Заслуживает внимания прием, при помощи которого умножают на двузначное число, оканчивающееся пятер­кой. Если такой множитель удвоить, то получится число « нулем на конце. Умножая на это число и деля затем "лученное произведение пополам, найдем требуемый результат с меньшей затратой времени.

Пусть требуется, например, умножить 325 на 45.

Удваивая (в уме) множитель 45, получаем число 90, умножение на которое производится проще, чем на 45.

Перемножив 325 и 90, получим 29 250. Это произве­дение больше искомого в два раза. Чтобы получить нуж­ный результат, надо сбросить половину этого числа, после чего будем иметь на счетах 14 625.

Если множимое — число четное, то описанный прием можно еще более упростить, а именно: удваивая множи­тель, множимое следует, наоборот, уменьшить вдвое.

Для примера умножим 424 на 35.

Произведение 424 X 35 можно представить в виде

424/2X35 X 2 или 212 X 70. Умножение 212 на 70 производится значительно проще, чем 424 на 35, а результатполучается один и тот же.

Читателю, умеющему делить числа пополам сразу при откладывании их на счетах (при этом деление пополам Выполняется в уме, цифра за цифрой и на счетах откладывается половина числа, выражаемого каждой циф­рой делимого), можно порекомендовать еще один прием умножения на множитель, оканчивающийся пятеркой.

Допустим, требуется умножить 426 на 85.

Если в данном множителе отделить пятерку запятой, то получится число 8,5, или 8 1/2, которое в 10 раз меньше данного. Если затем данное множимое увеличим в 10 раз (установив его на счетах разрядом выше), то результатумножения не изменится, так как 426 X 85 равнозначно произведению 426 X 10 X 8 1/2. Поэтому умноже­ние можно выполнить так: отложив на счетах удесяте­ренное множимое, т. е. число 4260, и умножив его на 8, получим 34 080. Прибавив к этому числу еще половину данного множимого, т. е. 213, будем иметь окончатель­ный результат — 34 293.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Copyright © 2024 Профессиональный педагог. All Rights Reserved. Разработчик APITEC
Scroll to top