С древнейших времён люди мечтали о полётах. Сочиняли сказки, где герои летали на ковре-самолёте, верхом на орле или на чудесно выросших за плечами крыльях...

Но сказка — сказкой. Как отличить выдумку от реально­го? Оказывается, можно. Заглянем в летописи. Там в ста­рину писали только правду. Из них мы узнаём, что начи­ная с IX века в Европе, да и на Руси, люди пытались-таки летать на искусственных крыльях, похожих на птичьи. Вот что писал в XIII веке Даниил Заточник: «Иные, вско­чив на коня, скачут по ристалищу, рискуя жизнью, а иные слетают с церкви или с высокого дома на шёлковых кры­льях...»

Как жаль, что ни в одной летописи нет рисунков. Одна­ко представить себе, как выглядели крылья первых лету­нов — мы можем. Правда, отметим, что летать как птица, махая крыльями, не удалось пока никому.

А КАК УЧИЛИСЬ ЛЕТАТЬ ЛЮДИ

Возможен скользящий, планирующий полёт на непод­вижных крыльях. Так летают самолёты. Их тянет вперёд сила, создаваемая винтом или реактивным двигателем. Подобным же образом летают планеры и известные вам дельтапланы. Только двигателя у них нет, а чтобы полу­чить энергию для полёта, пилот беспрестанно разворачи­вает аппарат и ловит его крыльями ветер. Так удаётся про­держаться в воздухе насколько хватает сил. Хороший пла­нер может одолеть 1500 километров, а дельтаплан— до 500 километров.

Наш художник изобразил полёт на крыльях, сделанных из ивовых прутьев, обтянутых алым шёлком. Орлиная го­лова, украшающая их, согласно поверию, приносила уда­чу.

Вес человека равномерно распределялся по всей по­верхности крыла при помощи шнуров и ремней. Накло­ном тела и движением ног храбрый летун, изменяя по­верхность крыла, управлял аппаратом.

Дым костра, поднимающийся в небо, подсказал мечта­телям ещё одно решение. Сначала, как водится, это отра­зилось в сказках. Например, легендарный Геракл вознёс­ся на небо в дыму костра. А в мифах Древней Греции жи­вёт племя «капнобатов» — людей, умевших ходить по воздуху при помощи дыма.

Некоторые философы средневековой Европы упоми­нают опыты, в которых лёгкая оболочка, наполненная дымом, поднимается вверх. Почему это происходит, дол­гое время не понимали. Но в XVII веке Торричелли дока­зал, что воздух имеет вес. Тогда стало ясно: тела легче воздуха должны в нём плавать, как масло в воде. Дело со­всем не в дыме. Просто лёгкий горячий воздух от костра поднимается вверх... И если сделать достаточно боль­шую и лёгкую оболочку, наполнить её тёплым воздухом, то она не только сама всплывёт, но и поднимет с собой груз.

Впервые полёт человека таким способом был совершён в 1731 году у нас в Рязани. Воздухоплаватель взлетел на воздушном шаре, наполненном дымом, и ветер отнёс его к колокольне. Здесь он ухватился за верёвку и спустился вниз, на землю.

Смельчака бы похвалить да наградить, но... священник его едва не проклял.

Кто он? В старинной рукописи указано странное имя «Нерехтец Крокутный Фурвин». Однако исследования ру­кописи криминалистами показали, что имя вписано через десятки лет, а до того была иная надпись — «немец креще­ный». Иными словами, это был чужеземец, нашедший в России вторую родину и принявший нашу православную веру. Только здесь он смог осуществить свою мечту, над которой, несомненно, работал всю жизнь.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top