 1)

    Содержание полей титульного листа рекомендуется следующее:

        – полное наименование управления, в систему которого входит колледж. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, № 12;

– наименование документа. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №26, жирный;

– ситуация (тема) мастер - класса.   Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №16,  жирный.

 – в правой части рекомендуется помещать фамилию и инициалы педагога. В левой части – подпись (и ее расшифровку) лица, принявшего документ. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №12, обычный;

        – город и время разработки. Заполняется строчными буквами, шрифт Times New Roman, №12.    

 

  1. Введение

 

       Во введении должна быть изложена суть методической проблемы, решаемой педагогом,  оговорены средства и способы решения этой проблемы на  конкретном занятии (открытом).

 

  1. Оглавление (содержание)

    В оглавлении представляются разделы материалов открытого занятия с указанием страниц. Нумерация страниц указывается арабскими  (основная часть) и римскими (приложение) цифрами. Размещается оглавление перед введением.

 

Пример:

Содержание

 

      Введение

  1. Ситуация занятия     ………………………………………………………………………….. 4                                                            
  2. Методологические средства к ситуации  ……………………………………………….….. 5                   

  1. Аналитические таблицы …………………………………………………………………….   8 
  2. Приложение …………………………………………………………………………………..  13

     Предметные средства к ситуации:                                     

 
  1. Ситуация занятия

 

      План занятия при организации занятия в традиционном режиме и ситуация при организации занятия в природно - рефлексивной технологии оформляются по форме ситуации (приложение 2)

 

7 . Методологические средства

 (для работающих в природно – рефлексивной технологии).

    К   методологическим   средствам относятся, модули, древа понятий, алгоритмы (см. приложение 3).

  1. 8. Предметные (дидактические) средства

         При подборе предметных средств обучения нужно учитывать основные общие дидактические функции средств обучения, а именно, что дидактические средства:

- повышают степень наглядности, делают доступным для учащихся учебный материал, который без средств обучения не доступен вообще или трудно доступен;

- помогают удовлетворить и в максимальной степени развить познавательные интересы учащихся, интенсифицируют труд учащихся и тем самым позволяют повысить темп изучения учебного материала;

- являются источником информации, освобождая преподавателя, мастера от большого объема чисто технической работы, тем самым способствуют повышению его творческого уровня;

- являются средством управления познавательной деятельности учащихся со стороны преподавателя, мастера.

     Предметные средства могут быть представлены  в соответствии с перспективно - тематическим планом, скорректированным на конкретную ситуацию (Классификация средств обучения представлена в приложении 4) и вынесены в приложение.

 

  1. Средства контроля

  Если при контроле знаний учащихся преподавателем использовались формы контроля, такие как: задания для проведения самостоятельной            работы, карточки – задания, тесты, кроссворды, задания – инструкции, деловые дидактические игры и т.п., - они приобщаются в пакет материалов открытого занятия.

 

  1. Аналитические таблицы

Преподаватель (мастер п\о) исследует проведенное занятие  по структуре аналитической таблицы (приложение 5).

Кроме того, в материалы мастер - класса приобщаются аналитические таблицы всех приглашенных на занятие педагогов.

Приложение 1 - оформление титульного листа

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                 /Технологический колледж сервиса ГОУ ВПО « ЮУрГУ»/

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА _код__ «_наименование

 


МАТЕРИАЛЫ МАСТЕР - КЛАССА

 

ДИСЦИПЛИНА (или ПРЕДМЕТ): ______________________________

 

КУРС ОБУЧЕНИЯ:___                                           № ГРУППЫ: ___                                                                          

 

 

 

СИТУАЦИЯ (ТЕМА): «_________________________________________»

 

 

 

 

 

 

Принял:                                                                                          Преподаватель (мастер п/о):

____________    _____________                     _________  _____________

  подпись                      (ф.и.о.)                                                    подпись               (ф.и.о.)

 


г. Челябинск, 200_г.


Приложение 2 – ситуация занятия

 Ситуация занятия «Погружение в профессиональное пространство»

Цели

Действия

Средства

Результат

проектируемый

фактический

1.      Преобразовать интерес к избранной профессии в устойчивое желание освоить профессию

2.      Раскрыть содержание профессиональной деятельности и выявить личностные качества, необходимые для данной профессии

 

Наладить вешний механизм саморазвития человека:

- приветствие

- коррекция состава микрогрупп 

- рефлексия состояния

 

Подготовить развивающее пространство, располагающее к взаимодействию мастера и студента

 

1. Преподаватель

2. Группа обучаемых

3. Нормы межличностных отношений

4. Развивающее пространство

5. Лист моего состояния

6. Коллекции

7. Фотоальбомы

8. Видеоматериалы

 

1. Готовность группы к исследованию содержания ситуации 

2. Взаимодействие по нормам межличностных отношений

 

Система инвариантных способностей:

- исследовательские

- проектировочные

- исполнительские (организационные)

- коммуникативные

- рефлексивные

 

I. Организация целевого пространства

 

1. Провести рефлексию по содержанию вводного блока: что значит саморазвитие человека? Что понял про себя? Что можно развивать в себе? Взаимосвязь прав и обязанностей человека.

 

 

1. Содержание ситуации  обучения

2. Алгоритм организации развивающей среды

 

Представление об уровне осознания модели саморазвития, ее главных ценностей: права, обязанности,  ответственность за саморазвитие и освоение профессии

 

2. Заявить содержание ситуации занятия «Введение в профессию»

 

3. Заявить форму занятия: коллективно-индивидуальная мыследеятельность в ситуации

 

Организованы микрогруппы

Соединение внутреннего и внешнего механизмов саморазвития

 

4.  Сообщить позицию мастера на содержание ситуации:

- вводный блок – введение в жизнедеятельность колледжа, организованный по модели саморазвития человека;

- введение в профессию – продолжение и развитие содержания вводного блока;

- взаимодействие прав и обязанностей мастера и студента

 

Осознание модели саморазвития человека через погружение в предметное пространство

 

 

5. Выявить исходный уровень понимания содержания ситуации, противоречия, которые надо разрешить на данном занятии.

Провести беседу по анкете.

Выявить отношение студентов к избранной профессии

 

Анкета «Готовность студента к учебной деятельности»

Осознание понятия «профессия»

Понимание сущности избранной профессии

Осознание качеств личности, необходимых для этой профессии

 

6. Выявить проблему занятия и точно сформулировать ее. «Какие условия необходимы для успешного освоения профессии …»

 

Осознание внутренних и внешних условий (предпосылок) успешного обучения, профессии

Права и обязанности учащихся, права и обязанности мастера как фактор успешного обучения профессии

 

7. Выявить индивидуальные цели познания:

1)  чему могу научиться?

2)  Что необходимо, чтобы стать профессиональным портным, парикмахером и т.д.?

3)  В чем заключаются мои права и обязанности?

4)  И др.

 

Индивидуальные потребности познания

 

 

   

 

8. Соединить цели слушателей в общую цель познания:

1) что такое профессия?

2) В чем сущность профессии портной, парикмахер и т.д.?

3) Что нужно делать, чтобы стать хорошим портным и т.д.?

4) Какие личностные и профессиональные качества особенно необходимы?

5) Какие предметы будем изучать?

 

Вопросы познания группы

 

 

9. Составить общую программу деятельности, прогнозируемый результат

- определить сущность понятия «профессия»;

- определить содержание понятия «Портной», «Парикмахер» и т.д.

- условие успешной профессиональной подготовки;

- личностно-профессиональные качества;

- квалификационная характеристика;

- правила охраны труда.

 

Программа деятельности

10. Выделить ключевые понятия: «профессия», «деятельность», «портной», «парикмахер» и др.

 

ключевые понятия

 

11. Провести рефлексию организации целевого пространства

Что исследуем?

В какой последовательности?

Какие средства используем?

Какие действия производим?

Что получим в результате?

4. Вопросы рефлексии

 

Осознание программы деятельности группы

 

 

 

II. Организация поискового пространства

 

 

 

1. Исследовать понятия

«профессия» - составить древо понятия, сформулировать индивидуальное выводное знание

1. Программа деятельности группы

2.  Алгоритм составления древа понятий

3. Словари В.И. Даля, С.И Ожегова, БЭС

Индивидуальные древа понятий

Выводные знания «Профессия»

 

2. Исследовать смыслы древа понятия «профессия» и выявить условия успешного овладения профессией

Осознание условий успешного овладения выбранной профессии

 

3. Исследовать понятие «портной»  или др., составить выводные знания (индивидуальные, микрогруппы, общие).

 

 

 

 

 

4. Обсудить какие личностные качества необходимы в деятельности по выбранной профессии

 

Качества личности, особенно необходимые для данной профессии

5. Обсудить права и обязанности мастер п/о - студент

 

 

Понимание содержания профессиональной деятельности. условий успешной профессиональной подготовки

Взаимодействие мастера и студентов на основе взятых прав и обязанностей

 

 

 

 

 

III. Организация рефлексивного пространства

 

 

 

1. Осознание результатов совместной деятельности (по процессу и по результату):

 

-      Что понял(а) по содержанию ситуации? Что изменилось в сравнении с первоначальным знанием? Что было новым?

-      Что изменилось в понимании своей профессиональной деятельности? Какие испытываете чувства? Есть ли чувство усталости? Что хотелось бы изменить по процессу обучения?

 

2. Заполнить «лист моего состояния».

1.      Вопросы на понимание содержания и развитие способностей

2.      Вопросы по состоянию сенсорного мира.

3.      Вопросы по состоянию физического мира.

4.      Лист моего состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист моего состояния

 

 


Приложение 3

АЛГОРИТМ

 СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДРЕВА ПОНЯТИЙ

 

  1. Выделить слова для исследования.
  2. Поставить цель на исследование.
  3. Исследовать смыслы слова по разным словарям.
  • Прочитать текст до запятой.
  • Выделить ключевые слова в тексте.
  • Лаконично записать под стрелкой.
  1. Исследовать первый ряд древа понятий.
  • Исследовать текст под каждой стрелкой и убрать повторы по смыслу.
  • Исследовать текст под каждой стрелкой и соединить одинаковые смыслы из разных словарей.
  1. Сравнить смыслы разных посылок.
  • Выделить общее.
  • Найти различное.
  • Сделать умозаключение (установив причинно – следственную связь сконструировать свою мысль).
    • Определить глагол (сказуемое).
    • Подобрать подлежащее.
    • К подлежащему подобрать определение.
    • К сказуемому подобрать обстоятельство и дополнение.
    • Оформить выводное знание по цели.

Пример оформления древа понятия  «органическая химия»

ЦЕЛЬ: исследовать сущность понятия «органическая химия»

 


 

ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

МОДУЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ (ДИСЦИПЛИНЕ)

 

  1. Определить цель модульной организации предметного содержания.
  2. Выявить главные системы (разделы) предмета.
  3. Представить предметное содержание по структуре модуля.
  • Элементы системы.
  • Функции каждого элемента системы.
  • Виды связей между элементами системы.
  • Функции видов связей элементов системы.
  • Функции системы.
  • Нормы функционирования системы.
  • Методы функционирования системы.
  • Свойства системы.
  1. Выделить блоки (разделы) предметного содержания в главных системах предмета. Установить последовательность изучения блоков.
  • Найти аргументы такой последовательности.
  • Доказать логику аргументации.
  1. Разработать модули к каждому блоку  программы.
  2. Сформировать систему модулей  предметного содержания.
  1. Утвердить систему модулей предметного содержания на  заседании кафедры.

 

Модуль оформляется в виде таблицы и имеет следующую структуру:

1. Структура системы

 

1.1. Элементы системы

 

1.2. Функции элементов

 

1.3. Виды связи элементов

 

1.4. Функции видов связи

 

1.5. Функция системы

 

2. Нормы связей

Частные, общие, всеобщие законы

3. Метод функционирования системы

Способ взаимодействия элементов систем (алгоритм действия)

4. Результат функционирования системы

Система свойств, качеств, способностей

 

Пример оформления модуля на предмет «Химия»

МОДУЛЬ «ХИМИЯ»

 

1

Структура системы

 

.1

Элементы

Вещество1

Вещество2

1.2

Функции элементов

Носитель массы, энергии, свойств

Внутриатомное взаимодействие, межатомное взаимодействие

Внутримолекулярное взаимодействие, межмолекулярное взаимодействие

1.3

Виды связей элементов

Ковалентная связь, металлическая связь

Ионная связь, ковалентная связь, донорно-акцепторная, водородная связь

1.4

Функции связей

Обеспечивает условия для образования веществ

1.5

Функции системы

Образование простых и сложных веществ

2

Нормы связей

1. Закон постоянства состава

2. Закон сохранения и превращения энергии

3. Периодический закон

3.1. Теория строения атома

4. Теория химического строения органических соединений

5.Реакция соединения, разложения, замещения, обмена

3

Методы функционирования системы

1. А+ВàАВ (реакция соединения)

2. АВ à А+В (реакция разложения)

3. АВ + С à СВ + А (реакция замещения)

4. АВ + CD à AD + СВ (реакция обмена)

4

Результат функционирования системы (свойства)

Вещество с новыми свойствами

Пример оформления модуля на блок по дисциплине «Конструирование одежды»

 

МОДУЛЬ № 2. Проектирование базовых конструкций поясных изделий в женской одежде

 

 

 

1

Структура системы

1

2

3

1.1

Элементы

Сетка чертежа

Передняя половинка (юбки, брюк)

Задняя половинка (юбки, брюк)

1.2

Функции элементов

Определяет длину и ширину изделия

Обеспечивает построение

 

1.3

Виды связей элементов

                            

 

1.4

Функции связей

Обеспечивает построение чертежа поясного изделия

1.5

Функции системы

Обеспечивает расчет и построение чертежа поясного изделия (юбки, брюк)

2

Нормы связей

ОСТ 17-326-81 «Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды». Единый метод конструирования женской поясной одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам.

3

Методы функционирования системы

  1. Алгоритм построения сетки чертежа.
  2. Алгоритм построения передней половинки изделия.

3.    Алгоритм построения задней половинки изделия.

4

Результат функционирования системы (свойства)

1.Профессиональные способности:

Исполнительские – разновидностей юбок и брюк;

Проектирование – выбор размерных признаков и прибавок;

Исполнительские – расчет и построение чертежа конструкции юбки, брюк.

Рефлексия – проверка чертежа конструкции юбки, брюк.

2. Предельные способности – чертеж юбки, брюк.

Приложение 4 – перечень предметных средств

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДМЕТНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

 

  1. Алгоритмы, правила.

2.Таблица «________________».

  1. Схема «_______________».
  2. и т.д.

 

(Далее предметные средства обучения прилагаются согласно перечню)

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

по результатам мастер – класса _________________________________________________________________

 

Предмет исследования

Успех

Ошибки

Причины ошибок

Способы устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top