| 
 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ 
 | 
| 
 Критерии оценки качества лекции 
 | 
 Перечень показателей качества электронной лекции  
  
 | 
| 
 научность (соответствие современному уровню развития науки) 
 | 
 Непротиворечивость раскрываемых понятий 
Ссылка на авторов и источники научных концепций 
Использование современных трактовок понятий, с точки зрения современных научных исследований  
Сопоставление точек зрения различных научных школ на проблему, раскрываемую в лекции  
 | 
| 
 мировоззренческая сторона 
 | 
 Фундаментальность представленных в лекции знаний, основанных на общенаучной парадигме, признаваемой большинством ученых  
 | 
| 
 наличие методологических вопросов, правильная их трактовка 
 | 
 Раскрытие понятий с точки зрения методологии науки, современных концепций 
Раскрытие закономерности рассматриваемых  явлений  
Целостность  в раскрытии сущности  рассматриваемой проблемы 
 | 
| 
 освещение истории вопроса  
 | 
 Отражение этапов, периодов развития  научной области 
 | 
| 
 показ различных концепций  
 | 
 Наличие в лекции не менее 2-3 концепций  
 | 
| 
 связь с практикой 
 | 
 Наличие ярких примеров 
Раскрытие рассматриваемых понятий, закономерностей  на 2-3 примерах (примеры из различных сфер деятельности) 
Связь примеров с опытом слушателей 
 | 
| 
 связь с предыдущим и последующим материалом  
 | 
 Понятная структура лекции 
Включение в лекцию блока, закрепляющего понятия предыдущей лекции 
Введение новых понятий с опорой на ранее изученные  
 | 
| 
 внутрипредметные, межпредметные связи 
 | 
 Раскрытие сущности изучаемых понятий и явлений на примерах из различных научных областей 
Прослеживание причинно-следственных связей между понятия одной научной области (дисциплины) 
Доказательность теории с использованием средств и методов другой науки  
 | 
| 
 изложение материала, выходящего за пределы учебника  
 | 
 Наличие  в лекции материалов взятых из ведущих международных научных изданий 
Наличие в лекции ссылок на ведущие научные школы, занимающиеся проблематикой представленной  в лекции   
 | 
| 
 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА   МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ 
 | 
| 
 четкая структура и логика изложения 
 | 
 Наличие в лекции многоуровневой нумерации представленных блоков материала 
Изложение лекции от общего к частному или от частного к общему 
 | 
| 
 наличие плана, следование ему 
 | 
 Отсутствие хаотичности в представленном лекционном материале 
  
 | 
| 
 сообщение литературы к лекции 
 | 
 Наличие списка литературы 
Наличие гиперссылок на Интернет-источники 
 | 
| 
 доступность и разъяснение новых терминов  
 | 
 Наличие поясняющих схем, таблиц, помогающих слушателям лучше усвоить изучаемые понятия и явления 
 | 
| 
 доказательность 
 | 
 Соблюдение структуры доказательства схеме: научный тезис - доводы, с помощью которых этот тезис обосновывается –вывод 
Наличие аргументов, учитывающих  уровень знаний слушателей в той области науки, по которой читается лекция 
 | 
| 
 выделение главных мыслей 
 | 
 Главные мысли выделяются лектором с помощью дикции, логических пауз, главные мысли в тексте выделяются цветом, подчеркиванием и т.п.  
 | 
| 
 наличие приемов закрепления 
 | 
 Наличие в лекции: 
- закрепляющих упражнений, 
- тестов для самопроверки, 
- примеров с разбором решений и др. 
 | 
| 
 подведение итогов  
 | 
 Наличие в конце лекции: 
- резюме, 
- выводов, 
- вопросов. 
 | 
| 
 применение наглядных пособий, ТСО 
 | 
 Уместность использования пособий и ТСО 
Своевременность использования пособий и ТСО 
Отсутствие одновременного использования нескольких ТСО перегружающих понимание изучаемой проблемы 
 | 
| 
 применение лектором опорных материалов  
 | 
 Наличие в лекции схем, таблиц, выделенных определений понятий 
Наличие заранее заготовленных раздаточных материалов для слушателей 
 | 
| 
 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА  РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИИ 
 | 
| 
 требование конспектировать и контроль выполнения  
 | 
 Наличие обратной связи 
Наличие критериев оценки выполнения заданий 
Наличие баллов в системе оценивания заданий 
 | 
| 
 обучение студентов методике записи лекции 
 | 
 Наличие методических рекомендаций по составлению конспектов лекций 
 | 
| 
 помощь в конспектировании 
 | 
 Выделение главных мыслей в лекции 
Наличие рекомендаций для слушателей (на какие вопросы следует обратить особое внимание) 
 | 
| 
 активизация мышления 
 | 
 Наличие в лекции проблемных вопросов, занимательных задач, развивающих заданий 
 | 
| 
 использование приемов поддержания внимания 
 | 
 Использование в лекции приемов удержания внимания: интересные примеры,  изменение высоты голоса, мимики преподавателя 
 | 
| 
 побуждение задавать вопросы  
 | 
 Применение в лекции заведомо нераскрытых терминов, побуждающих слушателей задавать вопросы 
Применение в лекции логических пауз, во время которых лектор обращается к слушателям с просьбой задать вопрос 
 | 
| 
 разъяснение особо трудных вопросов 
 | 
 Предусмотренность в лекции разделов с четким алгоритмом, разъясняющим трудный вопрос  
Изложение трудного вопроса с опорой на уровень (подготовленность) слушателя к изучению трудных вопросов 
Наличие в лекции материалов подготавливающих слушателей к изучению нового сложного вопроса   
 | 
| 
 наличие заданий на самостоятельную работу по учебнику 
 | 
 Соответствие заданий самостоятельной работы стандартным требованиям, предъявляемым к времени выполнения, сложности и уровню образования 
Наличие пояснений к выполнению заданий для самостоятельной работы 
Однозначность понимания текста задания слушателями 
 | 
| 
 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА   ЛЕКТОРСКИХ ДАННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 
 | 
| 
 знание предмета 
 | 
   
 | 
| 
 умение установить контакт 
 | 
 Умение лектора понимать состояние аудитории через опосредованные средства (письменные сообщения, стиль вопросов от слушателей, длительные паузы и т.д.) 
Умение лектора адекватно отреагировать на сложившееся  эмоциональное состояние аудитории 
 | 
| 
 эмоциональность 
 | 
 Искренность   
Сдержанность 
Экспрессивность  
Эмоциональное взаимодействие с аудиторией 
 | 
| 
 поставленный голос 
 | 
 Способность лектора достигать максимальной силы голоса 
Способность голоса выдерживать значительные нагрузки 
Яркое и сильное звучание речи 
Широкий звуковысотный диапазон речи 
Длительность дыхания  
 | 
| 
 хорошая дикция 
 | 
 Плавность и слитность произнесения слов 
Чёткость и ясность произношения  
Приемлемая манера выговаривать слова  
 | 
| 
 ораторское мастерство 
 | 
 Убеждающее воздействие  
Владение техникой речи 
Большой запас слов 
Свободное владение речью 
Коммуникабельность  
 | 
| 
 культура речи 
 | 
 Владение языковой нормой устного и письменного языка 
Умение использовать выразительные языковые средства  
Правильное произношение слова 
Коммуникативная целесообразность  
Богатство речевых оборотов 
 | 
| 
 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕКЦИИ 
 | 
| 
 информационная ценность 
 | 
 Достаточная новизна знаний 
Отсутствие в лекции банальных утверждений, общих рассуждений, не требующих размышления, 
Развивающее содержание лекции 
Наличие нескольких познавательных  уровней: репродуктивного, реконструктивного, эвристического 
 | 
| 
 воспитательный аспект 
 | 
 Соответствие стиля изложения лекции общепринятым нормам и культурным ценностям общества 
 | 
| 
 достижение дидактических целей 
 | 
 Наличие показателей, по которым оценивается эффективность самостоятельной работы слушателей (достижение слушателями образовательного эффекта, становление компетентностей) как индикаторов качества лекции  
 |