Вопрос о средствах совершенствования нравст­венности, кажется, уже решен. Нравственность со­храняется и совершенствуется через совершенствова­ние человека в истинном благочестии, ибо только свя­тая вера есть живой источник нравственной жизни.

Смотря по тому, течет или иссякает этот источ­ник,— цветет или умирает и небесное растение, ко­торое мы называем христианской добродетелью и которое есть не что иное, как вера, действующая лю­бовью. Впрочем, здесь мы будем говорить не столь­ко о внутреннем животворном начале нравственнос­ти, сколько о возможно полном раскрытии и обнару­жении ее; покажем, как должна действовать вера на деятельный (практический) ум человека, чтобы он знал свои обязанности и умел прилагать закон к сво­им действиям.

Хотя установленная Иисусом Христом спаси­тельная вера содержит в себе некоторые чисто поло­жительные предписания, при которых нам не остает­ся ничего другого делать, как только верой прини­мать и исполнять их, каковы, например, постановле­ния, относящиеся к Святым Таинствам, однако она не исключает и употребления нашего разума, если только он возбуждается, просвещается и предохра­няется от заблуждений посредством Божественного Откровения. Поэтому о вечном Слове, бывшем у Бога в начале и соделавшемся плотию во времени, го­ворится: Был Свет истинный, Который просвеща­ет всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9).

То же означают и слова святого Захарии, когда, вдохновенный свыше, он присовокупил, что Слово пришло просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 79). От этого Божественного Светильника человеческий разум всегда должен заимствовать просвещение и образование, ибо духовное наше око видит только в той мере, в какой само озаряется Его светом. Раскрытие и образование деятельного ума совершается, особенно у детей, не посредством уче­ных объяснений, но следующими путями:

а) когда наставник хорошо подобранными приме­рами и изречениями Св. Писания объясняет сокры­тую в человеке идею справедливости и долга;

б) когда он часто предоставляет воспитаннику возможность произносить свое суждение о нравст­венном достоинстве или недостоинстве частных по­ступков, взятых из истории или из обыкновенной жизни;

в) также, когда он внушает воспитаннику, по­средством примеров, что мы, для достижения выс­шей нравственности, должны не только делать угод­ное Богу, но делать именно потому, что это угодно Ему, то есть никогда не упускать из виду высших побуждений и действовать по этим побуждениям;

г) когда он знакомит воспитанника с правилами нравственного вменения, указывая на опыты, осо­бенно же показывая ему, как сами последствия на­ших поступков и даже действия других могут вме­ниться нам в заслугу или привести к обвинению;

д) наконец, когда он учит воспитанника, как ча­стные поступки подводить под общие правила и об­щие правила прилагать к деятельной жизни и к част­ным ее случаям.

Для того чтобы ознакомить ребенка с частными его нравственными обязанностями, не нужно с ран­них лет раскрывать ему эти обязанности подробно, на уровне науки. Напротив, в первые годы надо на­ставлять ребенка только в том, что ему теперь нуж­но делать. Такое наставление необходимо как мож­но более приближать к слабым его понятиям, напри­мер, показывая, как он должен вести себя в церкви и в училище, как соблюдать приличие дома, в обхож­дении со своими родителями, братьями и сестрами, с лугами, посторонними людьми, словом, со всеми, к кому он имеет отношение.

А по мере того как круг его зрения расширяется, и жизнь его становится многообразнее, и эти настав­ления должны быть предлагаемы полнее и основа­тельнее. Только никогда не нужно забывать, что де­ти охотнее доверяют своим глазам, нежели слуху, и поэтому лучшим наставлением для них служит доб­рый пример тех, с коими они общаются.

Выше уже было замечено, что детям только в общих чертах надо делать предостережения от тех пороков, о которых им еще нет нужды иметь ясные понятия; например, о грехах, противных целомуд­рию, надо говорить вообще, как о пороках отврати­тельных, которых они должны стыдиться перед Бо­гом и Ангелами, хотя бы этих пороков не замечал ни один человек. Впрочем, как ни часто нужно напоми­нать детям об их обязанностях, по причине их непо­стоянства, не следует докучливо твердить им одно и то же, всегда и везде, потому что это возбуждает от­вращение и скуку.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top