Ум есть духовное око человека, которым он ви­дит не то, что является во времени и пространстве, но вечные первообразы как того, что есть, так и то­го, что должно быть. Хотя ум есть одна сила, одна­ко мы даем ему различные наименования. Он назы­вается: умом созерцательным (теоретическим), ког­да исследует истину, умом деятельным (практичес­ким), как провозвестник вечного закона, с которым мы должны сообразовывать все действия нашей сво­боды; а некоторые еще называют его высшим вооб­ражением (или фантазией), как орган, созерцающий идеи прекрасного, великого и высокого.

Во всех указанных значениях ум пробуждается в ребенке гораздо раньше, нежели думают некото­рые. Как скоро ребенок начинает судить об истин­ном, прекрасном и нравственно добром,— это знак, что ему уже открывается если не солнце, то, по крайней мере, заря высшего мира. Хотя душа еще не понимает ясно этих высоких идей, но живой росток умственной деятельности уже пришел в движение и с нетерпением ждет нужного пособия для своего дальнейшего раскрытия. Это пособие состоит в по­стоянном возбуждении, упражнении и направлении деятельности ума. Здесь воспитаннику необходимо:

а) по мере приобретенной им силы ума при вся­ком случае давать предметы для размышления об истине, справедливости и несправедливости;

б) занятия направлять так, чтобы детского ума не расстраивали ни предрассудки, ни худые наклон­ности и чтобы он с радостью принимал познанную истину.

 

Ошибаются те, кои под образованием ума разу­меют только сообщение отвлеченных понятий, об­щих положений и глубокомысленных доказательств. Также несправедливо делают, когда образование ума отделяют от образования способности внешнего восприятия и, чтобы воспитанника сделать умным, считают нужным только возвысить его в мир идей, между тем как ум, с самого пробуждения своего, должен мало-помалу укрепляться, приучаясь судить о предметах внешнего и внутреннего мира, о предме­тах мира физического и нравственного, о том, что прежде было, и о том, что каждый день происходит вне нас и с нами самими.

Как чувство красоты первоначально раскрыва­ется не посредством науки о красоте (эстетики), но посредством правильного рассмотрения тех предме­тов, которые своей красотой хотя бы слабо отражают первообраз красоты, так точно раскрывается и чувст­во истины и нравственного добра. Отсюда очевидно, что погрешают утверждающие, будто образование ума надо откладывать до лет духовной зрелости.

Можно ли человеку достигнуть духовной зрело­сти, если чувство истины и долга в нем заранее не возбуждено, не раскрыто постепенно и оставлено без попечения? Без раннего образования ума невоз­можно истинно человеческое образование и прочих способностей, потому что только ум возвышает че­ловека над животным и делает его истинным челове­ком. Все ошибочные мнения в этом случае происхо­дят от неправильного взгляда на существо ума или от того, что его образование, о котором должна рас­суждать наука воспитания, смешивают с образова­нием собственно философским.

Об образовании высшего воображения будет сказано ниже, когда станем говорить об образовании чувства красоты. Здесь кратко скажем о высоком значении ума. Ум есть способность находить истину и жить сообразно с ней, или способность приводить в согласие земное с неземным, временное с вечным. Всегда внимать гласу Бога и всегда верно следовать ему есть знак высшего образования ума.

Только того мы считаем истинно умным челове­ком, кто свои знания правильно употребляет для до­стижения главного своего назначения. Поэтому собственно образование ума и нравственное образо­вание есть одно и то же.

По учению веры, истинно умный человек есть только тот, кто в жизни непритворно показывает се­бя истинно благочестивым и добродетельным. И так как одно только христианство есть истинная вера, божественность которой подтверждается непререка­емыми историческими событиями, и спасение пад­шего рода человеческого возможно только через ве­ру в Иисуса Христа, то кому не горестно слышать, что и в наше время некоторые стараются подрывать христианство?

Особенно прискорбно то, что под видом совер­шенствования любознательного юноши отвлекают ум его от того, что для него дороже всего, и, подоб­но Иеровоаму, развращавшему Израиль, вместо то­го чтобы вести его в Иерусалим, в притворы едино­го и истинного Бога, влекут в Дан и Вефиль для по­клонения идолу, которого сами сделали.

О, если бы философия пришла в себя от своего опьянения и увидела, что она тогда только достойна

своего имени (любовь к мудрости), когда идет по пустыне, опираясь на единое истинное руководство — учение Иисуса Христа, единого истинного Учи­теля, подобно тому как таинственная Невеста — на своего Возлюбленного! (Песн. 8, 5). Сам опыт учит нас, что каждая система сама в себе носит зародыш своей смерти, как скоро она является враждующей против Евангельского учения и Св. Церкви, крае­угольный Камень и Глава которой есть Иисус Хри­стос, Истинный Бог, Творец и Владыка всех тварей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top