В процессе длительного развития человеческого общества семейно-брачные отношения претерпевали постоянные изменения. К. Маркс в 1846 г. писал: «Возьмите определен­ную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, опреде­ленную организацию семьи».

Первобытные люди, вооруженные камнем, палкой или костью, находясь в окружении диких зверей, в одиночку не могли с ними бороться. Поэтому естественным являет­ся их объединение в группы. В этот период семейно-брач­ные отношения не существовали. Половой инстинкт про­являлся в неупорядоченных половых связях: половозре­лые мужчины сожительствовали со всеми половозрелыми женщинами.

В «Манифесте Коммунистической партии», опублико­ванном в 1848 г., К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что совре­менная буржуазная семья основана «на капитале, на част­ной наживе». И в современном капиталистическом обществе среди крупной и мелкой буржуазии основой семейно-брачных отношений является накопление капитала и укрепле­ние частной собственности. Крупный капитал особенно жестоко эксплуатирует женщину. Семья мелкого собствен­ника — крестьянина, фермера, ремесленника — это не только бытовая, но и производственная ячейка. Муж как хозяин всех средств и продуктов производства здесь явля­ется полновластным главой семьи. В буржуазном обществе основой семьи и теперь остается брак по расчету.

Великая Октябрьская социалистическая революция поло­жила начало государству нового типа — демократии трудя­щихся. Революция изменила социальную структуру обще­ства и установила полное равноправие мужчин и женщин как в политическом, так и в экономическом отношении. В нашей стране женщины широко привлечены к трудовой деятельности. Уже в 1929 г. 27% всех советских рабочих и служащих составляли женщины. Из года в год этот про­цент повышался и в 1945 г. в связи с войной достиг 55. С переходом мужчин к мирному труду процент женщин в составе рабочих и служащих несколько снизился, хотя число занятых на работе женщин увеличилось. В 1966 г. женщины в СССР составляли 47% от общего числа рабо­чих и служащих. Нельзя не отметить активного участия женщин в борьбе рабочего класса с капитализмом и цариз­мом, а также их самоотверженности в дни Великой Отече­ственной войны не только в тылу: сотни тысяч женщин сражались вместе с мужчинами на фронте и в партизан­ских отрядах.

Половое воспитание является нераздельной, неотъемлемой частью общего воспитания. Если бы в практической вос­питательной работе в семье и школе половое воспитание детей и молодежи проводилось независимо, в отрыве от общего воспитания, это привело бы к тяжелым последст­виям: внимание и интерес к вопросам пола еще более обо­стрились бы. Только признавая и осуществляя на практике единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодей­ствие всех сторон воспитания, можно достигнуть положи­тельных результатов и в половом воспитании.

Половое созревание происходит под влиянием развития половых желез (яичек у мужчин и яичников у женщин) и воздействия на организм выделяемых ими особых про­дуктов — гормонов.

Все железы человека и особенно железы внутренней секреции, к которым относятся половые железы, тесно свя­заны с нервной системой, а через нее и между собой. Нерв­ная система объединяет все железы внутренней секреции
в единую эндокринную систему и во взаимодействии с ни­ми регулирует деятельность всего организма. Этим дости­гается единство и целостность организма.

Половое влечение — половой инстинкт — представляет естественное, врожденное явление. Существование полово­го инстинкта известно с незапамятных времен. Сходство гормонов, возбуждающих половой инстинкт человека и высших животных, велико. В отличие от животных челове­ку свойственны психическая деятельность и речь, матери­альной основой которых является кора головного мозга. Под влиянием окружающей человека общественной среды возникают, развиваются и закрепляются разнообразные психические реакции, из которых многие могут вызвать усиление и распространение в коре головного мозга имею­щегося полового возбуждения, вследствие чего оно может принять господствующий характер. Преодолеть это явле­ние природы вполне под силу сознательному человеку. Ко­ре головного мозга, кроме возбуждения, свойственно еще более выраженное состояние — торможение, т. е. спо­собность ограничивать, задерживать либо совсем погасить очаги возбуждения. Силой своей воли, своим обществен­ным сознанием каждый человек может сдержать, затормо­зить, подавить разнообразные неблаговидные, противоре­чащие общественному строю желания, устремления, вклю­чая и возникшее в центральной нервной системе половое возбуждение.

К венерическим заболеваниям относятся сифилис, гоно­рея, мягкий шанкр и четвертая венерическая болезнь.

Тяжелые социально-экономические условия капитализ­ма и его высшей стадии — империализма обусловили боль­шое распространение половых болезней и проституции как самого частого источника заражения. По материалам Все­мирной организации здравоохранения, число заболевших сифилисом в США в 1965 г. по сравнению с 1955 г. увели­чилось в 3 раза. Нередко там встречаются и больные врож­денным сифилисом. Процент больных гонореей в Англии в 1961 г. возрос на 94, в Италии в 1958 г. — вдвое. Особенно высока заболеваемость половыми болезнями среди угне­тенного негритянского населения в США и бывших коло­ниях. Представленные сведения безусловно занижены, так как вследствие малой доступности в этих странах лечебной помощи учетом охвачена лишь часть больных.

В Советском Союзе воспитание человека имеет общест­венный характер. Воспитание детей и молодежи в семье, которое признается одной из основных, важнейших ее за­дач, тесно и всесторонне взаимосвязано с общественным воспитанием. Вместе они составляют единую систему вос­питания советского человека.

Родителям надо знать, как в общем воспитании ребенка, девушки и юноши, а также молодежи решать задачи поло­вого воспитания. Девушкам и юношам, подросткам, моло­дежи надо иметь определенные представления и знания в области половой проблемы, что может предупредить тяже­лые последствия неосведомленности.

Гигиена — учение о правилах сохранения здоровья. По­ловое воспитание очень тесно связано с гигиеной детского и школьного возраста.

Особое значение имеет соблюдение чистоты тела, кожи. Кожа не только защищает организм от неблагоприятных, вредных воздействий окружающей среды, но и выполняет ряд функций, имеющих жизненно важное значение для организма в целом.

Окружающий ребенка мир весьма многообразен. Вся жи­вая и неживая природа с различными ее формами и про­явлениями уже с малых лет вызывает интерес у детей. Под влиянием окружающей среды быстро и разносторон­не развивается их мышление, умственный кругозор, внут­ренний мир. Поэтому пусть не удивляются и не смущают­ся родители, если малыш обратится к ним с вопросом о своем происхождении. В детском возрасте такие вопросы возникают как отклик на что-то услышанное либо уви­денное у себя дома, во дворе, на улице, т. е. под влиянием внешнего воздействия. Эти вопросы часто носят случай­ный характер и появляются без внутреннего побуждения. Нужно повседневно заботиться, чтобы в окружающей ре­бенка среде (в семье и вне семьи) не возникали и быстро устранялись обстоятельства, которые могут возбудить у детей интересы полового характера, а следовательно, и повод для возникновения подобных вопросов.

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top