В «Манифесте Коммунистической партии», опублико­ванном в 1848 г., К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что совре­менная буржуазная семья основана «на капитале, на част­ной наживе». И в современном капиталистическом обществе среди крупной и мелкой буржуазии основой семейно-брачных отношений является накопление капитала и укрепле­ние частной собственности. Крупный капитал особенно жестоко эксплуатирует женщину. Семья мелкого собствен­ника — крестьянина, фермера, ремесленника — это не только бытовая, но и производственная ячейка. Муж как хозяин всех средств и продуктов производства здесь явля­ется полновластным главой семьи. В буржуазном обществе основой семьи и теперь остается брак по расчету.

В капиталистическом обществе угнетение женщин про­является в ограничении гражданских прав, более низкой оплате по сравнению с мужчиной за тот же труд, в требо­вании приданого от женщины при вступлении в брак, в преимущественном праве мужа в семье на детей и на иму­щество, в двойной морали (что можно мужчине — нельзя женщине) и т. п. Представители США и Англии на засе­дании Комиссии ООН по правам женщин заявили, что принцип равноправия в оплате труда мужчин и женщин «устарел и несовместим с демократией».

Тяжелое экономическое и правовое положение женщи­ны в капиталистическом обществе приводит к большому распространению проституции, торговле женщинами. В 1966 г. в Японии был раскрыт гангстерский синдикат, занимавшийся поставкой японских девушек в различные увеселительные заведения, находящиеся на оккупирован­ных США территориях.

В буржуазном обществе все возрастающие противоре­чия в семейно-брачных отношениях вызывают кризис семьи и резкое увеличение разводов. По данным А. Г. Хар- чева, в США один развод приходится на 4 брака. В Италии брак считался вечным, нерасторжимым; развод там не существует. Семейное право ставит женщину в полную за­висимость от мужчины: если супруги «разошлись» и живут врозь, то по закону весь заработок жены принадлежит мужу. Лишь в конце 1970 г. был принят закон о разводе. Показателем кризиса брака и семьи в капиталистических странах может служить нередко наблюдающаяся значи­тельная разница в возрасте вступающих в брак — признак брака по расчету, а также широкое распространение браков по объявлениям в газетах, содержание которых отчетли­во выявляет материальную заинтересованность.

Примером брака по расчету может служить и киберне­тический брак. В кибернетическую машину загружаются специальные перфокарты с перенесенными на них чертами характера и пожеланиями претендентов. Нажатие на кноп­ку — и рождается новая семья. А ведь кибернетическая машина может лишь отобрать сходные, заложенные в нее перфокарты, которые соответствуют сведениям, получен­ным от желающих вступить в брак. Вряд ли кто-либо из них чистосердечно расскажет, что он капризен, неуживчив, жесток, лишен совести, злоупотребляет спиртными напит­ками. В качестве примера приводим такой случай. В одном из городов Австралии женщина принуждена была разве­стись, так как муж обращался с ней жестоко. Желая обза­вестись семьей, она обратилась в «брачное бюро». Спустя некоторое время ее пригласили в бюро для знакомства с подходящим супругом. Каково же было ее возмущение и разочарование, когда ей представили ее бывшего мужа.

В капиталистических странах общественная система ведет к отчужденности и разобщенности людей. Естествен­но, что и в семейных отношениях все более снижаются чувства родства, супружеского и семейного долга. Наряду с грандиозным техническим прогрессом, который буржуа­зия стремится использовать для своего личного обогаще­ния, все более выявляется душевная опустошенность лю­дей. Здесь уместно привести слова немецкого коммуниста- утописта Вильгельма Вейтлинга, который более 100 лет назад дал очень меткую характеристику брака при капита­лизме: «Любовь — ядро ореха, брак — скорлупа. Денежная система — червяк, проникший в ядро и губящий его. Огромное большинство грызет горькую и жесткую скор­лупу».

Однако среди передовых слоев трудящихся капитали­стических стран неуклонно происходят прогрессивные изменения в семейно-брачных отношениях. В пролетар­ской семье в соответствии с общей идеологией передовых масс рабочего класса и его борьбой за улучшение своего правового и материального положения, более отчетливо выступает моральная основа брака, что способствует укреп­лению пролетарской семьи и ограничивает пагубное влия­ние на нее буржуазного общества. Совершенно на другой основе строятся взаимоотношения и заключаются браки в странах социалистического лагеря.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top