Жизнь человека разделяется на периоды детства, отро­чества, юности, зрелости, старости. Разумеется, строгой грани между ними нет. Нельзя, например, про юношу ска­зать, что в какой-то день закончилась его юность и он стал мужчиной. Этот день не отметишь в календаре. В кален­даре отмечается лишь день и час его рождения.

В первые недели новорожденный приспосабливается к новым условиям жизни. В это время гигиенический уход за мальчиком лишь незначительно отличается от ухода за де­вочкой. Особенно тщательно надо следить за чистотой крайней плоти, так как вместе с мочой туда могут по­пасть микробы и вызвать местное воспаление.

У большинства новорожденных мальчиков наблюдается некоторое сужение отверстия крайней плоти — кожного мешочка, закрывающего головку полового члена. За та­кими детьми требуется особо тщательный гигиенический уход, так как вокруг отверстия откладываются выпадаю­щие из мочи соли, вызывающие раздражение кожи, зуд. К раздражению кожи может присоединиться и инфекция, может возникнуть воспалительный процесс, мочеиспуска­ние станет затрудненным и болезненным. Избавить от этих неприятностей могут теплые (36—37°) ванночки со слабым раствором марганцовокислого калия. После ванны следует смазывать головку полового органа вазелиновым маслом. У новорожденных мальчиков могут набухать грудные же­лезы. Через несколько дней это явление проходит. Если же припухлость не спадет, надо показать ребенка врачу.

Иногда в поведении малыша могут появиться особенно­сти, которые пугают родителей, неправильно истолковы­вающих развитие мальчика. Речь идет, в частности, о на­пряжении полового органа, вызванном каким-либо физи­ческим раздражением. В дальнейшем может быть даже связано с часто наблюдающейся у детей раннего воз­раста игрой половыми органами. Маленький человек зна­комится с окружающим миром, обследует его, в том числе и свои собственные органы. И приходить в отчаяние родите­лям нет причин. Однако следить зa ребенком надо. Слу­чайно касаясь половых органон, ребенок испытывает при­ятное щекотание, которое он затем может попытаться по вторить. Чтобы с возрастом у мальчика не возникло она­низма, необходимо следить за положением рук малыша и, конечно, в первую очередь выяснить, нет ли местных при­чин, вызывающих зуд и раздражение половых органов. За­ражение глистами, особенно острицами, откладывающими яйца в заднем проходе, может также способствовать раздражению и приводить к напряжению полового члена. Это ни в коем случае не следует понимать как проявление раннего полового чувства у своего сына. С половым возбуждением такие случаи не имеют ничего общего.

С раннего возраста ребенок начинает играть. Игра развивает ребенка и в то же время воспитывает будущий характер юноши, мужчины. Для мальчиков характерна большая активность. Мальчишеские забавы типа невинной борьбы, в которой каждый хочет одержать победу, сорев­новательные игры только развивают ребят. Эти стремления мальчиков надо всячески поддерживать, организуя и конт­ролируя их игры. Не сдерживайте естественное стремление ребят играть в бурные, шумные игры, давайте им волю проявлять свои порывы. Ведь это естественная физиологи­ческая потребность развивающегося ребенка. Еще Кант го­ворил: «Нет ничего более смешного, чем степенность взрос­лого в ребенке».

Следует воспитывать у мальчика почтительное, береж­ное отношение к женщине. Он должен чувствовать, что с приятелем можно затеять борьбу, а с подругой-девочкой— нельзя. Мальчик должен воспитываться в любви и уваже­нии к женщине (матери, сестре, подруге-девочке, а затем невесте, жене), преклоняться перед ее нравственной чисто­той, светлым материнским чувством.

При совместном пребывании девочек и мальчиков в яс­лях, детском саду, при общих развлечениях надо особен­но тактично избегать ситуаций, которые могут возбудить половое любопытство. Разумеется, общих рецептов в этих вопросах нет и быть не может. Главное — оградить ребен­ка от всего того, что может содействовать раннему про­буждению половых инстинктов.

Родите должны сдержанно проявлять свои чувства к детям. Бурные ласки, объятия, поцелуи, шлепки по ягодич­ной области — все это может провоцировать раннее раз­витие полового чувства, так как половой центр находится в нижней части спинного мозга; ни в коем случае нельзя брать мальчиков в общую женскую баню.

Брюки мальчиков должны быть свободного покроя, без грубых швов. Особенно вредна привычка держать руки в карманах. Даже такое, казалось бы, невинное занятие, как ковыряние в но-cy, не говоря о его неэстетичности, может привести также к обострению чувственности у мальчи­ка, так как постоянно раздражает окончание корешков нер­вов, находящихся в слизистой оболочке основания перед­ней половины средней носовой раковины, и бугорка — так называемые «точки Флисса» — «половые» точки в носу.

В дошкольный период ребенок начинает «входить в жизнь», осмысливать окружающее, обогащать запас пред­ставлений благодаря развитию и усилению деятельности коры головного мозга. В этом возрасте (с 4 до 7 лет) у ребенка начинают возникать такие вопросы, которые очень часто ставят в затруднительное положение взрослых. Наблюдая за жизнью животных, живя в семье, в которой появляются его младшие сестры и братья, ребенок, естест­венно, интересуется «таинственными» событиями, которые совершаются вокруг него. И от того, насколько тактично и тонко родители ответят на эти вопросы, зависит, будет ли их ребенок акцентировать внимание на вопросах взаимоот­ношения ПОЛОВ.

Не надо вызывать обостренный интерес к этому во­просу. Но в то же время всякая попытка оградить ребят от проникновения в запретную зону окриками: «Тебе еще рано об этом знать» или «Об этом стыдно спрашивать», только разжигает датское любопытство. Дети могут удов­летворить его из случайных источников, во дворе, в детском саду. И зачастую после такой «информации» у них возникает неправильное, извращенное представление о са­мой чистой и интимной стороне человеческих отношений.

Особенно следует быть осторожными в разговоре с мальчиками. Разговоры на сексуальные темы могут раз­вить их воображение и вызвать преждевременные поллю­ции (непроизвольное семяизвержение во время сна).

Множество причин обусловливает правильное созрева­ние и рост мальчика. Среди них главенствующую роль иг­рает социальная среда. Как правильно отмечают многие ученые, на формирование физического и духовного разви­тия человека-оказывают влияние наследственные факторы и общественные условия. В настоящее время ученые раз­ных специальностей во многих странах изучают вопросы акцелерации, отмечаемой за последние годы.

В Германской Демократической Республике были про­ведены измерения многих тысяч новорожденных, показав­шие, что за последние годы длина их увеличилась на 2,5 см, причем ускорение роста наблюдается не только во внутриутробном периоде, но и продолжается после рожде­ния ребенка. В зависимости от социальных условий страны (войны, экономический спад или подъем материального со­стояния населения) наступает ускорение или замедление весо-ростового коэффициента.

Исследования ученых показывают, что в нашей стране за последние 30 лет рост 13-летнего мальчика увеличился на 6 сантиметров.

В процессе развития нескольких поколений произошло ускорение психического и интеллектуального созревания детей различных возрастных групп.

Современные дети развиваются и созревают физически гораздо быстрее. Раннее созревание и развитие детей вы­двигают ряд проблем перед педагогами, школьными врача­ми, психологами, родителями в области полового воспита­ния. Эти проблемы возникают вследствие увеличения раз­рыва между наступлением половой зрелости и достиже­нием необходимой самостоятельной жизни.

Половое созревание у мальчика начинается в возрасте — 10—11 лет. В это время отмечается рост полового члена и яичек. В 12—13 лет меняется форма гортани и ломается голос. В 13—14 лет появляется небольшое оволосение на лобке, начинается формирование скелета по мужскому типу. В этот период отдельные части тела развиваются бы­стро, но неравномерно. Подростки в это время неуклюжи, и это нервирует их. Они становятся несдержанными, раздра­жительными. Рост тела в длину опережает развитие при­способительного механизма, т. е. организм не успевает приспосабливаться к новым условиям. Вот почему в этот период ребята часто устают. Подросткам такого возраста нужен щадящий режим, который при необходимости сле­дует устанавливать в занятиях спортом, учебе.

В режиме дня мальчика обязательно должны быть предусмотрены занятия спортом.

Физические упражнения улучшают обмен веществ, по­вышают психическую и умственную деятельность, создают положительный эмоциональный фон. Отмечено, что если физические упражнения начинать с раннего детского воз­раста, ритм сердечных сокращений, частота дыхания ос­таются нормальными и в последующие годы. О том, как наладить физкультурный режим в своей семье, вы должны посоветоваться с врачом.

Учитывая возрастные и половые особенности ребят, можно сделать следующие общие рекомендации. Детям младшего школьного возраста полезны занятия утренней гимнастикой, составленной из простых, легко выполнимых упражнений, подвижные игры, прыжки через скакалку, ка­тание на санках, на коньках, хождение на лыжах, игры с мячом. Однако не надо злоупотреблять упражнениями на гибкость во избежание травмирования или ослабления свя­зок, мышц и подготовки почвы для возникновения различ­ных нарушений осанки. Детям среднего школьного возрас­та нужно заниматься утренней гимнастикой, играть в по­движные игры, кататься на коньках, ходить на лыжах, за­ниматься легкой атлетикой (бегом на 30 -60 м, прыжками, кроссами до 500 м, метанием облегченной гранаты, малень­ких резиновых мячей на дальность и в цель), плавать, хо­дил, в туристические походы, заниматься спортивной гим­настикой (упражнениями в висе, л пинии и т. д.).

Плавание, лыжи, коньки, спортивные игры, легкая ат­летика, спортивная гимнастика и гребля — все это для ребят интересные развлечения, приятный отдых и полезные физические упражнения. Занятие греблей хорошо укреп­ляет мускулатуру, благоприятно действует на органы ды­хания. Обучать ребят кататься на легкой прогулочной лодке можно с 11 —12 лет, конечно, в присутствии взрос­лых, а тренироваться в академической гребле следует с 13—14 лет. Хоккеем и фехтованием разрешается зани­маться систематически с 11 лет. Кроме того, следует иметь в виду, что не все виды спорта могут быть рекомендова­ны детям. Хочется предостеречь родителей от чрезмерного увлечения их сыновей боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и игрой в футбол. Усиленная тренировка в этих видах спорта допустима лишь с 13—14-летнего возраста и только под руководством опытного преподавателя физического воспитания. Ребята могут начинать ездить на двухколес­ном велосипеде при условии нормального физического развития и хорошего здоровья с 9—10 лет. Однако зло употребление ездой на велосипеде в этом возрасте может вызвать у физически слабого ребенка сутулость и другие нарушения осанки.

Кроме того, в период полового созревания, как мы уже говорили, увлечение велосипедом может привести и к дру­гим нежелательным последствиям.

Тренировке поддаются не только мускулы, но и наши эмоции. Правильно пишет академик П. К. Анохин, что вос­питание эмоций ведет к гармоничному развитию личности человека. И такая планомерная тренировка должна начи­наться с раннего детства.

Детей надо научить управлять процессами торможения, которые должны задерживать ненужную в данный момент деятельность. Как утверждает П. К. Анохин, торможение является только инструментом, с помощью которого одна деятельность задерживает другую. Он, например, говорит: «Вместо того чтобы просто сказать ребенку „нельзя есть руками», нужно подобрать ему побуждения, основанные на эмоциях совета, чистоплотности, стыда и т. д. Этим и будут тормозить ненужную деятельность». Воспитывать в ребенке комплексы тормозящих возбуждений — значит раз­вивать сознательность в широком смысле.

Период полового созревания проходит у подростка спо­койно, если он увлечен делом — учением, трудом, творче­ством. Спорт также отвлекает подростков от «половых пе­реживаний», перераспределяя энергию с сексуальных эмоций на другие цели. Под влиянием физических упражне­ний нервно-мышечный аппарат подростка делается более пластичным, а движения координированными. Мышцы для своей усиленной работы берут запас питательных веществ из крови, повышая при этом окислительные процессы.

Занятия спортом укрепляют не только нервную систему. Удивительная особенность у этого «лекарства», Каждому человеку в любом возрасте оно дает то, что ему необхо­димо. Вялых, неподвижных подростков спорт делает энер­гичными, ловкими, снимает угловатость их движений, из­лишне возбужденных — успокаивает. Тех и других зака­ляет физически, наливает силой их крепнущие мускулы. И что не менее важно — коллективный товарищеский дух спортивных соревнований воспитывает характер подрост­ков, учит их преодолевать трудности, дает возможность познать радость достижения поставленной цели.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top