Как для благочестия и добродетели, так и для умственного образования весьма важно то, с какими людьми мы общаемся. Особенно в юношеском возрасте весьма сильно стремление к подражанию, когда нежная душа так легко привязывается к другим и перенимает весь образ их мыслей и поступков, часто не отличая хорошего от плохого.
Если воспитанник имеет счастье общаться с такими людьми, которые заслуживают уважение по своему основательному, здравому и вместе скромному рассуждению, по своей способности живо и легко изображать предметы и вообще по своему умственному образованию, то от этого сообщества для образования своих способностей он может получить очень важную пользу. Находясь в таком сообществе, он незаметно возбуждается к собственному размышлению, учится быстро понимать мысли других, ясно и определенно выражать свои, взвешивать каждый предмет с разных сторон. В общении с образованными людьми он также услышит многое, чего иначе не мог бы узнать без напряжения, и с удовольствием научится тому, что в училище узнал бы только с трудом и, может быть, с принуждением.
Таким образом, что в другом случае стоило бы долгого времени и могло бы легко забыться, то в общении с людьми он изучает как бы незаметно, и предметы, о которых здесь услышит, долго не выйдут у него из памяти, так как с ними соединены приятные воспоминания о лицах, месте, времени и т. п.
В обществе людей науки обыкновенно бывают более занимательны и более приспособлены к настоящим обстоятельствам и расположению воспитанника, а поэтому гораздо легче воспринимаются и дольше удерживаются в памяти, чем если бы они были изучены в училище по книгам и в определенное время. Некоторые же предметы, например живые языки и правила внешнего приличия, только в общении с людьми и можно изучать правильно, легко и быстро.
Впрочем, общение с людьми легко также может вести и к превратному образованию, когда, например, мальчик или юноша общается с пустыми говорунами, мечтателями, самолюбивыми умствователя- ми или с такими людьми, которые увлекаются заблуждениями и предрассудками или заражены мнениями вредного духа времени.
Из сказанного видно, как мы должны быть осторожны в обхождении с детьми и в их присутствии! Они часто бывают гораздо внимательнее к разговорам старших, нежели к тому, что говорится непосредственно к ним. Слово, которое при таких случаях западает в душу, иногда остается в ней на многие годы и в свое время приносит плоды жизни или смерти. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих! (Мф. 18, 10). Поэтому родители и наставники должны заботиться о том, чтобы дети не входили ни в какие худые сообщества, должны внушать им, чтобы и по окончании воспитания они всеми мерами удалялись от общения с людьми порочными. О Тимофей,— писал апостол к возлюбленному ученику своему,— храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 20—21).
Слишком долго было бы излагать здесь особенные правила в отношении того, как молодой человек должен общаться с другими, чтобы верно достигать как земного благосостояния, так и вечного своего назначения, что преимущественно должно быть его целью.
Большая часть новых зарубежных писателей, рассуждавших об этом предмете, имели в виду только одно временное бытие человека. Даже нравственные правила у них часто не имеют никакой другой цели, кроме той, чтобы человек мог хорошо прожить в этом мире, а будущую, вечную жизнь и приготовление к ней оставляют они в стороне, ни мало не заботясь о том. Поэтому предлагаемые ими нравственные правила хотя заключают в себе много хорошего и полезного, но почти всегда холодны и безжизненны, по причине равнодушия писателей к животворной вере, и дышат тем, что в Св. Писании называется плотской мудростью (2 Кор. 1, 12).
Сюда также относится путешествие. Общение со многими и различными людьми, наблюдение иностранных произведений искусств, разные происшествия и случаи, со всем этим соединенные, весьма много способствуют не только расширению круга наших познаний, но и исправлению многих недостатков, укоренившихся в нас на родине, и сообщают нашему характеру более твердости. Поэтому говорит пословица: чужая сторона прибавит ума.
Впрочем, для путешествия требуется не только значительный достаток, но и твердое благочестие, глубоко укоренившийся в душе сыновний страх к Богу и некоторая зрелость тела и духа. В юношеских летах путешествие может быть безвредным и истинно полезным только в сопровождении благоразумного и добросовестного руководителя.
К сожалению, очень часто случается, что юноша из путешествия привозит в отечество только уязвленную совесть, оскверненное воображение и расслабленное тело. Как ягненок, ходя среди репейников, оставляет на них самую лучшую шерсть, так бывает и с юношами, если они без должной осторожности посещают большие города.