Повышение квалификации имеет своей главной целью поступательное развитие личности обучающегося на основе совершенствования его профессиональной деятельности.

Модель повышения квалификации реализуется при смене парадигмы когнитивной на личностно-ориентированную, поэтому нами сделан акцент на андрагогическую науку.

Личностно-ориентированное обучение имеет свои закономерности. По В.В. Серикову это:

  1. Элемент проектирования обучения - не фрагмент учебного материала, а «событие в жизни личности», дающее ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его».
  2. Проектирование обучения есть совместная деятельность учителя и ученика.
  3. Стирание грани между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) - источник личностного опыта.
  4. Обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека.
  5. Межличностное, межсубъектное общение среди участников учебной деятельности и становление внутреннего личностного мира педагога как части содержания образования.
  6. Текст как фрагмент приобретаемой культуры усваивается через контекст. Усваивается не фрагмент целостной жизнедеятельности (знания и умения!), а сама эта целостность, что предполагает, по меньшей мере, имитационно-игровое воспроизведение жизненных ролей и ситуаций.

Задание 1.

Перечень показателей качества электронной лекции

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ

Критерии оценки качества лекции

Перечень показателей качества электронной лекции

 

научность (соответствие современному уровню развития науки)

Непротиворечивость раскрываемых понятий

Ссылка на авторов и источники научных концепций

Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований

Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции

мировоззренческая сторона

Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых

наличие методологических вопросов, правильная их трактовка

Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций

Раскрытие закономерности рассматриваемых  явлений

Целостность  в раскрытии сущности  рассматриваемой проблемы

освещение истории вопроса

Отражение этапов, периодов развития  научной области

показ различных концепций

Наличие в лекции не менее 2-3 концепций

связь с практикой

Наличие ярких примеров

Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей  на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности)

Связь примеров с опытом слушателей

связь с предыдущим и последующим материалом

Понятная структура лекции

Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции

Введение новых понятий с опорой на ранее изученные

внутрипредметные, межпредметные связи

Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей

Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины)

Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки

изложение материала, выходящего за пределы учебника

Наличие  в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий

Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной  в лекции 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

четкая структура и логика изложения

Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала

Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему

наличие плана, следование ему

Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале

 

сообщение литературы к лекции

Наличие списка литературы

Наличие гиперссылок на Интернет-источники

доступность и разъяснение новых терминов

Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления

доказательность

Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помо­щью которых этот тезис обосновывается –вы­вод

Наличие аргументов, учитывающих  уровень знаний слушателей в той области нау­ки, по которой читается лекция

выделение главных мыслей

Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п.

наличие приемов закрепления

Наличие в лекции:

- закрепляющих упражнений,

- тестов для самопроверки,

- примеров с разбором решений и др.

подведение итогов

Наличие в конце лекции:

- резюме,

- выводов,

- вопросов.

применение наглядных пособий, ТСО

Уместность использования пособий и ТСО

Своевременность использования пособий и ТСО

Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы

применение лектором опорных материалов

Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий

Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА
РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ

требование конспектировать и контроль выполнения

Наличие обратной связи

Наличие критериев оценки выполнения заданий

Наличие баллов в системе оценивания заданий

обучение студентов методике записи лекции

Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций

помощь в конспектировании

Выделение главных мыслей в лекции

Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание)

активизация мышления

Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий

использование приемов поддержания внимания

Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры,  изменение высоты голоса, мимики преподавателя

побуждение задавать вопросы

Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы

Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос

разъяснение особо трудных вопросов

Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос

Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов

Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса 

наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику

Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования

Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы

Однозначность понимания текста задания слушателями

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
 ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

знание предмета

 

умение установить контакт

Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.)

Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся  эмоциональное состояние аудитории

эмоциональность

Искренность 

Сдержанность

Экспрессивность

Эмоциональное взаимодействие с аудиторией

поставленный голос

Способность лектора достигать максимальной силы голоса

Способность голоса выдерживать значительные нагрузки

Яркое и сильное звучание речи

Широкий звуковысотный диапазон речи

Длительность дыхания

хорошая дикция

Плавность и слитность произнесения слов

Чёткость и ясность произношения

Приемлемая манера выговаривать слова

ораторское мастерство

Убеждающее воздействие

Владение техникой речи

Большой запас слов

Свободное владение речью

Коммуникабельность

культура речи

Владение языковой нормой устного и письменного языка

Умение использовать выразительные языковые средства

Правильное произношение слова

Коммуникативная целесообразность

Богатство речевых оборотов

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ

информационная ценность

Достаточная новизна знаний

Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассужде­ний, не требующих размышления,

Развивающее содержание лекции

Наличие нескольких познавательных  уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического

воспитательный аспект

Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества

достижение дидактических целей

Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции

 

Содержание контроля обучения

 

Когнитивно-ориентированный подход

Личностно-ориентированный подход

 

Главные цели обучения

Передача знаний, умений и навыков; социализация, т. е. подготовка к выполнению своих функций в обществе

Обеспечение личностного роста ученика, его самореализации по отношению к образовательным областям

 

Объект контроля

Внешне заданное содержание образования, независимо от учителя и ученика

Внутреннее содержание образования, являющееся результатом деятельности ученика

 

Эталон для оценивания

Внешние образовательные стандарты

Индивидуальные качества личности ученика, сопоставленные с образовательными стандартами

 

Способ оценки

Сравнение достижений ученика с эталоном

Сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности

 

Методы контроля

Контрольные работы, тесты, зачёты, экзамены

Сопоставление полученных результатов с целями индивидуальной образовательной программы

 

Форма оценки

Выставленные оценки, рейтинг

Качественные характеристики, описывающие степень образовательного приращения ученика по каждому из выделенных направлений

 

Обучающая роль контроля

Умение учащегося соотносить своё обучение с требованиями к нему со стороны общества

Умение учащегося выстраивать индивидуальную траекторию по отношению ко всем образовательным областям

 

 

Изменение содержания образования

Самостоятельная деятельность личности

Компетенции

Уровни математической компетенции

 

Кривых И. Ю.

ГУ « Средняя школа № 5»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ

 МАТЕМАТИКИ.

 

Проблема повышения качества образования в последние годы получает новый ракурс рассмотрения. Так, в «Концепции 12 – летнего образования Республики Казахстан» она соотносится с изменением содержания образования (соответственно и его результата), которое для общего образования выступает как «новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». В этих условиях возрастает значимость математики как фундаментальной науки и как предмета, так как именно на уроках математики  формируются те стороны современной личности, которые востребованы информационным обществом сегодня, т. е.  у учащихся формируются ключевые компетенции.

Модератор группы: Данельченко Т.А., руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров

Педагоги группы: Варганова И.В., и.о. зав.кафедрой ЕМД, Кудинов В.В., доцент кафедры ПиП

 

Характеристика профессиональной деятельности учителя и возможные формы ее описания при подготовке экспертного заключения по оценке соответствия уровня квалификации педагогического работника первой (высшей) квалификационной категории

 

Должностные обязанности*

Должен знать*

Документация и материалы портфолио педагогических работников

Возможные формы описания

1. Владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической деятельности

Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета…

−    основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических,… и организационно-управленческих задач;

−      педагогику, психологию, возрастную физиологию;

−      школьную гигиену;

−      правила по охране труда и пожарной безопасности;

−      методику преподавания предмета;

−      программы и учебники по преподаваемому предмету;

−      методику воспитательной работы;

−      требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

−      средства обучения и их дидактические возможности;

−      основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

−      теорию и методы управления образовательными системами;

−      современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

−      методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими)…;

Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие увидеть:

−    учет психолого-физиологических особенностей обучающихся и специфики преподаваемого предмета; наличие  благоприятного морально-психологического климата в учебной группе;

−    использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения;

−    организацию и поддержку разнообразных видов деятельности обучающихся, ориентацию на личность, развитие мотивации, познавательных интересов, способностей;

−    применение современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

−    использование в своей деятельности компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц;

−    использование современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)

−  способен выбирать технологии и методики в соответствии с возрастными и проявляющимися физиологическими особенностями обучающихся;

−  имеющийся объем теоретических знаний и практических навыков позволяет варьировать использование технологий и методик и их различных сочетаний для достижения учащимися образовательных результатов;

−  владеет современными образовательными технологиями, технологиями диагностики и корректировки;

- может простроить оптимальную модель обучения, совершенствуя методы обучения и воспитания;

- отмечается работа на повышение учебной мотивации, развитие познавательной активности учащихся (стабильные результаты);

- педагог понимает перспективы ФГОС, реализует деятельностный подход на уроке;

- педагог комплексно ставит задачи …и т.д.;

- совокупность используемых технологий и методик обеспечивает эффективную и продуктивную деятельность педагога;

- формирует у учащихся новые образовательные результаты и практики;

- в осуществлении профессиональной деятельности педагога наблюдается стремление включиться в инновационную и исследовательскую деятельность;

−   

…используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

…организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.

2. Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания

Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

−    приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

−    законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

−    Конвенцию о правах ребенка;

−    основы научной организации труда;

−    нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

−    основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения… научно-методических и организационно-управленческих задач;

−    педагогику, психологию, возрастную физиологию;

−    методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с… коллегами по работе;

Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие:

1.        Отразить результаты методической работы, т.е. степень направленности педагогического мышления на улучшение, обогащение, преобразование существующей педагогической практики, пр.;

2.        Дать оценку участия в экспертной деятельности;

3.        Отразить направленность деятельности на обеспечение программ по преподаваемой дисциплине собственными методическими и учебно-дидактическими материалами;

4.        Дать оценку результатов работы, в т.ч. оценку участия в проектной деятельности (работа в творческих группах) по разработке научно-методических материалов,  оценку результативности работы по индивидуальной методической теме;

5.        Подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах);

6.        Дать оценку заинтересованности педагога в повышении квалификации или профессиональной переподготовки;

7.        Дать оценку признания педагога на отраслевом и государственном уровне (наличие государственных отраслевых наград)

−    Полученные результаты свидетельствуют об эффективности педагогического опыта (или… обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов);

−     Данный опыт направлен на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;

−    Можно утверждать о непрерывном профессиональном росте педагога;

−    Ореол распространения педагогического опыта свидетельствует о его востребованности среди педагогической общественности района (города, области) и воспроизводимости;

−    Деятельность учителя (его опыт по…) получила признание педагогического сообщества на… уровне;

Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

3. Наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных  программ и показателей динамики их достижений выше средних в Челябинской области (в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах соревнованиях)

…способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ

−      программы и учебники по преподаваемому предмету;

−      педагогику, психологию, возрастную физиологию;

 

Документация и материалы портфолио педагогических работников позволяющие увидеть:

1.      Результаты учебной деятельности обучающихся (результаты освоения обучающимися образовательных программ; результаты  ГИА, ЕГЭ, предметных олимпиад);

2.      Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам (результаты по сохранности контингента обучающихся; охват обучающихся различными внеклассными мероприятиями по предмету; системность социально направленной деятельности в организации воспитательной работы)

 

−  стабильно проявляющиеся образовательные результаты обучающихся (воспитанников) превышают средние показатели в субъекте Российской Федерации (указать стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ) или степень педагогического воздействия (влияния) на учащихся (воспитанников));

−  прогнозирует тенденции ближайшего развития обучающихся;

−  можно отметить работу на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов;

Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся

Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе

Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение

 

* ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования")

 

Авторизоваться

|
Copyright © 2021 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top