Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то, с какими людьми мы общаемся. Особенно в юношеском воз­расте весьма сильно стремление к подражанию, ког­да нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от плохого.

Если воспитанник имеет счастье общаться с та­кими людьми, которые заслуживают уважение по своему основательному, здравому и вместе скромно­му рассуждению, по своей способности живо и лег­ко изображать предметы и вообще по своему умст­венному образованию, то от этого сообщества для образования своих способностей он может получить очень важную пользу. Находясь в таком сообщест­ве, он незаметно возбуждается к собственному раз­мышлению, учится быстро понимать мысли других, ясно и определенно выражать свои, взвешивать каждый предмет с разных сторон. В общении с об­разованными людьми он также услышит многое, че­го иначе не мог бы узнать без напряжения, и с удо­вольствием научится тому, что в училище узнал бы только с трудом и, может быть, с принуждением.

Таким образом, что в другом случае стоило бы долгого времени и могло бы легко забыться, то в об­щении с людьми он изучает как бы незаметно, и предметы, о которых здесь услышит, долго не вый­дут у него из памяти, так как с ними соединены при­ятные воспоминания о лицах, месте, времени и т. п.

В обществе людей науки обыкновенно бывают более занимательны и более приспособлены к насто­ящим обстоятельствам и расположению воспитанни­ка, а поэтому гораздо легче воспринимаются и доль­ше удерживаются в памяти, чем если бы они были изучены в училище по книгам и в определенное вре­мя. Некоторые же предметы, например живые язы­ки и правила внешнего приличия, только в общении с людьми и можно изучать правильно, легко и быстро.

Впрочем, общение с людьми легко также может вести и к превратному образованию, когда, напри­мер, мальчик или юноша общается с пустыми гово­рунами, мечтателями, самолюбивыми умствователя- ми или с такими людьми, которые увлекаются за­блуждениями и предрассудками или заражены мне­ниями вредного духа времени.

Из сказанного видно, как мы должны быть ос­торожны в обхождении с детьми и в их присутствии! Они часто бывают гораздо внимательнее к разгово­рам старших, нежели к тому, что говорится непо­средственно к ним. Слово, которое при таких случа­ях западает в душу, иногда остается в ней на многие годы и в свое время приносит плоды жизни или смерти. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих! (Мф. 18, 10). Поэтому родители и на­ставники должны заботиться о том, чтобы дети не входили ни в какие худые сообщества, должны вну­шать им, чтобы и по окончании воспитания они все­ми мерами удалялись от общения с людьми пороч­ными. О Тимофей,— писал апостол к возлюбленно­му ученику своему,— храни преданное тебе, от­вращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, неко­торые уклонились от веры (1 Тим. 6, 2021).

Слишком долго было бы излагать здесь особенные правила в отношении того, как молодой человек дол­жен общаться с другими, чтобы верно достигать как земного благосостояния, так и вечного своего назначе­ния, что преимущественно должно быть его целью.

Большая часть новых зарубежных писателей, рассуждавших об этом предмете, имели в виду толь­ко одно временное бытие человека. Даже нравствен­ные правила у них часто не имеют никакой другой цели, кроме той, чтобы человек мог хорошо прожить в этом мире, а будущую, вечную жизнь и приготов­ление к ней оставляют они в стороне, ни мало не за­ботясь о том. Поэтому предлагаемые ими нравствен­ные правила хотя заключают в себе много хорошего и полезного, но почти всегда холодны и безжизнен­ны, по причине равнодушия писателей к животвор­ной вере, и дышат тем, что в Св. Писании называет­ся плотской мудростью (2 Кор. 1, 12).

Сюда также относится путешествие. Общение со многими и различными людьми, наблюдение ино­странных произведений искусств, разные происше­ствия и случаи, со всем этим соединенные, весьма много способствуют не только расширению круга наших познаний, но и исправлению многих недо­статков, укоренившихся в нас на родине, и сообща­ют нашему характеру более твердости. Поэтому го­ворит пословица: чужая сторона прибавит ума.

Впрочем, для путешествия требуется не только значительный достаток, но и твердое благочестие, глубоко укоренившийся в душе сыновний страх к Богу и некоторая зрелость тела и духа. В юношеских летах путешествие может быть безвредным и истин­но полезным только в сопровождении благоразум­ного и добросовестного руководителя.

К сожалению, очень часто случается, что юноша из путешествия привозит в отечество только уязв­ленную совесть, оскверненное воображение и рас­слабленное тело. Как ягненок, ходя среди репейни­ков, оставляет на них самую лучшую шерсть, так бывает и с юношами, если они без должной осто­рожности посещают большие города.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top