Цель занятия — знакомство кружковцев с правила­ми техники безопасности при работе в лаборатории со станочным и электротехническим оборудованием, с инст­рументом и приборами.

Объяснение темы начинается с рассказа в популяр­ной форме о технике безопасности как об отрасли зна­ний. Поскольку вся практическая деятельность в круж­ке электронной автоматики связана с использованием электрической энергии, в первую очередь необходимо об­ратить внимание кружковцев на тот факт, что электри­ческий ток таит в себе большую потенциальную опас­ность для жизни человека.

При непосредственном контакте (касании) человека с токонесущими частями электрический ток проходит че­рез его тело. При этом возникает ощущение так назы­ваемого электрического удара. Электрический удар мо­жет вызвать паралич мышц, когда человек сам оказыва­ется не в состоянии оторваться от токонесущих элемен­тов, поражение органов дыхания и сердца, что обычно приводит к смертельному исходу.

Иногда электрический ток оказывает на человека теп­ловое действие — ожог, например при электрической ду­ге. Ожоги сами по себе не являются смертельными (если размеры обожженных поверхностей не достигли крити­ческой величины), но они могут принести тяжелые фи­зические страдания, лишить человека зрения.

В условиях кружка электрический ток может стать косвенной причиной несчастных случаев. Почувствовав даже слабый удар электрического тока, ребенок непро­извольно делает резкое нерассчитанное движение, в ре­зультате чего можно пораниться о выступающие острые части прибора, нанести ожог паяльником себе или сосе­ду и т. д.

Преподаватель должен разъяснить кружковцам гот факт, что в конечном счете исход любого электропора­жения зависит от величины тока, который проходит че­рез тело человека. Безопасным можно считать ток ни­же 0,01 а. Если принять сопротивление тела человека в худшем случае в 1000 ом, то верхним пределом безопас­ного напряжения для детского организма окажется:

Uбез =0,01 • 1000=10 в.

Если ребята не знают, что такое сопротивление и каки­ми единицами оно измеряется, преподаватель для срав­нения называет величину сопротивления электрической лампочки, электропаяльника или любого другого извест­ного электроприбора.

Характер электрического тока также влияет на сте­пень электробезопасности. Так, при одном и том же на­пряжении постоянный ток оказывается менее опасным, чем переменный (справедливо для напряжений до500в).

Далее педагог кратко рассказывает членам кружка о значении заземления для безопасной эксплуатации электрооборудования. Его цель сводится к тому, чтобы отвести электрический ток в землю в том случае, если он по причинам каких-либо неисправностей перейдет на части электроустройств, которые не должны находиться под током.

Рассказать об устройстве электропаяльника и прави­лах обращения с ним. Обратить внимание на особенно­сти каждого инструмента, рассмотреть опасные момен­ты работы с ними.

При откусывании кусачками и бокорезами отлетают небольшие кусочки проволоки, которые могут попасть в глаза. Во избежание несчастного случая откусываемую проволоку нужно держать как можно дальше от липа и следить, чтобы кусочки ее не разлетались в разные сто­роны.

Чертилка, керн, ножки разметочного циркуля имеют острые концы. Необходима осторожность и вниматель­ность при обращении с этими инструментами, чтобы не поранить руки.

При кернении нельзя держать пальцы у самого ост­рия керна, так как можно легко промахнуться и пора­нить руку. Удобно и менее опасно наносить удары по керну молотком небольшого веса с квадратным бойком.

При резании листового металла с помощью ножниц их закрепляют в тиски либо удерживают в руке. Закреп­лять ножницы в тиски нужно прочно. Слабо закреплен­ный инструмент может вырваться и поранить руки. Важ­но следить, чтобы пальцы или нижнюю часть ладони не защемить ручками ножниц.

В месте реза листового металла ножницами образу­ются острые кромки, которыми можно поранить руки.

Нельзя держать руку на линии реза. Во время резания заготовку следует придвигать к середине ножей ножниц, уменьшая при этом усилие к концу резания, чтобы нож­ницы не сорвались.

При выпрямлении и гибке металлов необходимо сле­дить, чтобы молоток был плотно насажен на ручку. Ле­вую руку следует держать в стороне от места удара мо­лотка.

Перед нанесением ударов по изгибаемой детали не­обходимо проверить прочность закрепления в тисках заготовки с оправкой.

Следующим вопросом в плане данного занятия явля­ется показ приемов сверления на сверлильном станке. Даже если ребята уже знакомы с работой на сверлиль­ном станке по занятиям в школьных мастерских, нужно все равно коснуться некоторых общих положений отно­сительно устройства станка и дать соответствующие разъяснения в связи со сверлением отверстий в матери­алах. Руководитель демонстрирует на станке получение отверстий в листовом металле и текстолите. В ходе пока­за приемов сверления обращает внимание членов круж­ка на правила техники безопасности при сверлен'ии. В частности, обрабатываемую деталь следует зажимать в ручных тисках или держать плоскогубцами; нельзя низ­ко склоняться над вращающимся сверлом во избежа­ние захвата волос; не следует сильно нажимать на ры­чаг при сверлении; удаление стружки допускается толь­ко после остановки станка и отвода сверла.

Здесь сообщение теоретических сведений можно пре­рвать и предложить кружковцам выполнить тренировоч­ные упражнения по основным приемам работы с инст­рументом, обращению со станками и приборами.

Все действия членов кружка производятся под непо­средственным наблюдением педагога. Вначале руководи­тель предлагает ребятам произвести самостоятельное включение электропаяльников в сеть, предварительно обесточив ее общим рубильником. Обращается внимание кружковцев на тот факт, что паяльник на рабочем месте обязательно должен находиться на паяльнице по пра­вую руку работающего. Необходимо следить также, что­бы жало паяльника не касалось шнура питания, по­скольку из-за прожога изоляции возможно короткое за­мыкание. На данном этапе перед педагогом стоит зада­ча привить своим воспитанникам навыки правильного и безопасного обращения с электропаяльником. Независи­мо от того, включен паяльник или нет, брать его всегда нужно только за ручку. Выработанная с самого начала привычка поможет избежать случайных ожогов и пора­жений электрическим током. Необходимо всячески иско­ренять привычку испытывать нагрев паяльника быстрым касанием пальцами его поверхности или сильным надав­ливанием недостаточно разогретого паяльника на боль­шой кусок припоя до тех пор, пока он не начнет плавить­ся. Последний случай является причиной механической поломки электропаяльников.

Далее переходят к закреплению практических навы­ков работы с монтажным и слесарным инструментом. Учебный процесс на данном этапе может быть построен по следующей схеме. Преподаватель вызывает по спис­ку членов кружка и предлагает по очереди каждому продемонстрировать приемы работы с одним из инстру­ментов. В то же время остальные кружковцы наблюда­ют за его действиями. Если они неверные, педагог, а еще лучше сами ребята поправляют вызванного, помогают овладеть трудным для него приемом. Например, одному кружковцу поручают продемонстрировать приемы отку­сывания проводов с помощью бокорезов, другому — приемы работы ножницами по металлу, третьему — про­извести кернение и т. д.

Обучение приемам работы на станках, исключая сверлильный, и с приборами следует отложить на сле­дующие занятия до прохождения соответствующих тем. А вот сверлильный станок необходим чуть ли не с пер­вого занятия. Поэтому каждый кружковец должен в первую очередь научиться обращаться с этим станком. С этой целью члены кружка производят учебное сверле­ние отверстий: устанавливают сверло в патрон, включа­ют станок, сверлят отверстие в заготовке, останавлива­ют станок и извлекают сверло из патрона.

|
Copyright © 2020 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top