Когда-то в давние времена жил один старик и у него был сын, мальчик пятнадцати лет от роду. Надоело молодому джигиту сидеть дома без дела, и он стал просить отца:

—   Отец, у тебя есть триста таньга. Дай мне из них сто, и я поеду в чужие края, посмотрю, как там жи­вут люди.

 

Отец и мать сказали:

—   Эти дейьги мы бережём для тебя. Если они нужны для того, чтобы начать торговлю, бери и поезжай.

Джигит взял сто таньга и поехал в соседний город. Стал он ходить по городским улицам и зашёл в какой-то сад. Смотрит, в саду стоит высокий дом. За­глянул в окно и видит: сидят в этом доме за столами молодые люди и чем-то занимаются.

Заинтересовался джигит. Остановил прохожего и спрашивает:

—   Что это за дом и что здесь делают?

Прохожий говорит:

—   Это школа, а в ней обучают письму.

Захотелось и нашему джигиту научиться писать.

Вошёл он в дом и разыскал старшего учителя.

—   Что тебе надо? — спросил старший учитель у него.

—   Я хочу обучиться письму, — ответил джигит.

Учитель сказал:

—   Это похвальное желание, и мы охотно научим тебя писать. Но ведь мы обучаем не бесплатно. Есть ли у тебя сто таньга?

Джигит тут же отдал свои сто таньга и стал обучаться письму.

Через год он так хорошо овладел грамотой, что мог писать быстро и красиво — лучше всех уче­ников.

—   Теперь тебе больше нечего делать у нас, — сказал учитель. — Возвращайся домой.

Вернулся джигит в свой город. Отец и мать спрашивают его:

—   Ну, сынок, рассказывай, много ли ты нажил добра за этот год.

—   Отец, — говорит джигит, — сто таньга не зря пропали, за них я научился грамоте. Сам знаешь, без грамоты и торговать невозможно.

Покачал головой отец:

—   Ну, сынок, видно, не много у тебя ума в голо­ве! Научиться грамоте ты научился, а что толку? Ду­маешь, тебя за это большим начальником назначат? Одно скажу: совсем ты глупый!

—   Отец, — отвечает джигит, — это не так! Бу­дет польза от моей грамоты. Дай мне ещё сто таньга. Поеду я в другой город, начну торговать. В этом деле грамота мне очень пригодится.

Послушал его отец, дал ему ещё сто таньга.

На этот раз джигит отправился в другой город. Ходит он по городу, всё осматривает. Заходит и в сад. Видит — стоит в саду большой, высокий дом, а из дома доносится музыка.

Спрашивает он у одного прохожего:

—   Что делают в этом доме?

Прохожий отвечает:

—   Здесь учатся играть на скрипке.

Пошёл джигит, разыскал старшего учителя. Тот спрашивает его:

—   Что тебе надобно? Зачем пришёл?

 

—   Пришёл учиться играть на скрипке, — отве­чает джигит.

—   Мы не обучаем даром. Если сможешь запла­тить сто таньга в год, будешь учиться, — говорит учи­тель.

Джигит, не задумываясь, отдаёт ему свои сто таньга и начинает учиться. За год он так научился играть на скрипке, что никто не мог с ним сравнить­ся. Больше ему здесь делать нечего, надо возвра­щаться домой.

Приехал он — отец и мать спрашивают его:

—   Где же деньги, которые ты выручил от тор­говли?

—   Ив этот раз я не наживал денег, — отвечает сын, — зато научился играть на скрипке.

Рассердился отец:

—   Хорошо выдумал! Ты что же, хочешь за три года промотать всё, что я нажил за всю мою жизнь?

—   Нет, отец, — говорит джигит, — я не зря промотал твои деньги. В жизни и музыка понадобится. Дай мне ещё сто таньга. В этот раз я тебе много до­бра наживу!

Отец говорит:

—   Последние сто таньга у меня остались. Хо­чешь — бери, хочешь — не бери! Больше у меня ни­чего для тебя нет!

Взял сын деньги и поехал в третий город — добро наживать.

Приехал он в город и решил осмотреть его. Ходит всюду, заглядывает в каждую улицу. Вошёл и в боль­шой сад. В саду стоит высокий дом, а в этом доме за столом сидят какие-то люди. Все они хорошо одеты, и все они делают что-то непонятное.

Подозвал джигит прохожего и спрашивает:

—   Что делают люди в этом доме?

—   Они учатся играть в шахматы, — отвечает прохожий.

Захотелось и нашему джигиту обучиться этой игре. Вошёл он в дом, разыскал главного. Тот спра­шивает:

—   Зачем ты пришёл? Что тебе нужно?

—   Хочу научиться играть в эту игру, — отвечает джигит.

—   Что ж, — говорит главный, — учись. Только мы даром не учим, надо заплатить учителю сто тань­га. Есть деньги — будешь учиться.

Отдал джигит сто таньга и начал учиться игре в шахматы. За год он стал таким искусным игроком, что ни один человек не мог обыграть его.

Простился джигит со своим учителем и думает:

«Что же мне теперь делать? К родителям возвра­щаться нельзя — с чем я к ним приеду?»

Стал он искать для себя какое-нибудь дело. И узнал он, что из этого города уходит какой-то тор­говый караван в далёкие чужие страны. Пришёл молодой джигит к хозяину этого каравана—караван-баши — и спрашивает:

—   Не нужен ли вам работник при караване?

Караван-баши говорит:

—   Нам очень нужен работник. Возьмём тебя, бу­дем кормить и одевать.

Сговорились они, и стал молодой джигит работником.

На другое утро караван вышел из города и отпра­вился в долгий путь.

Шли они долго, миновали много мест и попали в пустынные края. Здесь лошади у них устали, люди заморились, всем хотелось пить, а воды нет. Наконец находят они один старый, заброшенный колодец. Заглянули в него — вода виднеется глубоко-глубоко, поблёскивает, как маленькая звёздочка. Привязыва­ют караванщики к длинной верёвке ведро и спускают в колодец. Вытянули ведро — пустое. Опускают сно­ва — не набирается вода. Долго они так мучились; а потом верёвка совсем оборвалась, и ведро осталось в колодце.

Тогда караван-баши говорит молодому джигиту:

— Ты моложе нас всех. Привяжем тебя и спустим на верёвке в колодец — ты и ведро достанешь и узнаешь, почему это вода не набирается.

Привязывают к поясу джигита верёвку и спус­кают в колодец. До самого дна спустили. Смотрит джигит: в колодце совсем нет воды, а то, что блестело, оказалось золотом.

Джигит нагрузил золотом ведро и дёрнул за верёвку: вытаскивайте! Вытянули караванщики вед­ро с золотом — обрадовались несказанно: не думали, что такое богатство найдут! Опять спустили ведро, джигит опять наполнил его до краёв золотом. Пят­надцать раз опускали и поднимали ведро. Наконец дно колодца потемнело — не осталось там и крупин­ки золота. Теперь в ведро сел сам джигит и сделал знак, чтобы его поднимали. Стали караванщики под­нимать его. А караван-баши думает:

«Стоит ли поднимать этого джигита? Он скажет: «Золото это нашёл я, оно принадлежит мне». И нам его не отдаст, возьмёт себе. Так лучше, чтобы его не было здесь!»

Перерезал он верёвку, и молодой джигит упал на дно колодца...

Когда джигит пришёл в себя, стал он осматри­ваться вокруг и увидел в стенке колодца железную скобу. Дёрнул за скобу — открылась дверь. Вошёл он в эту дверь и очутился в маленькой комнатке.

 

Посреди этой комнатки на постели лежал какой-то умирающий худой и бородатый старик. А возле ста­рика была скрипка. Джигит взял скрипку и решил проверить, исправна ли она. Скрипка оказалась исправной. Он и думает:

«Всё равно мне погибать на дне этого колодца — дай хоть поиграю в последний раз!»

Настроил скрипку и стал играть.

И только джигит заиграл, как бородатый старик тихонько приподнялся, сел и молвил:

—   О сын мой, откуда ты взялся, на моё счастье? Если бы не звуки скрипки, я был бы уже мёртв в эту минуту. Ты вернул мне жизнь и силы. Я — владыка этого подземелья и исполню всё, что ты хочешь!

Джигит говорит:

—   О бабай, мне не надо ни золота, ни серебра, никаких богатств! Прошу тебя только об одном: по­моги мне подняться из этого колодца и догнать кара­ван!

И только он высказал эту просьбу, как старик подхватил его, вынес из колодца и понёс в ту сторо­ну, куда ушёл караван. Когда караван был уже на виду, старик распрощался с джигитом и поблагода­рил его за то, что тот возвратил его к жизни. А джи­гит горячо поблагодарил старика за помощь.

Скоро джигит догнал караван и как ни в чём не бывало пошёл вместе с караванщиками. Караван-ба­ши сильно струсил и думал, что джигит будет бра­нить его и упрекать за коварство, но джигит не ска­зал ни одного гневного слова, будто ничего и не слу­чилось. Идёт с караваном, работает, как все; такой же приветливый, как и прежде.

Однако караван-баши успокоиться не может, и злобные мысли его не оставляют. Думает он:

«Этот джигит, видно, очень хитрый! Сейчас он ни­чего не говорит, а когда в город придём, непременно потребует у меня своё золото».

И вот, когда до города осталось всего два дня пу­ти, даёт караван-баши джигиту письмо, приказывает сесть верхом на лошадь и быстро ехать вперёд.

— Это письмо отвези моей жене — получишь от неё богатый подарок! — сказал он, а сам как-то нехорошо улыбнулся.

Джигит сейчас же отправился в путь.

Подъехал он к самому городу и думает:

«У этого караван-баши нет ни стыда, ни совести: оставил он меня в колодце на верную гибель, при­своил себе всё золото, которое я достал. Как бы не подвёл он меня и теперь!»

И решил джигит прочитать письмо караван-баши. В своём письме караван-баши посылал привет же­не и дочери и сообщал, что в этот раз возвращается с большим богатством. «Но чтобы это богатство всё осталось в наших руках, — писал караван-баши,— вы должны при помощи какой-нибудь хитрости погу­бить джигита, который доставит вам это моё письмо».

Прочёл джигит письмо караван-баши и решил как следует проучить его за коварство и за бесстыд­ство. Стёр он последние строчки письма и написал почерком караван-баши такие слова: «Благодаря этому джигиту я возвращаюсь к вам с большим бо­гатством. Пригласи всех родных и соседей и немед­ленно выдай нашу дочь замуж за джигита, который доставит это письмо. Чтобы к моему приезду всё было сделано, как я приказываю!»

Это письмо джигит и вручил жене караван-баши. Усадила она джигита, стала его угощать, а сама вскрыла письмо мужа и читает.

Прочитала она письмо, пошла в комнату своей дочери-красавицы и говорит ей:

—   Вот, дочка, отец пишет, чтобы я выдала тебя замуж за этого джигита. Согласна ли ты?

А девушке джигит с первого взгляда понравился и полюбился. Она говорит:

—   Слово отца для меня закон, я согласна!

Сейчас же стали готовить всякие яства и напит­ки, созвали всех родных и соседей, пригласили муллу и муэдзина — и выдали девушку замуж за джигита. И девушка рада, и джигит рад, и все довольны и веселы: такая хорошая свадьба была!

Через два дня возвращается домой караван-ба­ши. Работники выгружают тюки с товарами, склады­вают их во дворе. Караван-баши даёт распоряжения и входит в дом. Жена ставит перед ним всякие уго­щения, хлопочет. Караван-баши спрашивает:

—   А где же наша дочь? Почему она меня не встречает? Видно, в гости куда-нибудь уехала?

—   Куда ей ехать! — отвечает жена. — По твоему велению я выдала её замуж за джигита, который привёз нам твоё письмо. Сейчас она сидит со своим молодым мужем.

—   Что ты говоришь, глупая! — закричал кара­ван-баши. — Я же приказал тебе, чтобы ты какой-нибудь хитростью извела этого джигита.

Жена говорит:

—   Зря бранишь меня. Вот твоё письмо. Прочитай его сам, если мне не веришь! —и подаёт письмо.

Схватил караван-баши письмо, смотрит — его почерк, его печать.

Стал он с досады грызть кулак:

—   Я хотел его уничтожить, избавиться от него, а вышло всё не так, не по-моему!

Да уж раз дело сделано, не переделаешь его. Притворился караван-баши добрым, ласковым. Приходит он с женой к джигиту и говорит:

—   Дорогой мой зять, я виноват перед тобой! Не гневайся, прости меня!

Джигит отвечает:

—   Ты был рабом своей жадности. Ты бросил меня в глубокий колодец, и только благодаря доброму старику я не погиб там. Что ты ни затевай, что ни вы­думывай, погубить меня не сможешь! Лучше и не пы­тайся!

На другой день джигит заложил тройку и со сво­ей молодой женой поехал кататься. Едут они по широкой, красивой улице и подъезжают к прекрасно­му дворцу. Во дворце горят разноцветные огни, пе­ред дворцом стоят люди, все о чём-то переговари­ваются, смотрят на дворец. Джигит спрашивает:

—   Что это за дворец и почему здесь собралось так много людей?

Жена говорит ему:

 

—   Это дворец нашего падишаха. Падишах объ­явил, что выдаст свою дочь за того, кто обыграет его в шахматы. Проигравшему отрубают голову. Много уже погибло здесь молодых джигитов из-за дочери падишаха! А обыграть его никто не может: нет на свете второго такого искусного игрока!

—   Зайду и я к падишаху, сыграю с ним в шахма­ты, — говорит джигит.

Стала молодая жена плакать, стала упраши­вать его:

—   Не ходи. Если зайдёшь, непременно потеряешь голову!

Успокоил её джигит.

—   Не бойся, — говорит, — останется цела моя голова.

Вошёл он во дворец. А там сидят визири, сидит за столом падишах, перед ним шахматная доска.

Увидел падишах джигита и спрашивает;

—   Зачем пришёл?

Джигит говорит:

—   Пришёл играть с тобою в шахматы.

—   Я тебя всё равно обыграю, — говорит пади­шах, — и тогда отрублю тебе голову!

—   Отрубишь так отрубишь, — говорит джигит, — а сейчас давай играть.

Падишах говорит:               ,

—   Будь по-твоему! И вот моё условие: если я выиграю три партии — отрубаю тебе голову; если ты у меня выиграешь три партии — выдам за тебя дочь.

Подают они один другому руку в присутствии всех визирей и начинают играть.

Первую партию выиграл падишах. И вторую пар­тию выиграл падишах. Радуется он, говорит джи­гиту:

—   Я же предупреждал тебя, что пропадёшь ты!

Осталось тебе ещё один раз проиграть, и снесут тебе голову!

—    Там видно будет, — отвечает джигит. — Давай играть дальше.

Третью партию выиграл джигит. Поморщился падишах, говорит:

—    Сыграем ещё раз!

—    Хорошо, — отвечает джигит, — сыграем, если тебе хочется.

И опять выиграл джигит.

Падишах говорит:

—    Ещё раз сыграем!

Сыграли ещё раз, и снова джигит выиграл.

Падишах говорит:

—    Ну, если хочешь, бери мою дочь. А если выиграешь ещё одну партию — отдам тебе полцарства.

Стали играть. Снова партию выиграл джигит.

Разошёлся падишах и говорит:

—    Давай сыграем ещё партию! Выиграешь — отдам всё царство.

Визири его уговаривают, а он и слушать не хочет.

Снова джигит выиграл.

Дочку падишаха он не взял, а всё его царство взял. Вызвал джигит к себе своих родителей, и стали они жить все вместе.

Я у них был — сегодня ходил, вчера вернулся. Поиграли, поплясали, поели-попили, усы намочили, а в рот ничего не попало.

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top