Без сомнения, прежде всего надо обучать детей тому, что необходимо. Это правило важно как отно­сительно познаний, так и относительно приобрете­ния привычек к известным действиям.

Самая же необходимость определяется отноше­нием предметов к временному и вечному назначению человека. Но конечная и главная цель наша, к кото­рой мы должны стремиться всегда, есть Бог и единый Посредник между Богом и падшим человеком — Иисус Христос, без Которого нет спасения; а первый наш долг на земле — вера, действующая любовью. Будучи приняты в дом спасения, в Церковь Господа Иисуса Христа, объемля Его верой и одушевляясь Его Духом, мы должны любить Бога всеми силами, а ближних, как самих себя.

Поэтому первый и необходимый предмет наше­го учения есть единая истинная православная кафо­лическая вера, которую дал нам Бог и на которой Иисус Христос основал Церковь Свою, при непре­рывном содействии Святого Духа.

Так как это познание для всех безусловно необ­ходимо, то в этом отношении нет различия между простолюдинами и благородными, между неучены­ми и высокообразованными, между полом мужским и женским: святую веру нужно во всякое время предпочитать всему.    Сия ж есть жизнь вечная,— учит Истина,— да знают Тебя, единого Истинно­го Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Только через Иисуса Христа и в общении с Ним можем мы соделывать свое спасение и, нако­нец, достигнуть вечного блаженства (Деян. 4, 12). Поэтому святой апостол Павел все прочее, в сравне­нии с познанием Христа Иисуса, Господа нашего, почитает тщетою и сором (Флп. 3, 8).

Обучение Закону Божию должно состоять не только в раскрытии истин христианской веры и нравственности, но и в побуждении воспитанников к исполнению Божественных заповедей. Праведный живет верой, и вера его обнаруживается в любви. Уже было сказано прежде, в каком отношении должно находиться учение о святой вере к разуму и памяти, к сердцу и деятельной жизни.

Кроме познания о вере надо преподавать воспи­танникам те знания и искусства, которые частью во­обще, частью по отношению к предполагаемому бу­дущему званию учеников более или менее необходи­мы. Сюда прежде всего относятся: образование сло­ва, чтение, чистописание и арифметика.

Искусства эти очень важны не только по их вли­янию на раскрытие и образование умственных спо­собностей в детях, но и потому, что являются необхо­димым средством сообщать детям всякие другие познания и как бы незаметно вводить их в деятельную жизнь. Книги, предлагаемые для чтения, по содержа­нию также должны быть сообразны с тем, что для ученика полезно и необходимо. То же нужно сказать об упражнении в чистописании и арифметике.

Вообще желательно, чтобы преподавание в учи­лищах было построено, насколько это возможно, на принципе соблюдения единства. Подобно лучам, стремящимся к своему общему средоточию, все предметы, начиная с азбуки, должны стремиться к высшей цели образования, то есть к тому, чтобы че­ловек более и более уподоблялся своему Первообра­зу — Богу. В противном случае, без связи с глав­ным началом всякого истинного ведения, то есть с познанием о Боге, все познания человека будут от­рывочны; да и сам человек, без любви к Богу и не­прерывного стремления к Нему, будет походить на жалкий отрывок из целого.

За необходимым, если позволяет время, может и должно следовать полезное, посредством чего облег­чается, украшается и возвышается наша жизнь. А так как предметов полезных больше, нежели человек может усвоить, то здесь особенно нужно обращать внимание на возраст и пол, на способности и склон­ности и на будущее звание учеников. Истинно по­лезному никогда не нужно предпочитать то, что только блестит и ослепляет; да и среди полезных предметов надо выбирать такие, которые для воспи­танника более полезны и благотворны.

К сожалению, были и теперь есть люди, которые учение о святой вере ставят на последнее место или, по крайней мере, смотрят на веру как на нечто второ­степенное. Такие же понятия о ней внушают они сво­им детям или воспитанникам и не только не заботят­ся о поддержании и усилении в них духа благочестия, но иногда даже намеренно ослабляют его, замечая в наставляемых горячую ревность к делам благочестия.

Что удивительного, если дети, воспитанные под руководством таких родителей или учителей, не бу­дут иметь ни любви к Богу, ни уважения к Святой Церкви и окажутся холодными ко всему священно­му, а может быть, даже станут смеяться над тем, в чем надлежало бы им искать своего счастья, будут презирать святую веру и ее учение, забывая, что ис­тинные радости человека и вечная, блаженная жизнь приобретаются только в недрах Христовой Церкви и только через исполнение Божественных заповедей.

Для каждого здраво рассуждающего человека должно быть очевидно то, что полезным предметам надо обучать ребенка, смотря по его способностям, ибо какого можно ожидать плода, когда воспитан­ник к известному предмету, например, к живописи, совершенно не показывает способностей? Самое большое прилежание не может заменить таланта. Но труднее вопрос: надо ли при этом соотноситься с наклонностями воспитанников?

Известно, как переменчивы и непостоянны их наклонности: иной предмет кажется для них сначала очень занимательным, но как только они испытыва­ют трудность учения, появляется отвращение к сему предмету, и они уже желают учиться чему-нибудь другому. Что выйдет из молодого человека, если, повинуясь влечению своих непостоянных наклонно­стей, он всегда будет делать только то, к чему влечет его то одна, то другая наклонность? Поэтому необ­ходимо с ранних лет приучать детей к господству над собой, чтобы они могли исполнять обязанности, не­смотря на противоборство своих наклонностей.

Но родителям и воспитателям при этом надо по­ступать так, чтобы дети не думали, будто их застав­ляют учиться известным предметам только по свое­нравию или упорству наставника.

Для этого учителя должны стараться, с одной сто­роны, хорошо подготовившись к урокам, уметь при­дать предметам новизну и занимательность и чрез­мерно не обременять детей уроками, а с другой — ча­ще показывать детям применение и пользу известных предметов в жизни; на наклонность же ученика сле­дует обращать внимание только в том случае, когда она обнаруживает в нем отличные способности к из­вестным познаниям или искусствам.

Подобные наклонности обыкновенно обнаружи­ваются отчетливо и постоянно и почти непреодолимо побуждают ребенка испытывать себя в тех предме­тах, которые соответствуют его таланту. История детства известных художников представляет нам яс­ные доказательства этого. Если в воспитаннике об­наруживаются отличные дарования, непреодолимо влекущие его к известному роду деятельности, то не обращать на них внимания значило бы не уважать законов природы и ее внушений.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top